Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Воспитательный час по окружающему миру для детей с ОВЗ, 4-7 класс

Конспект воспитательного часа для обучающихся ОВЗ 4-7 классов «Хвойные деревья Урала»
Автор: Игошева Ирина Ивановна воспитатель МБОУ КОШИ р.п. Магнитка.
Описание: Вашему вниманию представлен воспитательный час на тему: «Хвойные деревья Урала». Материал может быть использован учителями и воспитателями для проведения воспитательных часов и на уроках окружающего мира.
Тема: Хвойные деревья Урала
Цель: Познакомить обучающихся с представителями хвойных деревьев Урала.
Задачи:
Коррекционно – обучающие: Познакомить обучающихся с отличительными особенностями ели, сосны, пихты показать их сходные и контрастные признаки.
Учить, детей группировать, деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья.
Коррекционно – развивающие: Развивать мыслительные операции: умение сравнивать деревья на основе выделения существенных признаков; Упражнение в различении хвойных деревьев по коре, расположение веток, хвое, шишкам.
Развивать мышление при отгадывании загадок.
Развивать экологические представления о хвойных деревьях Урала.
Коррекционно – воспитательные: Воспитание у детей интереса, бережного и созидательного отношения к природе родного края.
Словарная работа: вести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.
Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, пихта, сосна, лиственница.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Обучающие стоят в кругу
Воспитатель. Ребята сегодня на занятии вас ждут разные задания. Как вы думаете, справиться с заданиями будет легче вместе или по одному? Сейчас возьмитесь за руки. У нас получится дорожка для волшебного « сигнальчика», который пробежав, сделает нас дружными, собранными, внимательными. (садятся)
Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Мы живем на Урале)
Послушайте легенду, откуда произошло слово «Урал». Название горной системы пришло из башкирского языка. Слово «Урал» обозначает «пояс».
Художественное слово.
Мы живём на Урале,
Где тайга без конца,
Где высокие сосны
Тянутся в небеса,
Где дремучие ели
Словно стражи стоят,
Где красивые пихты
В жизнь лесную манят…
Воспитатель. Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении?
(сосна, ель, пихта)
Воспитатель. Лес – чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Почему же люди не могут обойтись без леса?
Без леса уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, и выделяют кислород, которым мы дышим.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Сколько вы можете так продержаться? Кто-то - минуту, кто-то две, но факт остается фактом, очень короткое время, не так ли? Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. То же, что для человека-воздух, для планеты - ее легкие, ее воздух-это лес.
Огромная территория принадлежит лесам, в которых царствуют хвойные растения.
2. Основная часть:
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края. Научимся различать хвойные деревья Урала.
Отгадайте, что за дерево?
Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна
Стройна высится …. (сосна)
Сообщение о сосне.(Об этом дереве расскажет Оксана)
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого, золотистого цвета. Хвоинки длинные сидят парами. Шишки имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Чисто сосновые леса называются бором и обычно растут на песчаных почвах и скалах. Сосна отличается шелушащейся корой и мощной корневой системой. Это дерево высотой от 35 до 75 м. Крона высоко поднята. Живёт в среднем до 350 лет. Многие виды сосны не боятся ни снега, ни мороза, ни засухи, ни ветров.
Воспитатель. Отгадайте загадку
Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.(ель)

Сообщение о ели. (Расскажет Оля)
Ель- это вечнозелёное дерево, относится к хвойным породам. Во взрослом состоянии оно может достигать до 30-50м в высоту, а самые старые ели тянутся вверх до 70м. Живёт ель очень долго, от 300 до 700 лет. Образует тёмные еловые леса.
У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму, свисают вниз. Ствол тёмно коричневый. В еловом лесу темно и влажно. Зимой в еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели. Ель называют поющим деревом, так как из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты.
Воспитатель. А это что за дерево?
Колючая, пахучая,
Зелёная она,
Шишки вертикально,
Растут её всегда! (пихта)

Сообщение о пихте. ( Расскажет Варвара)
Пихта- дерево, у которого хвоинки плоские, снизу имеют по два ряда белых полосок. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.
Хвоя чуть длиннее и мягче еловой, кора светлая, гладкая. На стволе заметны пузырьки. Это смоляные кармашки. Смолу называют пихтовым бальзамом. Пихтовый бальзам очень ценен. Им склеивают стёкла в микроскопах, телескопах, биноклях.
Воспитатель. Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в уральском лесу.
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок, (Лиственница)
Об этом дереве нам расскажет Даша Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону -вниз. Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый.
Физминутка
(Берут шишку между ладоней и катают.)
Все вместе говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту»
Воспитатель. А сейчас мы совершим, экскурсию в Эрмитаж, не выходя из группы.
Сообщение (Юля)
Рассмотрим картины русских художников на тему лес.
Много художников, которые писали картины о хвойных деревьях.
Сообщение о Екатеринбургском художнике Назаренко Галине Борисовне(1957 г)
Картины Галины Борисовны поражают высокой точностью прорисовки, добивается не только сходство, но и передаёт душевное состояние человека.
Художник Виталий Геннадьевич Зайцев (1974 г)
Родился в Казани, но любил писать картины и об уральских хвойных деревьях.
Пейзажи выполняет в реалистической манере масляной живописи. Картины художника находятся в частных коллекциях России и за рубежом.
Познакомимся ещё с одним художником.
Щеглов Дмитрий Сергеевич, живёт в г. Екатеринбурге. Основное увлечение – уральские пейзажи. Добивается фотографического сходства с реальностью.
Почётный житель р.п. Магнитка Иван Власов выполнил картины уральского леса.
Задание рисуем сосну на ватмане

