Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Овчаренко Инна Александровна
учитель начальных классов МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь Воронежской области
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе
Данный материал представляет собой исследование, проводимое для определения психологической готовности детей к обучению в школе. В этой разработке собраны и обобщены теоретические сведения и методики для диагностики психологической готовности к обучению. Представленный материал предназначен для воспитателей детских садов, учителей начальных классов, психологов, студентов.
Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе является актуальной.
С поступлением ребенка в школу наступает совершенно новый этап его жизни. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только новые права, но и налагающую нелегкие обязанности. Маленький школьник вправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязан систематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент или нет. От уровня его готовности к обучению зависит, какой вариант обучения, какая программа будет выбрана учителем.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной психологии Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин разрабатывали теоретические основы проблемы.
Проблема исследования состоит в том, как психологу определить уровень готовности ребенка к обучению в школе и при необходимости помочь развивать те качества и процессы, которые отличаются низким уровнем.
Анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы знать, какие требования не будут для него чрезмерными, не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.
Ребёнок, приходящий впервые в школу, испытывает противоречие между возросшими требованиями, связанными с усвоением содержания образования, и своими возможностями, достаточно ограниченными, осваивать это содержание.
Гипотеза . При грамотно созданных условиях можно обеспечить лучшую готовность детей к обучению в школе, в определённой степени скорректировать неготовность к обучению в школе.
Объектом исследования являются особенности процесса развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности основных компонентов психологической готовности детей к обучению в школе и возможности формирования недостающих качеств.
Целью является изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе и определение возможностей коррекционно-развивающих занятий по формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «психологическая готовность ребенка к обучению в школе»; углубить теоретические знания по проблеме содержания психологической готовности.
2. Выявить индивидуально - психологические особенности готовности детей к обучению в школе.
3. Провести анализ возможностей коррекционно-развивающих занятий по формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Методологическую основу исследования составили труды Л.С. Выготского, Л.И. Божович (о сущности психологической готовности детей к обучению в школе), А.Н. Леонтьева (о роли ведущей деятельности в развитии психики детей).
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей состояние исследуемой проблемы, и эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ педагогического опыта работы с дошкольниками в МОУ ДОД Дом детей и юношества г. Россошь.
Построение системы работы психолога невозможно без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка – дошкольника. Проблема психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривается в отечественной психологии. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин), рассматривали теоретические основы проблемы [7, с.49] .
Одним из первых Л.С.Выготский сформулировал мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [ 26, с.210].
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности.
Л. И. Божович развивала идеи Л.С. Выготского и рассматривала комплексное образование, включающее определённый уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Л. И.. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения: а) мотивы, связанные с потребностью в общении;
б) мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов не только к усвоению знаний, но и тому новому образу жизни, который связан с переходом к школьному возрасту [26, с.217].
Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1) умение осознанно подчиняться правилу;
2) умение ориентироваться на заданную систему требований;
З) умение внимательно слушать говорящего, воспроизводить задания,
предлагаемые в устной форме;
4) умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного
восприятия образца.
Произвольность в 6-7 лет ещё не сформировалась, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
А. И. Запорожец включает в готовность к школьному обучению мотивацию, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции.
В этом его позиция близка к идеям Л.И. Божович [26, с.224].
У нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. В этот период у детей появляется новый качественно своеобразный уровень познавательной потребности.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
Выявление психологической готовности детей к обучению в школе невозможно без информации, которую могут предоставить родители и воспитатели детского сада. Методика «Анкета для родителей и воспитателей» поможет учителю в работе с будущими первоклассниками.
Анкета может включать следующие разделы:
1. Особенности личности ребенка, его поведения в детском
коллективе.
2. Работоспособность во время занятий.
3. Состояние и характер памяти.
4. Особенности мышления.
5. Развитие речи.
6. Усвоение программы детского сада.
7. Отклонения в состоянии здоровья.
