Организация системно-деятельного подхода на уроке географии
Опыт работы учителя географии. Организация системно-деятельного подхода на уроке географии «Изучаем особенности климата Алтайского края»
Автор: Маслиенко Лариса Анатольевна, учитель географии МБОУ СОШ № 96 г.Барнаул, Алтайский край.Описание работы: данная разработка урока будет полезна для учителей географии в общеобразовательном учреждении , работающим по ФГОС. Урок разработан с использованием системно- деятельного подхода и предназначен для учащихся 9 классов где ведется курс региональной географии.
Цели урока: создание условий:
-для развития умения составлять описание климата на примере климата Алтайского края;
- для развития умения выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей при изучении климата Алтайского края;
- для развития умения осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных источников и анализировать информацию
- для развития умения применять полученные знания в практических ситуациях.
Планируемые результаты:
- уметь описывать и объяснять главные особенности климата Алтайского края;
- уметь в процессе групповой работы выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных источников и анализировать информацию в процессе групповой работы;
- уметь применять полученные знания в практических ситуациях
Этапы урока:
I. Создание проблемной ситуации. -2 мин
II. Постановка цели. -3 мин
III. Планирование.-2мин
IV. Реализация плана- 25 мин
V. Подведение итогов. Оценка. -3 мин
VI. Организация рефлексии.- 3 мин
VII. Домашнее задание -2 мин
Оборудование: учебник, атлас «География Алтайского края», карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I.Этап. Создание проблемной ситуацииУчитель:
-Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, я вам предлагаю послушать отрывок из стихотворения:
Утром у всего народа
На устах один вопрос:
Как на улице погода?
Что там: дождь или мороз?
Снег иль зной невыносимый?
Тучи или солнца свет?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-Тема нашего урока «Особенности климата нашего края»
Учащиеся формируют тему урока: «Особенности климата нашего края»
II этап. Постановка цели.
Учитель:
- Мы определились с темой нашего урока, для дальнейшей работы предлагаю разделиться на 4 группы.
- Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока в тетрадь.
- Вспомните, что вы знаете по данной теме .
Заполните таблицу№1
-По моему сигналу группы поочередно зачитывают вопросы из колонки «Что я хочу знать?». Если вопросы совпадают последующие группы их вычеркивают и зачитывают оставшиеся.
Учитель записывает и группирует вопросы от групп на доске.
-Итак, цель нашего урока : «Изучить особенности климата Алтайского края.»
Ученики:
Определяют цели изучения темы.
Представляют от группы вопросы.
Выдвигают цели урока.
III этап. Планирование.
Учитель:
-Для составления плана достижения цели предлагаю работать в группах.
-Что нам нужно для того, чтобы достичь цель нашего урока?
-Давайте поработаем с вопросами, записанными на доске и составим план нашего урока.
Ученики:
Предлагают пункты плана и их последовательность выполнения.
1.История метеорологических наблюдений.
2.Факторы, влияющие на формирование климата.
3.Типы климата.
4.Сезоны года.
5.Неблагоприятные природные условия, связанные с климатом.
IV этап. Реализация плана
а)организация групповой работы
Учитель:
-По тексту параграфа в географическом блокноте найдите исторические факты метеорологических наблюдений.
- Из таблицы №1 в графе «Что я знаю?» выберите какие факторы влияют на формирование климата.
- На парте для 1,2,3 группы лежат карточки- задания с указанием фактора. По тексту учебника охарактеризуйте эти факторы.
-Четвертая группа выполняет практическое задание по климатическим картам.
Ученики:
*Работают с материалом учебника. По окончанию работы озвучивают свои результаты работы с текстом .
*Указывают факторы:
1.Солнечная радиация
2.Циркуляция воздушных масс.
3.Подстилающая поверхность.
*Работают с материалом учебника.
Определяют суммарную солнечную радиацию Алтайского края . (1 группа)
Определяют какие воздушные массы влияют на климатические условия края .(2 группа)
Определяют влияние подстилающей поверхности на климатические условия. (3 группа)
4 группа по картам определяет элементы климата, определяющие тип климата и результат заносит в карточку- задание.
б) организация представления результатов групповой работы
Учитель:
-Итак, предлагаю подвести итоги выполнения ваших заданий.
Ученики:
Через 5 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания. «Спикер» каждой группы озвучивает результат, остальные его конспектируют.
"Спикер" 4 группы характеризует климат и определяет тип климата .
в)организация практической работы в группах.
Учитель:
-Учащиеся четвертой группы определили тип климата Алтайского края как умеренно континентальный. Для этого типа климата характерна сезонность.
- Используя рис. 15 «Сезонная ритмика Алтайского края» и текст учебника каждая группа дает характеристику сезонов года.
Ученики:
Определяют краткую характеристику времен года:
I группа Зима .
II группа. Лето.
III группа. Весна .
IV группа. Осень.
г)организация представлений результатов практической работы .
Учитель:
- «Спикеры» группы дайте краткую характеристику сезонов года.
Ученики:
«Спикер» каждой группы озвучивает результат:
I группа Зима — самое продолжительное время года (130- 160 дней). В течение декабря температура устанавливается ниже -10, -14 градусов , абсолютные минимумы в отдельные годы бывают до -50 градусов.Январь и февраль –центральные месяцы зимы. Преобладает ясная, малооблачная морозная погода. Устойчивый снежный покров образуется в начале зимы.
II группа. Лето- время года без заморозков, когда средняя температура выше 100 . Самый жаркий месяц года — июль, нередки температуры 30 и выше градусов тепла. Лето в горах и на равнинах имеет разную продолжительность и длится до середины сентября.
III группа. Весна начинается с юго-запада края в течение марта-апреля, а в мае поднимается в горы. Тогда же и начинается обильное таяние снега. В конце весны обычно господствуют юго-западные ветры, приносящие засушливую погоду.
IV группа. Осень наступает с первыми заморозками. Это время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха. После первых заморозков, во второй половине сентября устанавливается сухая солнечная погода ( «бабье лето» ) . Октябрь — дождливый осенний месяц с холодными ветрами и стабильными заморозками. В это время появляется неустойчивый снежный покров.
Учитель:
- Как показал анализ климатической карты, в крае наблюдается частая смена воздушных масс, что приводит к неустойчивости погодных условий. Это сопровождается опасными для сельского хозяйства явлениями.
- Дома выясните какие неблагоприятные климатические явления характерны в нашей местности.
Ученики: Записывают домашнее задание.
V этап. Подведение итогов. Оценка
Учитель:
- Кто помнит, какую цель мы ставили?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- На какие вопросы, поставленные в начале урока, ответили?
Ученики:
Отвечают на вопросы учителя.
-Проработали все пункты плана, кроме последнего.
VI этап. Организация рефлексии.
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что было для вас важным?
- С какими заданиями вы справились успешно, а с какими возникли проблемы?
Ученики определяют результативность своей деятельности
VII этап. Домашнее задание
1.Записать в тетрадь по три народные приметы по теме «Климат»
2. Готовить сообщения «Неблагоприятные и опасные климатические явления характерны в нашей местности.
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Восприятие информации. Типы Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы Облачные технологии в деятельности педагогаПохожие статьи:
Участник №21 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 сентября по 30 декабря 2016 года
← Конспект урока географии в 6 классе. Оболочки Земли | Как сделать снежинки в технике квиллинг. Подробная инструкция с фото →
Автор: Лариса Анатольевна Маслиенко
Опубликовано: 2957 дней назад (20 октября 2016)
Просмотров: 5809
Рубрика: конспекты уроков
|
+77↑ Голосов: 77 |
Комментарии (66)
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|