Конспект урока литературы для 5 класса. Ш. Перро
Конспект урока для 5 класса на тему "В гостях у сказочника Шарля Перро"
Цели урока:ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателей к личности сказочника, его судьбе, эпохе.
Развитие творческого воображения, расширение кругозора учащихся.
Воспитывать добронравие.
Оборудование: портрет Ш.Перро; доска; компьютер; презентация; атрибуты костюмов: Золушка, Спящая красавица, Красная шапочка, Мальчик-с – пальчик, Шарль Перро. Выставка книг Ш. Перро; иллюстрации; Тест.
Ход урока
I. Организационный моментII. Вступительное слово учителя
Навряд ли фея в оны времена
Могла бы юное так одарить созданье
Чтоб тьму даров затмить, которая дана
Самой природой вам, всем смертным в назиданье...
Живи, мудрей, расти, читатель! А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству - жиз¬ни на Земле.
Ученик:
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой - Шарль Перро.
III. Формулировка темы урока.
Эти стихи посвящены автору известных всему миру сказок Ш.Перро. Тема нашего урока: «В гостях у сказочника Шарля Перро». Мы продолжаем знакомиться с творчеством Шарля Перро.
IV.Биография Шарля Перро.
-Расскажите о жизни сказочника Шарля Перро?
(Звучит музыка одного из французских композиторов XVII в. – К. Глюк, Г. Берлиоз, Ш, Гуно, Ж. Бизе)
Давным-давно (___ лет назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Это время отличалось необычной роскошью парижского двора, стремлением феодалов к пышной жизни, развлечениям.
В семье Перро один брат стал адвокатом, другой сборщиком налогов, третий врачом, но весь свой досуг посвящал архитектуре, четвертый богословом, а самый младший – Шарль – посвятил себя делам государственным: генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и не заслужено), потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато запомнились они так крепко, что спустя почти четыре века мы читаем и перечитываем их с большим удовольствием.
Не правда ль, есть особая приятность
В бесспорность превращать невероятность?
С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером де Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойным не только государственного человека, но и просто взрослого человека. Однако, истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено достопочтимому Шарлю Перро. Сами же сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен.
Со сказками Перро произошел еще один редкий случай. Сюжеты, похожие на «Красную Шапочку», «Спящую красавицу», «Мальчика с пальчик» встречаются по всей Европе. И литературные, т.е. написанные писателем, они воспринимались как народные.
Рассказывая свои сказки, Перро задался целью убедить читателя, и убедил, что не только в древней Греции и Риме случалось что-то достойное внимания, но и в собственной его стране тоже. В «Спящей красавице», «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми того времени – и с королями тоже – происходят странные вещи.
V.Путешествие во Францию
-В какой стране родился и жил Шарль Перро? (Франция.)
Франция - одно из крупнейших государств Западной Европы. Ее морские границы длиннее сухопутных. На севере Францию от¬деляют от Англии неширокие морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На западе Франция омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем.
Когда-то всю территорию Франции покрывали густые леса. Сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы здесь - снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки - Сена, Рона и др.
Лицом этой страны можно назвать ее столицу - Париж. На месте древнего поселения племени паризиев у речной переправы через реку Сену в 6 веке возникла столица королевства франков. В XIII веке все феодальные княжества страны объединились в еди¬ное государство.
Что вы знаете об этой стране?
Франция - высокоразвитая страна. Заводы больших промышленных городов выпускают станки, автомобили, электровозы, суда, самолеты. Издавна славится Франция своими парфюмерными изделиями. Франция - это и центр мировой моды.
Во Франции, как и во многих других странах, сохраняются ТРА¬ДИЦИИ в быту и культуре.
Уже с середины XIX века во Франции перестали носить красочный народный костюм. Его надевают лишь участники народных фестивалей. Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с пышными рукавами, корсажа, передника, чепца и шляпы. Мужской костюм - это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка, шейный платок и шляпа. Старинная народная обувь – сабо- выдолбленные из дерева башмаки.
VI.Как одеты сказочные герои?
-Найдите в сказках, как одевались разные герои. Помогут вам это увидеть иллюстрации в книгах.
-Какой наряд вы хотели бы иметь, если бы у вас была волшебная палочка феи?
-Здесь мы видим иллюстрации героев сказок, прочитанных вами.
-Из каких сказок эти персонажи?
-Какие из этих сказок вы читали?
- У кого есть в домашней библиотеке сказки Шарля Перро?
- У нас в школьной библиотеке есть такие книги со сказками Шарля Перро… ( выставка книг)
VII.Инсценировка героев сказок.
У нас в гостях герои сказок Шарля Перро.
Всем! Всем!Всем принцам!
Убедительная просьба в ближайшие 100 лет не беспокоить .Хочу спать!
(Спящая красавица).
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
(Золушка)
Бабушка меня очень любила
Шапочку мне подарила.
(Красная шапочка)
Я маленький, Да удаленький.
