Разработка конспекта урока музыки, 4 класс. Музыка Франции
Урок музыки - 4 класс
Тема урока: «Музыка Франции»Цель урока: Познакомить учащихся с музыкой Франции, подвести их к пониманию, что между русской музыкой и музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Оборудование: компьютерная презентация с видами Франции, музыкальный центр, инструмент, музыкальный материал для урока, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель! – (восходящее и нисходящее звуковедение)
Определение темы и целей урока.
Учитель. Для того, чтобы узнать тему урока, давайте отгадаем ключевое слово, дав ответы на загадки и вопросы.
1. Раньше дудочкой обычной
Развлекала пастуха.
А за голос нежный, чистый
В оркестре место заняла. (Флейта.)
2. Я стою на трёх ногах
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня? Рояль.
3. Как называется большая песня главного героя в опере? (Ария.)
4. На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты.)
5. Струнный ударный инструмент древнего происхождения. (Цимбалы.)
6. Родина оперы. (Италия.)
7. Белорусская народная плясовая песня. (Янка.)
- Ключевое слово Франция.
- Назовите тему урока (Музыка Франции)
- Что мы будем делать на уроке? (Мы познакомимся с музыкой Франции, узнаем о её особенностях)
(Сообщения детей о Франции)
Музыка Франции. Её истоки восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Литературные и изобразительные материалы свидетельствуют о том, что музыке, танцу отводилась существенная роль в жизни народа. Музыка была важным элементом семейного быта, религиозных обрядов. Существовали многочисленные жанры народных песен: лирические, любовные, песни-жалобы, танцевальные, сатирические, песни ремесленников, календарные, трудовые, исторические, военные, песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, - песни о деяниях. Среди лирических песен особое место занимают пасторали — идеализация сельской жизни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях. Народная песня связана с танцем, среди древнейших народных танцев — разнообразные хороводы, групповые и парные пляски — жига, бурре, ригодон, фарандель, бранль, паспье.
Вместе с христианством получает распространение церковная музыка, на которую оказывала влияние народная музыка, и церковь вынуждена была использовать в богослужении народно-песенный материал, приспосабливать латинские тексты к бытующим народным мелодиям.
Наряду с культовой развивалась и светская музыка, которая звучала в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов в исполнении бродячих артистов — жонглёров, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанимент различных инструментов — тамбурина, барабана, флейты. В феодальных замках расцветало творчество менестрелей, трубадуров, труверов (странствующие рыцари). В своих сочинениях они прославляли мужество и благородство воинов, воспевали любовь к прекрасной даме. Их искусство способствовало развитию музыкальных жанров и форм — баллады, рондо. В эпоху Возрождения (15 век), складывается светская многоголосная песня — шансон, которая была жанром профессионального искусства, но не потерявшая связь с бытовыми песнями.
Слушание.
1)Учитель. Сегодня мы послушаем старинный французский танец фарандолу в современной обработке. Слушайте внимательно и с помощью таблицы эмоциональных настроений дайте музыкальную характеристику этому танцу.
Слушание.
Анализ.
Составление кластера: фарандола – танцевальная, радостная, весёлая, звонкая, лёгкая, разнообразная то живая, то спокойная.
Понятен ли нам, не знающим французского языка музыкальный язык танца?
К фарандоле обращались не только французские композиторы Ж.Бизе, Ш. Гуно, но и русские — А.Глазунов, П. Чайковский. О чём это говорит?
(Что между музыкой нашего народа и французской музыкой нет непереходимых границ)
2) Мы познакомимся с вами ещё с одним народным танцем
Это французский танец Канкан — он алжирского происхождения с характерным «па» -высоким подниманием ноги, использовался во французской оперетте. Послушаем его и постараемся несложными движениями передать характер этого танца.
Слушание и выполнение двигательных упражнений под музыку.
Анализ
- Составление кластера: канкан – очень быстрая, очень весёлая, очень живая, полётная, бойкая, бодрая, яркая, энергичная, подвижная.
- В переводе слово канкан означает шум, гам. Соответствует наша музыкальная характеристика значению этого слова?
Вокально-хоровая работа.
1) Распевание. Чистоговорка «Караси»
Си-си-си, в водоёме караси
Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!
Се-се-се, карасей мы ловим все.
Ся-ся-ся, не поймали карася!
2) Пастушья песня.
Французская народная песня.
Исполнение каноном.
3)Французская народная песня «Кораблик и юнга». Разучивание.
- Слушание
Анализ. Работа в парах. Составление таблицы «Средства музыкальной выразительности»
Мелодия
Лад мажор
Регистр Средний
Звуковедение отчётливо отрывисто
Ритм пунктирный
Темп умеренный
Динамика mf
Характер Сдержанная, тревожная, обеспокоенная, отважная, смелая
- Разучивание
- Исполнение изученного (4 куплета): исполнение всем классом, исполнение парами.
Заключение урока.
Составление синквейна.
- С музыкой какой страны мы познакомились на уроке?
- Какая музыка по характеру звучала?
- Что можно делать под эту музыку?
- Понятна ли нам французская музыка?
- Какой можно сделать вывод?
(Оценивание детей за работу на уроке)
Д. з.: нарисовать сюжетные картинки к песне «Кораблик и юнга»
Рекомендуем посмотреть:
Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классеПохожие статьи:
Автор: Ирина Николаевна Суворова
Опубликовано: 3036 дней назад (2 августа 2016)
Просмотров: 2919
Рубрика: Разработки уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!