Особенности артикуляционной гимнастики при дизартрии у дошкольников
Мастер-класс «Особенности артикуляционной гимнастики для детей с дизартрией»
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затруднённым.Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Имеющиеся у ребёнка непроизвольные движения необходимо закреплять путём систематического повторения. Ребёнок наблюдает движения органов артикуляции у себя (в зеркале) и у логопеда, слушает звук стона (для звука м), звук кашля (для звука к). Движения производятся сначала совместно с логопедом, затем после показа отражённо. Этим обеспечивается постепенный переход к самостоятельному выполнению. Метод пассивной гимнастики наиболее эффективен для детей с подкорковой и псевдобульбарной дизартрией. Ребёнок с помощью взрослого или с механической помощью воспроизводит нужный уклад органов артикуляции и тем самым более чётко ощущает движения языка, губ и пр. Постепенно создаётся возможность для выполнения активных самостоятельных движений.
Применяется механическая помощь (рука логопеда, специальные зонды и шпатели) при пассивной гимнастике органов артикуляции. Можно производить упражнения рукой ребёнка (с контролем перед зеркалом). Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды. Количество повторов каждого движения – 3-4 раза. Выполняется пассивная гимнастика ежедневно, желательно несколько раз в день. Например, ребёнок шире открывает рот, для этого большой палец правой руки, тщательно вымытый, кладётся на нижние зубы, а четыре пальца – под подбородок. Или дальше высовывается язык, для этого кончик языка охватывается марлевой салфеткой, а ребёнок рукой выдвигает его вперёд.
Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений.
1. Собирание губ в «трубочку».
2. Растягивание губ в улыбку.
3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен.
4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
5. Приподнимание кончика языка. Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твёрдому нёбу или верхней губе.
6. Подтягивание языка вперёд. Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
По мере того, как пассивные движения делаются менее затруднительными, можно уменьшать механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения.
Следующий этап – активная гимнастика артикуляционного аппарата. Примерные виды упражнений:
1. Для нижней челюсти – открывание и закрывание рта (с прищёлкиванием зубами). Удержание рта открытым (под счёт). В процессе этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы закрывание рта происходило по средней линии. Можно применять механическую помощь – лёгкое надавливание рукой на темя и под челюсть. Прибегают также к выдёргиванию рукой прикушенной зубами марлевой салфетки или резинового жгута. Кроме контроля с помощью зеркала, ребёнок должен ощупывать руками движение головки нижней челюсти в суставе.
2. Для выработки движений губ:
- оскал зубов, вытягивание губ хоботком (поочерёдно). Для вытягивания губ хоботком используют причмокивание. Вводится палец или леденец, затем выдёргивается. При наличии достаточно плотного охвата губами и всасывающих движений щёк возникает щёлкающий звук. Уменьшением размера леденца создаётся большее напряжение мышц губ. Подобные упражнения повторяются многократно;
- после этих упражнений можно переходить к удерживанию губами трубочек различного диаметра или зонда (логопед пытается выдернуть трубочку, а ребёнок удерживает её). Для выработки этого движения применяют надавливание пальцами уголков губ;
- вытягивание сомкнутых губ – возвращение в нормальное положение;
- вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
- вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);
- втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам;
- прикусывание нижней губы верхними зубами;
- втягивание нижней губы под верхнюю;
- вращательные движения губ, вытянутых хоботком.
3. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка, в сложных случаях начинают с непроизвольного рефлекторного уровня.
Для того чтобы вызвать движения языка вперёд к губам, ко рту ребёнка подносят конфету, или намазывают нижнюю губу вареньем, или же к ней прилепляют кусочек липкой бумажки. Чтобы вызвать сокращения языка, нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до него шпателем.
Для выработки движений языка в сторону кладут кусочек сахара между щекой и зубами или намазывают сладким уголок рта. Для поднятия кончика языка полезно дотрагиваться карамелькой до верхней губы.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии
1. «Окошко»
На счёт раз широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
2. «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
3. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. «Лягушка – хоботок»
На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
5. «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
6. «Трубочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.
7. «Толстячок»
1. Надувание обеих щёк одновременно.
2. Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
8. «Худышка»
Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
9. «Накажем непослушный язычок»
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10. «Причешем язычок»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
Наш весёлый язычок.
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
12. «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я всё выше поднимаюсь,
А потом – вниз.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие для артикуляционной гимнастики своими руками Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду О пользе артикуляционной гимнастики для детей← Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей | Тренинг для родителей в детском саду. Трудности произношения звуков →
Автор: Лариса Николаевна Дженгурова
Опубликовано: 700 дней назад (3 декабря 2022)
Просмотров: 757
Рубрика: Консультации для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!