Исследовательская деятельность в старшей группе ДОУ. Свойства воды
Научно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Свойства и значение воды»
Программное содержание:Расширить знания детей об одной из составных природы – воду; объяснить на опытах её качества (цвет, запах, текучесть). Учить определять и называть её основные признаки (чистая – грязная, цветная), устанавливать простейшие связи и зависимости с другими предметами – удерживает лёгкие предметы, растворяет красители. Раскрыть суть термина: «Отстоянная вода».
Продолжать знакомить детей с фильтрациею воды. Закрепить названия фильтров и их состав; умение готовить дренаж для рассады и замачивать семена. Формировать правила культурно целесообразного поведения. Побуждать к участию в общественно значимой деятельности.
Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение самостоятельно делать опыты, формулировать выводы.
Воспитывать желание работать в научно – экспериментальной лаборатории.
Оборудование: ёмкость с водой, ёмкость с разными по весу предметами, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, стаканчики, лупы, земля, камешки, песок, цветочные горшочки, замоченные, пророщенные и сухие семена, природные и искусственные фильтры, халаты.
Ход.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, что мы сегодня продолжим исследовать в нашей лаборатории.Н. Рыжова «Волшебная вода»:
-Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде?
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Догадались, что будем сегодня исследовать?
- Я знала, что вы ответите правильно. Предлагаю вспомнить свойства воды, поиграть в научных сотрудников.
Дидактическая игра: «Что ты знаешь о воде?» (карточки-моделирования).
- Главный эксперт лаборатории будет показывать карточки, а вы внимательно называть свойства, которые относятся к воде. (Ответы).
- Все ли свойства воды, как ты думаешь, перечислили тебе твои лаборанты?
- Хорошо, спасибо.
- А вот эксперт (имя), тоже хочет проверить ваши знания.
Схема «Откуда берется вода?» - назовите только те источники, откуда мы можем взять воду?
- Оригинально вы показали свои знания о воде.
- Я хочу продолжить знакомить вас со свойствами воды.
Дело в том, что вода увеличивает предметы, как увеличительное стекло. Подумайте, каким образом?
Опыт.
- Надо просто посмотреть через ёмкость с водой на предмет.
- Посмотрите, какая рука у вашего товарища, когда мы смотрим через ёмкость с водой? (ответы)
- А сейчас посмотрите на ваши руки через увеличительное стекло.
-Какой делаем вывод и выделяем свойство воды: способность увеличивать предметы.
- Молодцы!
- Напомните мне, пожалуйста, для чего нам с вами еще нужны увеличительные стекла?
- Правильно, некоторые семена цветов, огородных культур очень мелкие, а с помощью увеличительного стекла, мы видим, как они проросли.
- Давайте посмотрим, что изменилось с семенами, которые нам просили прорастить.
- Они набухли, появились первые маленькие корешки. Такие семена можно высаживать в землю.
- Цветоводы и огородники подготовят место для посадки и придут к нам за пророщенными семенами.
- Мы с вами вместе делаем очень хорошую работу, помогаем нашим друзьям, ведь замоченные, пророщенные семена растут гораздо быстрее.
Благодаря нам лаборантам, плюс труду цветоводов и огородников, скоро в зимнем саду будут благоухать новые цветы и огородные культуры.
- В пословице говориться: «Вместе и жить веселей, и дело спорится быстрей!»
- Соединим ладошки наш девиз: «Так держать!»
- А без чего ж мы не смогли бы замочить и прорастить семена?
- Верно, видите, еще раз убеждаемся, что без воды нам не прожить.
- Посмотрите сколько разных предметов у меня в колбе. Назовите их.
- Как вы думаете, все ли они будут плавать в воде? Проверим.
Игра: «Узнай на ощупь?» - надо взять любой предмет закрытыми глазами, на ощупь. Назвать его. Твои предположения он утонет или будет плавать? Бросить в воды. Вывод.
- Какие предметы плавают на поверхности воды, а какие утонули?
- Отметим ещё одно свойство воды – удерживать лёгкие предметы на её поверхности.
Предположения:
- Может надо хорошо перемешать воду, чтобы всё утонуло? Берите ложечки помешайте воду. Что-то изменилось? (ответы)
- Может, создадим искусственный шторм, волны на нашем мини-море, тогда всё утонет?
- Возьмите трубочки для коктейля наберите больше воздуха в лёгкие и подуйте в воду. Есть изменения? (Ответы).
- Какой всё-таки делаем вывод: лёгкие предметы не тонут, а плавают в воде.
- Умнички, правильно мыслите.
- Этот опыт мы провели совместно, а сейчас я предлагаю подумать, какой бы вы опыт хотели провести с водой и рассказать о нем.
Презентация своего опыта.
- Спасибо, всё было представлено профессионально.
- Сегодня к нам в лабораторию пришло письмо от цветоводов и огородников. Ярослав прочитай, пожалуйста: «Подготовьте воду для полива растений и дренаж для посадки рассады».
- Вспомните, какой водой поливают растения? (Ответы).
- Эксперт расскажет, как приготовить отстоянную воду. (Воду из-под крана надо отстаивать 2-3 дня, чтобы осел осадок – мелких загрязняющих частиц и вышли пары хлора, который может навредить растениям.)
- Ответ достойный эксперта.
- Как вы думаете, наша отстоянная вода, в которую мы бросали разные предметы, пригодна для полива? Почему? (Ответы).
- Как мы можем её очистить? (Ответы).
- Но сначала давайте достанем, из неё все предметы может, какие-то из них пригодятся нам для дренажа. Напомню, дренаж делается из мелких камешков, песка и земли. Камешки кладут вниз, чтобы воздух проходил между ними и растение дышало.
- Называйте, что выловили и куда положите. (Пуговицы, ленточки, мячики -на тарелочку).
- Камешки на дно цветочного горшка. Добавьте немного песка, чтобы корни, когда, дорастут, до камней питались влагой. Теперь досыпьте земли, но не до самого края горшка, а на 2см ниже, чтобы, когда огородники будут, делать лунку для рассады земля не высыпалась.
- Дренаж готов.
- Теперь приступим к фильтрации воды.
- Как вы думаете, какой фильтр лучше очистит воду: искусственный или природный? (Предположения).
- Давайте проверим: одни дети фильтруют воду через искусственный фильтр (активированный уголь, бинт, вата). Другие – через природный (камни, песок, бинт).
- Ваши выводы: вода очистилась одинаково чисто. Такую воду можно использовать для полива. Выливайте её в поливальники.
- Вам понравились наши исследования в лаборатории?
- Что вы узнали нового? Я думаю, мы можем пойти оформить наши исследования в очередную Мановскую работу, и познакомить с нею наших товарищей.
- Спасибо, приятно было с вами работать.
- А на следующей лабораторной работе, я познакомлю вас со свойствами марганцевого калия.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима Опыты и эксперименты в старшей группе ДОУ Развлечение по экспериментированию для детей старшей группы Конспект занятия по познавательной исследовательской деятельности в старшей группе. Каменный угольПохожие статьи:
Участник №37 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» c 1 ноября по 31 января 2016 года
Автор: Лилия Николаевна Ференци
Опубликовано: 3265 дней назад (14 декабря 2015)
Просмотров: 6582
Рубрика: Исследовательские работы
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|