Тренинг для родителей в детском саду. Трудности произношения звуков
Тренинг для родителей «Звуки [Р], [Р,] – трудности обучения произношению»
Категория участников: родители Цель:
• повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
• установление партнерских отношений с семьей;
• формирование мотивационного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
• познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, дать практические навыки по работе над звуком [Р].
Ход тренинга
Организационный момент Уважаемые родители! Сегодня тренинг посвящен теме: «Звуки [Р], [Р'] – трудности обучения произношению» Вы узнаете, какие бывают речевые нарушения, их причины, основные направления работы при нарушении произношения звуков [Р], [Р'], роль родителей в коррекции нарушений, а также вы увидите, как дома можно поработать над этими звуками.
Информационная часть
Трудности произношения звука [Р]
Распространенной логопедической проблемой, волнующей родителей на протяжении многих десятилетий, является неправильное, «картавое» произношение звука [Р] у ребенка. Часто причиной неправильного произношения звука [Р] является неправильная речь окружающих ребенка взрослых, двуязычие в семье, а также «детское сюсюканье». Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения, то и ребенок в период становления своей речи, будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». Звук [Р] является одним их самых трудных для ребенка. Поэтому данный звук появляется позже других. В норме все звуки, включая [Р] ребенок должен научится выговаривать примерно к 4,5 годам. Поэтому в случае задержки развития правильного произношения, лучше как можно раньше начать работу по коррекции. Подготовить речевой аппарат ребенка (язык, щеки, губы) к правильному произношению и сформировать особое речевое дыхание. Следующей причиной того, что ребенок не может, произносит звук правильно может быть из-за особенностей в строении речевого аппарата (короткой уздечки, слишком большого языка), из-за невозможности координировать движения речевого аппарата (не слушаются язык и губы, трудно перейти от одного звука к другому), из-за плохого слуха (не слышит правильного образца) или зрения (не видит, как произносить).
Основные направления работы при речевых нарушениях
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность. Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация исправленного звука от сходных с ним.
Практическая часть
Уклад органов артикуляции
Для произнесения звуков [Р], [Р'] необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной направленной.
Мягкий звук [Р'] отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу, кончик языка находиться несколько ниже, чем при произнесении [Р], задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
«Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, а затем к нижним. Следить за тем, чтобы язык не сужался, губы, и челюсти не двигались.
«Достать языком до носа»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднят к носу и опустить к верхней губе. Следить за тем, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были не подвижны.
«Достать языком до подбородка»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затее поднять к нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были не подвижны.
«Язык перешагивает через зубы»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
- широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
- широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении движений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Маляр»
Цель: вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу, чтобы губы не натягивались на зубы.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
«Пощелкать кончиком языка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
«Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
«Фырканье»
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
«Автомат»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Т] – [Т] – [Т] – [Т] – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук [Т] носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Барабан»
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д] – [Д] – [Д] – [Д]. Сначала звук [Д] произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук [Д] произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком):
Автоматизация звука [Р] в слогах;
Автоматизация звука [Р] в словах;
Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях;
Автоматизация звука [Р] в предложениях;
Автоматизация звука [Р] в тексте.
Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Фонематический слух — это такой слух, посредствам которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух обладающий способностью осуществлять операцию узнавания и различения фонем. Недоразвитие фонематического слуха приводит к специфическим дефектам звукопроизношения.
Развитию фонематического восприятия способствуют следующие упражнения:
Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]
М – Р – Р – У – Л – Р – С – Р – Р – Р
Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [Р]
МА – РА – ЛО – РО – ТЫ – РЫ – БУ – РУ – ПО
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Р]
РАК КНИГА РЫБА СУП КОМАР
САМОВАР САПОГИ ШКУРА ЛАПА СЕРВИЗ
У детей с речевыми нарушениями наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому необходимо проводить упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, которые будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетание их с речевой работой.
Например: игра «Спортсмены»
Чтоб болезней не боятся, (ребенок поднимает руки к плечам)
Надо спортом заниматься (к плечам, в стороны)
Играет в теннис теннисист, (сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист,
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист.
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
Рекомендуем посмотреть:
Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Тренинг для родителей школьников. Родительская любовь Тренинг для родителей в детском саду. Конспект Особенности артикуляционной гимнастики при дизартрии у дошкольников← Особенности артикуляционной гимнастики при дизартрии у дошкольников | Логопедический тренинг для родителей дошкольников в ДОУ →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 749 дней назад (5 декабря 2022)
Просмотров: 382
Рубрика: Консультации для родителей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!