Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по познавательной исследовательской деятельности в старшей группе. Каменный уголь

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшая группа. Свойства каменного угля
Автор: Шепелёва Мария Юрьевна, воспитатель МДОУ ясли-сад №3 "Уголёк", г. Ждановка
Данный материал будет полезен для воспитателей. Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. «Каменный уголь»
Цели:
1. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Формировать представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Расширять представления детей о профессиях. Закрепить знания о профессии шахтёра. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов окружающего мира. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
3. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать интерес к шахтёрскому труду.
Предварительная работа:
Беседа о труде шахтера, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.
Оборудование:
Посылка с каменным углем, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка, молоток, щипцы.
Ход занятия.
Воспитатель:-ребята, скажите, что вы видите вокруг?
Дети: (предметы: столы, стулья…)
Воспитатель: -как это можно назвать одним словом?
Дети: (мебель)
Воспитатель:-можно сказать, что это предметы. Все предметы относятся к природе. Что мы знаем о природе, какая она бывает?
Дети: (живая и неживая)
Воспитатель:-что мы относим к живой природе
Дети: (растения, животные)
Воспитатель: -почему это относится к живой природе?
Дети: потому что оно растёт, питается, дышит.
Воспитатель: -предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»
- Всё что относится к живой природе мы обозначим зелёной карточкой. Найдите её подымите. Неживая-красная. Вот и поиграем в такую игру. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода, уголь).
Воспитатель: -молодцы!
Воспитатель: -ребята посмотрите у меня есть посылка. (на посылке картинка Шарика из «Простаквашино») О! Это из какого мультфильма?
Дети: «Простаквашино»
Воспитатель:-поэтому в посылке так и написано Шарику из «Простаквашино» от дяди Фёдора.
Воспитатель: -давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.
Письмо: «Здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, не надо рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»
Воспитатель: -А вот записка от Шарика: «Ой ребята я не могу разобраться. Здесь есть только одна загадка. Подскажите мне, что это?»
С виду неприглядный камень
Он в земле лежит пластами
Чтоб наверх его достать
Надо в шахте побывать
Под землею огоньки
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.
Воспитатель:-что это?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Я не знаю правильно мы отгадали. Сейчас откроем посмотрим. Правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)
Давайте подумаем ребята, что мы знаем об угле. Давайте вспомним где же добывают уголь?
Дети: -На шахте.
Воспитатель: Правильно. Глубоко под землёй. А как называются люди, которые его добывают?
Дети: -Шахтёры.
Воспитатель: -А какие они?
Дети: -Сильные, смелые, отважные.
Воспитатель: - А вы знаете этот камень когда –то был растением… вот послушайте про него сказку:(по телевизору показывается презентация, или по ноуту)
«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».
Вот так образовался уголь!
Воспитатель: -скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)
Воспитатель: - А как ты Соня считаешь? (ответ)
Воспитатель: - А как ты Даня думаешь? (ответ)
-Мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы. (дети проходят за столы). Ребята мы с вами будем изучать свойства угля. А я буду фиксировать это на доске с помощью обозначений.
Опыт 1.
Воспитатель: -Посмотрите внимательно. Какой уголь?
Дети: - Уголь чёрный и блестящий.
Воспитатель: Давайте посмотрим в лупу. Что вы видите?
Дети: -Бугорки.
Воспитатель: - Правильно ребята. Уголь - бугристый как дерево… Ставим на доску обозначение.
Воспитатель: -Возьмите уголь в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
Дети: -Он пачкается.
Воспитатель: -Ставим на доску обозначение.