Проанализировав анкеты, психолог должен взять под особое наблюдение детей, быстро утомляющихся, раздражительных, беспокойных, выделить в особую группу учеников с недостатками речевого развития, развития познавательных процессов.
Мотивационную готовность ребенка к обучению в школе можно изучить с помощью беседы об отношении к школе, учению (Приложение 1).
Наиболее доступной из методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна – Йирасека [2, с.17] .
Тест Керна-Йирасека включает в себя рисовальную часть и вербальную часть.
Рисовальная часть состоит из трех заданий, которые предлагаются выполнить детям:
1. Нарисовать фигуру человека (мужчину).
2. Скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов (фраза «Ей дан чай» или «Он ел суп»).
З. Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, о степени развития образной памяти, сложнокоординированных движений руки, о развитии моторики, о ведущей руке. Все это необходимо при обучении ребенка в школе.
Вербальная часть состоит из вопросов, выявляющих осведомленность о мире, уровень развития познавательных процессов, мыслительных операций.
При определении готовности ребенка к школе можно воспользоваться советами психолога А.Л. Венгера [17, с.110].
Задания А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки представляют собой элементы букв. Подобное тестирование поможет учителю определить тех детей, которые требуют большего внимания.
Тест «Нарисуем узор» позволит проверить, как дети умеют слушать.
Дети рисуют узор под диктовку учителя: «две клетки вправо, одна — вниз и т.д.»
Трудности выполнения таких заданий показывают недостаточное развитие моторных функций и механизмов координации движений, нарушение пространственного восприятия. Важно обратить внимание на темп работы ребенка. У детей, темп работы которых медленный, штрихи неровные, неуверенные, наклон плохо соблюдается. При формировании навыка письма таким детям необходимо уделить особое внимание.
«Готовность ребенка к обучению в школе» - показатель комплексный, и каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе.
Для определения произвольности действий широко используются две методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило» [17, с.111].
Выполняя задание «графический диктант», ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
Методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания используют методику «Запоминание 10 слов», например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для шести-семилетнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).
Методика А.Р.Луриа «Пиктограмма»[17, с.112] позволяет выявить опосредованного запоминания, умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести т.е, рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт» [17, с.113]. Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
Другими распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
1. «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь [16, с.113].
2. «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает возможность увидеть те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), использую более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В.Зейгарник [17 с.114]. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.
Определение готовности к школе может осуществляться небольшим количеством методик; в случае сомнений можно подключать другие аналогичные методики, выявляющие те же процессы.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, надо четко понимать, для чего мы это делаем. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться малые группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ РАННЕГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ГАРМОНИЯ».

Исследование данной проблемы проводились в группе раннего развития «Гармония» МОУ ДОД Дом детей и юношества Россошанского муниципального района.
Основная цель создания группы «Гармония»: развитие у дошкольников необходимых навыков, требующихся для их социальной адаптации к условиям будущей школьной жизни, освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми, помощь детям в выявлении и развитии их индивидуальных особенностей в дошкольном возрасте.
Программа группы «Гармония» рассчитана на один год обучения для детей 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Ребенок зачисляется в группу по письменному согласию родителей. Численность группы 16 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, где есть учебная и игровая зоны.
Программа группы «Гармония» состоит из подпрограмм:
- «Реченька»,
- «Заниматика»,
- «Окружающий мир»,
- «Развивающие игры»,
- «Мир танца»,
- «Веселые нотки».
Исследование готовности к обучению в школе детей, посещающих группу «Гармония», проводились в январе и апреле 2012 года. В исследовании участвовали четверо детей.
Для определения изменений в уровне развития познавательных процессов, произвольности логических связей, моторики дана характеристика детей методистом ДДЮ Замша И.Е.
Лиза Г. 6 лет, посещает д/с № 13, занимается в логопедической группе, воспитывается в полной семье.