Проведём исследовательскую работу, исследовать значит находить сходство и отличие.
Разделимся на три подгруппы
Прочитайте описание и определите, с какого дерева веточка:
1.группа
• Хвоя мягкая плоская
Шишки висят на веточке как свечи
Кора гладкая, светло – серая (пихта)
• Хвоя колючая
Шишки свисают вниз, овальные и продолговатые.
Кора тёмно – коричневая с трещинками. (ель)
• Иголки длинные, растут по две хвоинки
Ствол жёлтый
Шишки округлые и короткие. (сосна)
2 группа
• Почему их называют хвойными?
У них есть иголочки, это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособлены к зимним условиям и не опадают. Листочки- иголочки называются хвоя. А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них
образуются в больших деревянистых шишках. Почти все хвойные растения являются вечнозелеными. Только некоторые из них, например, лиственница, сбрасывает хвою на зиму. Все же остальные обновляют свою хвою постепенно. Раз в несколько лет старые иголочки опадают, и на их месте появляются новые молоденькие зеленые хвоинки.
3 группа
Сравнить сосну и ель.
Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;
сосновые – округлые.
Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.
По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
Игра«Скажи правильно»
Ветка ели - еловая ветка.
Ветка сосны - сосновая ветка.
Шишка ели - еловая шишка.
Шишка сосны - сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны - сосновый ствол.
Хвоя ели - еловая хвоя.
Хвоя сосны - сосновая хвоя.
Лес с соснами - сосновый лес.
Лес с елями - еловый лес.
Сообщение «Роль хвойного леса» (Карина)
Неизмерима роль хвойного леса в жизни человека, ведь каждая хвоинки – это маленькая фабрика по производству кислорода. Многие хвойные породы деревьев выделяют особые вещества – фитонциды, которые очищают воздух от бактерий. Вот почему запах хвойного леса такой приятный и в хвойном лесу так легко дышится.
Лес дает сырье для многих отраслей промышленности. Смола сосны, пихты необходима для производства канифоли, олифы, красок, лаков, медикаментов, скипидаров. Хвоя содержит много витаминов, поэтому из нее изготавливают лечебные препараты и кормовую хвойную муку. Древесина, хвоя и смола ряда хвойных деревьев дают эфирные масла, которые являются важными компонентами
в духах, и чистящих средствах.
А сейчас мальчики 6 группы прочитают
Пословицы:
«Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна».
Лес – это «лёгкие» планеты.
«Нет леса посади, мало леса – не руби, много леса – береги».
Лес – родной дом растениям и животным.
Воспитатель: Как вы понимаете эти пословицы?
Правила поведения в лесу
Бывая в лесу, мы не должны забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять определённые правила поведения.
• не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
• запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
• не сжигайте высохшую траву или листья;
• не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
• не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
• нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
(Дети называют ….)
Итог воспитательного часа.
1. Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
2. А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)
3. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
4. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
5. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)
6. Почему нужно беречь хвойные деревья? (лес это «лёгкие» планеты)
Сегодня вы все хорошо работали. Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсы для учащихся 3-4 классов Конспект внеклассного мероприятия по ПДД для 3 - 4 классов Сценарий выпускного праздника в 4 классе в школе для глухих и слабослышащих детей Внеклассное мероприятие в 4 классе. Весна в музыке

