Медлительные дети. Советы родителям
Как помочь медлительным детям. Советы педагога-психолога
Автор: Ахмедова Гузяль Аглямовна педагог-психолог высшей категории МАДОУ «Детский сад №60 «Иволга", г Набережные Челны.Описание материала: предлагаю вам статью о медлительных детях. Воспитание медлительных детей требует особого подхода. Данная статья адресована: педагогам, воспитателям, родителям и будет полезной всем кто имеет отношение к воспитанию детей.
О медлительных детях и как им помочь
Медлительных детей у нас не так уж мало: по данным ученых НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР в г. Ленинграде (ныне Санкт - Петербург) в 1978-1983гг выявлено 22 % от общего числа обследованных детей.Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач они размеренно и чинно, приступают к деятельности.
Медлительность (инертность) не является каким-то недостатком, однако это доставляет немало неприятностей детям, их родителям, воспитателям, учителям. Даже если вы привыкли к особенностям своего малыша и приспособились к совместным действиям, не торопясь и не раздражаясь, это часто не спасает ребенка от огорчений в детском саду, тем более, в школе. Ведь на групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания для прогулки или занятий физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда раздраженный родитель или воспитатель в детском саду постоянно подгоняет ребенка, а уже одетые дети в детском саду или одетые взрослые дома, страдают оттого, что им жарко.
Каковы особенности медлительных детей?
У "истинно медлительных" детей низкая подвижность нервных процессов, скорость действий в 1,5 – 2 раза ниже - это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности и, главное, если неправильно взаимодействовать с таким ребенком, то есть большая вероятность невротизации.Наличие латентного периода – время от сигнала «Делай» до начала действия, у медлительных детей оно в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения дошкольника значительно быстрее, чем движения двух-трех летних детей.
Трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности.На поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности, может показаться просто равнодушием - ребенок словно не реагирует. В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания.
При ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации!Медлительные дети реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, а это значит, нагрузка ведет к углублению торможения.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе – получаются по выражению психологов «интраверты», т.е. люди, «обращенные в себя».
Нельзя забывать и о том, что темпы жизни непрерывно ускоряются. Врачи и психологи подчеркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши прадеды и деды.(Кольцова М.М.)
Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства:воспитание, условия роста и развития, состояние здоровья.
Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников. Аесли взрослые поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать, ограничивают контакты с другими детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.
И вот ребенок такого развития и воспитания приходит в школу, а новые требования и скорость подачи информации, которая не соответствует скорости приема информации этого малыша, оказываются непосильными для него! Малыш теряется, не знает, что ему делать, когда к нему обращаются с вопросом просто «столбенеет» и в ответ чаще молчит или начинает плакать.
Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность?
Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное – помнить: торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.При слове "Быстрее!" дети начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период и создается впечатление, что они назло тянут.Если взрослые будут учитывать особенности такого ребенка и, главное, дадут ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!
Взрослым необходимо приучить себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный - это не значит, что он плохой, вредный, а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться в ДОУ, затем в школе и в дальнейшей в жизни.
Все вышесказанное говорит о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.Эта помощь должна быть своевременной и она является не только задачей психофизиологической, но и социальной.
Специальные исследования ученых НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР в г. Ленинграде, ныне Санкт – Петербург (1978-1983гг), показали, что систематические занятия способствуют повышению скорости работы у дошкольников и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Этот период обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы. Если взрослые, займутся тренировкой реакции у ребенка именно в этот период, то увидят плоды своих усилий. (Кольцова М.М.)
Как помочь медлительному ребенку?
Взрослые должны строго соблюдать требования: не спешить, не торопить ребенка, не нервничать при этом самим, не дергать, не подстегивать и не подгонять его. Помните:любая спешка приведет к еще большему замедлению!Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, им нужно время, что бы отойти от сна, минут 5-10 просто полежать, но не более), умоется, пойдет завтракать или полдникать. Поэтому лучше будить ребенка пораньше.Взрослым не конфликтовать перед обеденным сном и вечером, не корить ребенка за долгие сборы ко сну. При этом взрослые и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет. Необходимо облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения!) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть, играть, идти на прогулку, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.
Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть медлительность. Важно делать что-то вместе, соревнуясь, но при этом не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.
Для того чтобы игровые занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия.
Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее - это только ухудшит ситуацию, ребенок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет. Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.
Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, т.к. подвижные дети быстрее овладевают требуемыми движениями и это создает у медлительных детей спешку и тревожное состояние.
Детям даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц рук.
Как еще тренироваться?
Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению.Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в игры включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба медленная
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно
3) "бег" пальчиками медленно-быстро-медленно (большим и указательным, другими)
4) сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым
5) прыгать через прыгалку, меняя темп
6) стучать по столу или на барабане медленно-быстро-медленно (всеми пальцами или одним)
7) чертить палочки и ставить точки
8) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.
Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".
Когда играть в эти игры?
В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересной, веселой игрой.Знайте, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку.
Маленькие дети получают большое удовольствие, когда в игровой форме их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: "Давай посмотрим, как быстро ты справишься". Пользуйтесь при этом секундомером, секундной стрелкой часов, песочными часами.Обязательно похвалите его в случае успеха.
Кольцова М.М., занимавшаяся трудностями медлительных детей писала: «Необходимо добавить, что у вас могло сложиться довольно мрачное впечатление о судьбе медлительных детей: что их ожидают постоянные стрессы и неврозы. Конечно, положение медлительного ребенка как в семье, так и в детском коллективе очень осложнено особенностями его высшей нервной деятельности, но никакой обречённости здесь нет.
Оптимистическая сторона Павловского учения о типах нервной системы, как раз и заключается в том, что самые неблагоприятные типологические черты можно в значительной степени выправить.
Необходимо специально заниматься с ними, как это описано выше. Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны взрослых и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения.
Медлительный ребенок, по сути дела, может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой (нередко - действительно невротизацией), если взрослые не помогут ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Поэтому не жалейте того, в сущности небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды».
Рекомендуем посмотреть:
Как научить ребёнка играть Памятка родителям школьников Как подготовить ребёнка к посещению детского сада. Советы для родителей Памятка для родителей школьниковПохожие статьи:
Автор: Гузяль Аглямовна Ахмедова
Опубликовано: 3543 дня назад (20 февраля 2015)
Просмотров: 5701
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (5)
|
|
|
|
||
|
|