Очень активный ребенок. В группе является лидером. На занятиях внимательно слушает педагога, четко выполняет требования. Речь развита. Дает полные ответы. Имеет большой словарный запас. Ведущая рука – правая. Мелкая моторика кисти развита на достаточном уровне. Запоминает быстро. При описании предмета выделяет существенные признаки. Умеет подобрать слова для логического завершения цепочки. Лиза физически развита, все движения скоординированы, любит рисовать, танцевать, играть в подвижные игры.
Никита Р. 6 лет, посещает д/с № 18, воспитывается в полной семье.
Подвижный ребенок. На занятиях выполняет требования педагога, но не может долгое время сосредоточиться на одном объекте, часто отвлекается. Одним из первых отвечает на вопросы. Речь развита. Ведущая рука – правая. Хорошо развита зрительная память. Умеет быстро выделять нужный объект из нескольких. Владеет пространственными понятиями «лево», «право» и т.д. На переменах находит занятие по интересам.
Никита З. 6 лет, не посещает д/с, воспитывается в полной семье.
На занятиях не проявляет активности. Внимание рассеянное. Ведущая рука – правая. Мелкая моторика кисти развита недостаточно, линии рисует неуверенно. Быстро утомляется, поэтому не выполняет требования педагога до конца. На вопросы отвечает в основном односложно. Имеет небольшой запас слов. Запоминает медленно. При выполнении рисунков часто использует только простой карандаш. Привлекает внимание сверстников набором несвязанных фраз, чем вызывает смех. Имеет отклонения в здоровье (по словам родителей). На переменах часто поступают жалобы от детей на плохое поведение Никиты. При затруднении в выполнении заданий старается уйти от реальности.
Валя Г. 6 лет, не посещает д/с, воспитывается в полной семье.
Спокойный, уравновешенный ребенок. На занятиях активности не проявляет, но внимательно слушает и выполняет требования педагога. Ведущая рука - правая. Все задания выполняет медленно. На переменах часто играет одна. Умеет сравнивать. Очень стеснительная. На вопросы отвечает односложно. Возникают сложности при составлении рассказа по картинке. Любит спокойные игры и с удовольствием рисует.
СТАНДАРТНАЯ БЕСЕДА НЕЖНОВОЙ Т.А.
Нами проведена беседа об отношении к школе, учению (Нежнова Т.А.) (Приложение 1) , которая направлена на выявление мотивационной готовности
Результаты исследования, проведённые в январе 2012 года показали, что Лиза Г. мотивационно к обучению в школе готова - школьные ответы составили 80 %, а игровые 20%. Никита Р. имеет средний уровень мотивационной готовности к обучению в школе, школьные ответы составляют 60 %, а игровые 40 %. Валя Г. имеет низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе, школьные ответы составили 40 %, а игровые 60%. Никита З. к обучению в школе мотивационно не готов, школьные ответы составили 20 %, а игровые 80%.
Результаты исследования, проведённые в апреле 2012 года показали, что Лиза Г. мотивационно к обучению в школе готова, школьные ответы составили 90%, а игровые 10%. У Вали Г. произошли улучшения в мотивационной готовности к обучению в школе, школьные ответы составили 60%, а игровые 40%, это говорит о среднем уровне мотивационной готовности. Никита Р. имеет средний уровень мотивационной готовности, также как и в январе, школьные ответы составили 50% и игровые 50%. Никита З. к обучению мотивационно не готов, произошли незначительные изменения по сравнению с январём, школьные ответы составили 30 %, а игровые 70 %.
Выводы по результатам двух исследований:
Лиза Г. мотивационно к обучению в школе готова. Желает пойти в школу, считает обучение важным и интересным. К школе готовится дома с мамой и ходит на подготовку. Умеет читать и считать. Любит играть в школу. Когда вырастет, хочет стать учителем.
Никита Р. и Валя Г. имеют средний уровень мотивационной готовности к обучению в школе.