(Мальчик –с- пальчик)
-Из каких сказок эти персонажи?
-Каждая сказка нас чему- то учит. Чему вас научила эти сказки?
VIII.Физкультминутка
Танец под песню «Добрый жук».
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука -
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
IX. Пресс-конференция.
- Ребята, учитывая, то, что вы любите сказки Ш.Перро. Сегодня у нас случилось чудо.К нам пришел сам Ш.Перро. Ведь у вас много накопилось вопросов к этому сказочнику. Вот теперь вы можете задавать вопросы . (Под аплодисменты выходит Ахметдинов Ильяр в роли Шарля Перро. Он садиться на стул, а дети задают ему вопросы:
-С кого начнем?
1) - Здравствуйте, Шарль Перро, я хочу спросить, вы сами сочиняли сказки?
Ш. Перро:
Конечно, нет. Одни я помнил с детства, другие узнал в течение жизни от трепальщика льна, от нянек моих детей, ведь когда я стал писать сказки мне было 65 лет. Единственная сказка, придуманная мной, Рикке с хохолком.
2) Почему вы стали писать сказки?
Ш.Перро:
Потому что на них пошла мода, ими увлекалось королевство.
3) Почему ваши сказки нравились богатым?
Ш.перро:
Я свои сказки сделал современными. Так, например, сёстры из сказки «Золушка», собираются на королевский бал и одеваются по самой последней моде, а в моде были пышные платья и утянутые талии. Наш Французский король Людовик 14 очень любил балы и маскарады. Принцессы в моих сказках говорят так, как подобает принцессам.
4) А почему ваши сказки нравились и бедным?
Ш. Перо:
Все люди в моих сказках говорят так, как в жизни. Дровосек и его жена в сказке «Мальчик с пальчик» говорят , как простые люди. Кот в сапогах настоящий ловкий парень из народа. Простые люди мечтают жить лучше. Кот в сапогах становится королевской важной особой, Мальчик с пальчик не забывает вытащить из кармана людоеда мешочек с золотом.
5) А почему ваша сказка о «Спящей красавице ваша первая сказка?
Ш.Перро:
Вы видели мою Мари? Не видели! А если бы вы знали, вы бы поняли, кого я описал в этой сказке и чем меня привлекла «Спящая красавица. Она напомнила мне о Мари! Тонкая, изящная, весёла, всегда прекрасная. Вот какой была моя жена. И вдруг умерла… В гробу лежал прекрасный ребёнок. Ей ведь было всего 24 года. Она ещё и жизни не видела. Я тогда думал: ах, как жаль, что мёртвые не оживают! Пусть в сказках, но оживают! Когда мы поженились мне было 44 года, а моей Мари – 17 лет. Мы прожили 6 лет, она родила мне четверых детей и умерла. У её могилы я поклялся никогда больше не жениться и сдержал слово.
6) Почему в сказке «Спящая красавица» вся посуда у короля серебряная и золотая?
Ш.Перро:
Потому что, чтобы мои сказки были современными, я описывал в них то, что окружало всех. А у нашего короля Людовика 14-го вся посуда была из золота и серебра. Даже сковородки и столы были серебряные.
7) Ваш дворец, в котором спала 100 лет «Спящая красавица», очень похож на Версальский дворец, почему?
Ш.Перро:
О! Это дворец короля Людовика 14 –го.Да, именно его я описал в сказке «Спящая красавица». В его строительстве участвовал и мой брат Клод, который был известным архитектором. А вы знаете, что его строили при Людовике 14-м 50 лет 36 тысяч рабочих. В нём больше 100 комнат и 350 окон.
8) Почему в сказке «Спящая красавица со всеми остальными не заснули король и королева?
Ш.Перро:
О! Это было бы равносильно покушению на короля! Если бы вы знали Людовика 14-го, также , как я, то не задавали такого вопроса! (поднять палец вверх) Франция без короля – это невозможно! Одно неверное слово и … Он был Французским королём с 5 лет до смерти 72 года!.
X.Вслед за текстом
А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.
1. Сказка «Спящая красавица»
Свои дары преподнесли принцессе:
а)семь;
б)восемь;
в)девять фей.
2. Принцесса уколола руку:
а) иголкой;
б) веретеном;
в) спицей.
3.Первые слава, которые произнесла принцесса, увидев прин¬ца, были:
а) Наконец-то вы пришли!
б) Это конец моих страданий?
е) Это вы, принц?
4. Одного из трех достоинств у принцессы не было. Какого?
а) красота;
б) доброта;
в) грациозность.
2. Сказка «Красная шапочка»
1. В корзинке у Красной Шапочки:
а) галеты и бутылка лимонада;
б) пирожок и горшочек масла;
в) пирожок и горшочек сметаны.
2. Волк кричит Красной Шапочке:
а) Дерни за шнурок, дверь и откроется.
б) Дерни за дверь, она и откроется.