Физминутка:
Уголь в земле глубоко залегает.
(Делают три приседания.)
В шахтах его горняки добывают.
(Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену в забой шахтёрам пора
Уголёк –поднимать на гора.
(Выполняют наклоны вправо – влево.)
Шахтёры, шахтёры на смену идут,
(Маршируют на месте.)
Нелёгок, но очень почётен их труд.
(Поднимают руки через стороны вверх)
Опыт 2:
Воспитатель: -Ребята, а уголь твердый или мягкий?
Дети: -Твёрдый.
Воспитатель: -А как вы узнали?
Дети: -Нужно на него надавить пальцем.
Воспитатель: -Ставим на доску обозначение.
Воспитатель: -Ребята да уголь твёрдый, но прочный ли он? А как же проверить на прочность?
Дети: -Стукнуть.
Воспитатель: -Правильно, вот сейчас мы это и сделаем. У меня есть молоток, посмотрите внимательно. Я ложу и стукаю. (воспитатель молотком ударяет по каменному углю). Ребята, что мы можем сказать, уголь прочный? Что произошло?
Дети: -Он рассыпался. Нет не прочный.
Воспитатель: - Давайте сделаем вывод: каменный уголь твёрдый, но от удара он рассыпается. Ставим на доску обозначение.
Сообщение: «Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»
Опыт 3:
Воспитатель: -А как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду?
Дети: -Он утонет.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведём опыт. Возьмите стакан с водой. Поставьте на салфетку его. Возьмите ваш уголь и опустите в стакан с водой. Что вы увидели?
Воспитатель: - А ты что увидел?
Воспитатель: -А у тебя что получилось?
Дети: -Вода помутнела, пошли пузырьки.
Воспитатель: -А как вы думаете почему пошли пузырьки? Что это за пузырьки?
Дети: -Это выходит воздух
Вывод: Правильно, в угле как и в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. Поэтому при опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель: -А что ещё произошло с углем?
Дети: -Он утонул
Воспитатель: -Правильно, какой можно сделать вывод?
Дети: -Уголь тяжелый.
Воспитатель: -Правильно. Ставим на доску обозначение.
Опыт 4:
Воспитатель: -А как вы думаете, уголь растворится в воде?
Дети: -Да, нет.
Воспитатель: -Давайте проверим.
Воспитатель: -Возьмите палочки и помешайте.
Дети: -Уголь не растворяется.
Воспитатель: -Правильно, уголь не растворяется в воде. Ставим на доску обозначение.
Воспитатель: -Где же добывают уголь?
Дети: -На шахте.
Воспитатель: -Наш край угольный. И город наш шахтёрский. Для добычи угля строят шахты. И ваши родители работают на этих шахтах. Да ребята у нас мужчины в основном работают на шахтах. Потому что у нас шахтёрский край. Этот труд тяжёлый, трудный и опасный. Для чего же они добывают уголь, зачем он нам нужен? Где мы его используем?
Дети: ответы.
Воспитатель: -Правильно ребята, каменный уголь хорошо горит.
Опыт 5:
Воспитатель: -А что же будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем и увидим как уголь горит.
Воспитатель: -Для этого в лаборатории используют спиртовку. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься?
Дети: Щипцами
Воспитатель: -Что происходит с каменным углем?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь
Дети: предположения детей.
Воспитатель: - Но мы же с вами говорили, что он появился из дерева. А дерево горит?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -Это ещё раз доказывает, что угль образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад. Если посмотреть на уголь под лупой, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже и насекомых. Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ. Так для чего же нужен каменный уголь?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Для обогрева. Но не только его ещё используют и для лаков, для красок, и даже для лекарств.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -А знает ли вы, что угольными таблетками можно рисовать картины, хотите попробовать? Дети готовят себе альбомные листочки, садятся за столы, рисуют таблетками по замыслу.
Воспитатель: - Как вы думаете для чего дядя Федор прислал Шарику каменный уголь.
Дети: -ответы детей.
Воспитатель: -Правильно, чтобы он топил печку и ему было тепло.
Воспитатель: - И это письмо, и посылку и наши подсказки отправим назад в Простоквашино. Чтобы Шарик не замёрз.
Воспитатель: -С каким природным богатством нашего родного края мы сегодня познакомились?
Дети: -С каменным углём.
Воспитатель: -Какие свойства каменного угля вы узнали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Какое исследование, вам понравилось?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -В недрах нашей родной земли много полезного ископаемого -
каменного угля, без которого люди уже не смогут прожить. Но его
надо беречь. Иначе опустеют «подземные склады» и людям ничего не останется. А вы, юные донбассовцы, любите, познавайте свой Родной край, его природные богатства.
Воспитатель: -всем спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность в старшей группе ДОУ. Свойства воды Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по теме «Как увидеть воздух». Развлечение по экспериментированию для детей старшей группы

Похожие статьи:

Опыты по теме «Воздух» в старшей группе

Участник №15 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
Опубликовано: 1785 дней назад (14 декабря 2019)
Просмотров: 3603
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!