Никита Р. знает много о школе, учиться очень хочет. К школе готовится дома и на подготовке. Считает, что учиться надо. В школу не играет. Если бы не надо было идти в школу, то был бы дома и играл в игры.
Валя Г. к школе готовиться дома и на подготовке. Считает, что учиться надо, в школу идти хочет. Если бы не надо было идти в школу, то сидела бы дома и играла. В школу играет редко.
Никита З. мотивационно не готов к обучению в школе. В школу идти не хочет. Если бы можно было не учиться, то сидел бы дома с мамой. К школе готовиться дома и на подготовке. Знает, что в школе много уроков, там читают и считают.
Никите З. нужно уделить большое внимание формированию мотивационной готовности.
ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА
Для исследования уровня общего развития ребёнка был использован тест Керна – Йирасека (Приложение 3). Он показал следующие результаты:
Лиза Г. в январе за рисование человека получила 2 балла. Человек похож на мужчину, пропорции соблюдены. Нарисованы руки, ноги, туловище, голова, шея выделена немного, есть волосы, пыталась выделить кисть руки, на лице выделены глаза, губы, нос, обозначен румянец и в глазах выделены зрачки. Мужчина нарисован в одежде и обуви. Рисунок выполнен в цвете. Фразу «Он ел суп» срисовала точно, все буквы читаемы. Получила 1 балл. При рисовании точек получила 2 балла. Количество точек соответствует образцу, не соблюдены пропорции. Общий балл за тест - 5.
Через три месяца в апреле Лиза Г. за такой же тест получила 4 балла. Рисование фразы и точек выполнено точно по образцу. Фигура человека похожа на мужскую. Нарисованы руки, ноги, голова, шея, выделены кисти рук с пальцами. На лице есть глаза, нос, рот и усы.
Никита Р. в январе справился с заданием на 6 баллов. Фигура человека узнаваема, похожа на мужскую. Нарисованы руки, ноги, голова, туловище, пытался нарисовать кисти рук, есть уши, шея отсутствует. Буквы срисованы правильно, не выдержано расстояние между словами. Точки срисованы правильно.
В апреле Никита получил так же 6 баллов. Рисунки от первого варианта отличаются незначительно. Нарисованы руки, ноги, голова, шея, руки с пальцами, отсутствуют уши и нос. Мужчина нарисован в одежде и обуви.
Никита З. в январе набрал 13 баллов. Не соблюдены пропорции фигуры человека, отсутствует туловище, руки и ноги нарисованы линиями. Фраза частично читаема. Точки расположены хаотично, и их количество превышает число точек на образце.
В апреле за такое же задание Никита получил 10 баллов. В рисунке человека изменений почти нет, появляется туловище, выполненное в виде вертикальной линии, и уши. Фраза читаема, отсутствуют некоторые элементы. Точки нарисованы симметрично, но количество не соблюдено.
Валя Г. в январе справилась с тестом, получила 8 баллов. Фигура человека пропорциональна, похожа немного на фигуру мужчины. Нарисованы руки, ноги, голова, шея, отсутствуют пальцы, ступни ног. Фраза читаема, но есть лишние элементы. Точки срисованы с нарушением симметрии.
В апреле Валя получила 8 баллов. Изменения в рисунках незначительные. Нарисованы руки, ноги, голова, шея, пыталась нарисовать кисти рук.
Вербальная часть теста включает 20 вопросов (Приложение 2). 39 баллов максимальное значение для данного теста. Результаты отображены на диаграмме 3.
Результаты исследования интеллектуальной готовности, проведённые в январе – апреле показали: Лиза Г. и Никита Р. имеют высокий уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе. Валя Г. улучшила результат с низкого уровня на средний уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе. Никита З. имеет низкий уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе, произошли лишь незначительные изменения.
Выводы по результатам двух исследований:
Лиза Г., Никита Р. показали высокий уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе. Умеют обобщать, сравнивать, анализировать. Объясняют выбор своего ответа. У детей высокий уровень осведомлённости о мире.