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема: Бумага

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс

Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс

Семь чудес света, 4 класс. Окружающий мир

Участник №54 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2020 года
Воспитательный час для учащихся начальных классов с презентацией. Правильное питание
Опубликовано: 203 дня назад (11 апреля 2020)
Просмотров: 718
+17
Голосов: 17
Комментарии (20)
Валентина Петровна Чурепкина # 11 апреля 2020 в 19:05 +1
Замечательная разработка познавательного часа для ознакомления обучающихся с представителями хвойных деревьев Урала. Примите мой голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 15 апреля 2020 в 08:38 +1
Великолепный материал, который представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля. Есть игры, задания, загадки, интересная и адаптированная для детей информация. Мне нехватило иллюстраций. Удачи в конкурсе. Голос!
Вера Александровна Павлухина # 18 апреля 2020 в 19:11 0
Добрый вечер, Ирина Ивановна.Спасибо за интересный материал. Такие занятия способствуют формированию у школьников целостной картины окружающей природы. Дети научатся различать хвойные деревья и смогут узнать отличительные особенности хвойных пород Урала. Примите голос.
Татьяна Константиновна Дмитриева # 18 апреля 2020 в 19:56 0
Спасибо, интересное занятие.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 18 апреля 2020 в 20:48 0
Ирина Ивановна я познакомилась с конспектом воспитательного часа по окружающему миру для детей 4-7 класса. Материал познавательный, разнообразный, обучающиеся закрепили знания о представителях хвойных деревьев Урала. На мой взгляд в публикации для наглядности не хватает иллюстраций. Такие мероприятия формируют у детей любовь к природе родного края! И это прекрасно. v СПАСИБО + голос 4
Наталья Васильевна Дегтярцева # 19 апреля 2020 в 07:39 0
Интересный, познавательный материал для детей. Для оформления работы не хватает иллюстраций. Голосую +1
Надежда Леонидовна Макарова # 19 апреля 2020 в 10:05 0
Замечательная разработка! Примите голос!
Ирина Ивановна Игошева # 21 апреля 2020 в 13:52 0
Спасибо вам большое, за голос и внимание!
Галина Васильевна Егорова # 21 апреля 2020 в 15:45 0
С большим интересом прочитала ваш материал. Вы все грамотно продумали: проблемные вопросы, участие детей с сообщениями, загадки, репродукции художников. Все это помогло детям лучше понять и усвоить тему. Можно было в публикацию тоже добавить наглядности для большей яркости и зрительного восприятия. Посоветую вам цель ставить в существительном (знакомство). В целом мне все очень понравилось. Примите голос.
Людмила Виталиевна Чумакова # 21 апреля 2020 в 22:58 0
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Ваш конспект воспитательного часа "Хвойные деревья Урала" очень познавательный и содержательный. Также есть игры, которые заинтересуют ребят в изучении данной темы. Ваша работа будет полезна не только для учителей , но и для воспитателей. С удовольствием голосую за вашу работу!
Любовь Михайловна Дятлова # 22 апреля 2020 в 06:34 0
Познавательно, содержательно. Интересное занятие. Я проголосовала! Жаль, нет наглядности.
Наталия Николаевна Бастрыкина # 22 апреля 2020 в 11:58 0
Ирина Ивановна, спасибо за интересное занятие! Знания о природе родного края необходимы для детей.
Ирина Ивановна Игошева # 22 апреля 2020 в 12:18 0
Всем спасибо! Наглядность не загрузилась!
Виктория Александровна Лутковская # 22 апреля 2020 в 21:30 +1
Здравствуйте. Актуальное занятие, дети узнают о сходствах и отличиях разных видов хвойных деревьев, сами делают о них доклады. Не все дети могут отличить ель и сосну, а после занятия смогут найти на улице не только их, но и пихту, и лиственницу. Так важно понимать, что тебя окружает, чем уникален ваш край. Успехов в работе!
Валентина Валерьевна Саясова # 23 апреля 2020 в 18:41 0
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Спасибо за интересное занятие, которое поможет и моему ребёнку повторить тему "Хвойные растения" изученную недавно по биологии.Кстати, не только знания по биологии закрепляем, но и русский повторяем ("Скажи правильно") Сейчас очень актуальны такие занятия на самоизоляции! Спасибо!
Елена Ивановна Каменева # 26 апреля 2020 в 15:17 0
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Спасибо за приглашение. Очень интересно, познавательно, доступно. С удовольствием голосую!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 30 апреля 2020 в 19:14 +1
Ирина Ивановна, спасибо за приглашение на воспитательный час для обучающихся ОВЗ 4-7 классов «Хвойные деревья Урала». Конспект, представленный Вами знакомит обучающихся с представителями хвойных деревьев Урала и безусловно может быть использован учителями и воспитателями для проведения воспитательных часов и на уроках окружающего мира и будет востребован среди педагогов.
Голос + 1.
Ольга Ивановна Марченко # 3 мая 2020 в 21:46 0
Очень насыщенный и познавательный воспитательный час . Примите мой голос!!!
Регина Сириновна Сабирзянова # 6 мая 2020 в 23:41 +2
Спасибо за приглашение. Подробный и содержательный конспект.
Елена Владиславовна Пимонова # 10 мая 2020 в 13:26 +3
Доброго времени суток. Спасибо за приглашение в гости. Конспект воспитательного часа получился отличным. Удачи в творчестве и примите голос!!! v