в) Дерни за веревочку, дверь и откроется.
3. Красную Шапочку спасли:
а) дровосеки;
б) охотники, проходившие мимо;
в) никто.
(В полном тексте сказки Красную Шапочку так никто и не спас, так что ответ в - тоже правильный.)
3. Сказка «Кот в сапогах»
1. Герой сначала хотел:
а) съесть кота;
б) выбросить его;
в) продать его.
2. Кот назвал своего хозяина:
а) Маркиз де Карабас;
б) Маркиз де Карабос;
в) Маркиз де Бакарасю.
XI. Викторина « перевёртыши»
Отгадай что, за сказки спрятаны за этими перевёртышами:
1) «Чёрный берет»
2) «Собачка в кроссовках»
3) «Красные усы»
4) «Девочка-великанша»
4) «Недремлющая ведьма»
XI. Язык фей
- Подарки шести первых фей представляют собой качества,
которые мечтали видеть у девушек в XVII веке.
Что пожелала каждая из фей? ( 1 , чтобы была прекраснее всех, 2 – добрым сердцем, 3- что будет всех радовать, 4 – что будет превосходно танцевать, 5 – будет петь, как соловей, а 6 – что будет играть на всех инструментах)
- Кажутся ли они вам ценными сегодня?
- Если бы ты был феей, какие дары преподнес бы новорож¬денному?
- Одинаковы были бы твои дары девочке и мальчику?
- Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, краси¬вых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)
- Но ведь у него есть не просто умные, а хитрые и даже плу¬товатые. Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик здорово умеют обманывать. Вот интересно, считаете ли вы это качество хо¬рошим или нет? (Ответы детей.)
XIII.Тест «Есть ли у вас дар сказочника?»
- Ребята, хотите проверить, есть ли у вас дар сказочника? Тогда выполните тест.
1. За столом вы обычно:
1 - болтаете;
2- молчите;
3 - шумите.
2. Конечно, у вас есть плюшевый мишка:
1 - вы не можете заснуть без него;
2 - вы его уже давно растерзали;
3 - вы очень быстро поняли, что это игрушка для малышей.
3. Вы хотели бы быть:
1 - необычайно красивы;
2 - как все;
3 - таким, каков вы есть.
4. Для вас маленькие дети это:
1- мечта;
2 - незнайки, которых нужно всему научить;
3-одни хлопоты.
5. В лесу:
1 - вы никогда один не гуляете;
2 - ходите по нехоженым тропам;
3 - обожаете жить в палатке.
6. На берегу моря:
1- вы загораете;
2 - купаетесь и строите замки из песка;
3- занимаетесь подводной охотой.
7. Для вас лягушка:
1- земноводное;
2- может быть, прекрасный принц, заколдованный колдуном;
3- обязательный атрибут черной магии.
8. В кровати вечером:
1 - вы сразу засыпаете;
2- охотно послушаете историю;
3 - долго ворочаетесь.
9.На костюмированном балу вы будете:
1 - клоуном;
2 - судьей;
3 - сиреной.
10. Средство передвижения в ваших мечтах:
1- ракета; 2 - ковер-самолет; 3 - гоночная машина.
Ответ: Если у вас больше всего 1- вы охотно предаетесь меч¬там, еще верите в Деда Мороза. Вы умеете заинтересовать тех, кто вас окружает вашими открытиями, реальными и придуманными.
Если у вас большинство 2: Вы не даете себя увести от реальной действительности, но мечта вас все же привлекает. Если вы займе¬тесь сочинительством, то сюжет вряд ли будет захватывающим.
Если у вас большинство 3: у вас практический ум, чувство реальности, и сказки не привлекают вас. Идея стать писателем вам чужда.
XIV. Подведение итогов урока
В сказках Перро побеждает ум («Кот в сапогах»), доброта («Золушка»), находчивость («Мальчик с пальчик»)
Сказки Перро – семена, бросаемые в почву, вашу душу, чистую детскую душу, в надежде, что не прорастут в ней сорняки, а только цветы – добрые наклонности.
Вот и получается, что волшебство черпается в нашей душе. К ней же обращены и сказки Ш. Перро.
Навряд ли фея в оны времена могла бы юное так одарить создание,
Чтоб тьму даров затмить, которая дана
Самой природой Вам, всем смертным в назиданье.
Живи, мудрей, расти, читатель. А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству – жизни на Земле.
- Что узнали на уроке? Чему учились?
XV.Оценка
XVI.Домашнее задание. Прочитать Х.К. Андерсена, биография писателя, сказку «Снежная королева»
Презентация на тему: В гостях у сказочника Шарля Перро
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока-игры по литературе в 5 классе Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо Конспект внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Сказки Васнецова Конспект урока чтения для учащихся 5 классов коррекционной школы 8 видаПохожие статьи:
Автор: Лейсан Ильгизовна Ханипова
Опубликовано: 3050 дней назад (8 августа 2016)
Просмотров: 5140
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|