Валя Г. показала средний уровень готовности. На некоторые вопросы затруднялась ответить. Умеет обобщать и сравнивать. На вопросы отвечала кратко, почти не объясняла выбор своего ответа.
Никите З. необходимо дополнительно заниматься индивидуально, так как интеллектуальный уровень его готовности к школе низкий. На некоторые вопросы затруднялся ответить. Умеет обобщать и сравнивать. На вопросы отвечал кратко, не объясняя выбор ответа. Низкий уровень осведомлённости о мире.
В процессе наблюдения за детьми и по результатам проведенных исследований можно сказать, что программа группы «Гармония» позволяет готовить детей к обучению в школе. 90% обучающихся в группе «Гармония» готовы к обучению в школе. С детьми, не готовыми к обучению в школе, проводится коррекционная работа, даются рекомендации родителям, на какие аспекты развития ребенка необходимо обратить внимание
Неподготовленность к школьному обучению может проявляться в следующих особенностях ребенка;
1) он не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;
2) имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
3) проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, затрудняется в общении со взрослыми и сверстниками.
Родителям Никиты З. рекомендовано уделить большое внимание в летний период подготовке к школе, предложены доступные для родителей программы подготовки к обучению в школе, рекомендовано так же обратиться к специалистам.
Таким образом,подготовка детей к обучению в школе – многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика/М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу/М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: ACADEMIA, 1998, - 240 с.
3. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника/М.М.Безруких// Дошкольное воспитание. – 2003.-№2.- С.47.
4. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника/М.М.Безруких// Дошкольное воспитание .- 2003.-№6.- С.94.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович . - М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
6. Венгер Л.А. Психология /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
8. Волков Б.С. Как подготовить ребёнка к школе? Советы психолога / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Граф Пресс, 2002. — 136 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский.-М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
10. Дубровина И. В. Готовность к школе. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.– 243с.
11. Дубровина И.В. Психология/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан.- М.: АКАДЕМИЯ, 1999. - 420с.
12. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Проспект,2006.-48с.
13. Ковалёва Е. Готовим ребёнка к школе / Е. Ковалёва, Е. Синицина. - М.: Лист-Нью, 2000. — 336 с.
14. Коломинский Л.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/ Л.Л.Коломинский, Е.А.Панько.– М.: Просвещение, 1988. – 190с.
15. Кравцов Г.Г.Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова,– М.: Знание, 1987. – 80с.
16. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций дети 5-7 лет/ Н.Л. Кряжева. - Ярославль.: Академия развития, 2001. - 160с.
17. Кулагина И.Ю. Возростная психология/И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1997. – 176с.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А.Н.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. – 165 с.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977 - .224с.
20. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе/ В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
21. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ Р.С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
22. Симонова Л.Ф. Память дети 5-7 лет/Л.Ф.Симонова.- Ярославль.: Академия развития, 2001. - 143с.
23. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности/ Е.Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С.47.
24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников/Л.Ф.Тихомирова. -Ярославль. : Академия развития, 2002. - 239с.
25. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова.— Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 382 с.
26. Эльконин Д.В. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей/Д.В.Эльконин. М.: Просвещение, 1981. – 318 с.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы детского сада Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе Сценарий интеллектуальной игры для подготовительной группы детского сада Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие в страну знаний

Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Математические задачи шутки для дошкольников

Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами

Участник №89 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
О месяцах времени года для детей | Формирование креативных свойств личности в начальной школе
Опубликовано: 3223 дня назад (25 февраля 2016)
Просмотров: 6700
Рубрика: педагогика
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Татьяна Ивановна Казанцева # 28 февраля 2016 в 16:47 0
Спасибо вам большое за вашу работу. Очень полезен. Буду рада видеть вас на своей странички.
Алла Сергеевна Слащева # 23 марта 2016 в 12:12 0
Мне очень понравилась приведенная практическая работа.