Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока ИЗО для 2 класс. Красота народного костюма

Конспект урока ИЗО для младших школьников по теме «Красота народного костюма»

Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов, возраст детей от 7 до 17 лет.
Цель: Вооружение знаниями о народных костюмах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
- закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (литература, история, география);
- развитие национального самосознания, повышение самооценки.
Ход урока 
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Здравствуйте, ребята. (Приложение 6)
Девиз урока «Береги одежку снову, а честь — смолоду». 
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Размышляют, выражают свое мнение. Осознают важность избегания поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Наличие чести- залог высокой нравственности и целостности личности.)
2. Самоопределение к деятельности. (4 мин)
К стене прикреплены две таблички (Приложение 3). На первой написано, что у меня есть мой народный костюм. На второй написано, что у меня нет народного костюма. 
- Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, подойдите к той надписи, которая Вам подходит в данный момент.
- Поднимите руку вверх, найдите себе пару из другого угла.
Первым говорит тот, у кого темнее волосы.
Задавайте напарнику наводящие вопросы, не забирайте его время. 
Время первого участника (30сек). Время второго участника (30 сек). 
Время вышло. Поблагодарите напарника. Садитесь, пожалуйста. 
Глеб, что сказал твой напарник? Алия, что сказала твоя напарница? 
(Выполняют упражнения «Конерс», «Микс-пеа-шеа». Делятся информацией. 
Учащиеся способны к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Осознают, что у каждого человека должен быть свой национальный праздничный костюм, для того, чтобы одеть его на праздник, на сцену. Умеют друг друга слушать, задавать наводящие вопросы, благодарить. Бережно и вежливо относятся к партнеру. )
3. Этап актуализации и пробного учебного действия (1 мин)
- Как вы думаете, как звучит тема урока? Какова моя цель на уроке? Какова ваша цель?
(Выражают свое мнение. 
Формулируют тему урока, цель (учебную задачу) с помощью учителя(Регулятивные УУД)
Приводят доказательство, моделируют. (Познавательные УУД)
Формулируют познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД) 
Обладают навыками критического мышления, задумываются о наличии скрытых целях собеседника.)
4. Открытие нового знания.(20 мин) (Приложения 1, 4, 5, 7).
Учитель дает информацию о народных костюмах, учитывая национальную принадлежность детей. 
Учащийся способен применять полученные знания при создании костюмов. 
Ученик имеет развитое национальное самосознание, толерантен.
5. Построение выхода из затруднения. (3 мин)
- В целом, традиционные народные костюмы отличались многослойностью, имели нарядные головные уборы. Как вы думаете, как люди могли в праздничных костюмах трудиться? Удобно ли это?
Учащиеся догадываются или подводятся к мысли, что имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные.
Приводят доказательство. (Познавательные УУД) 
6. Самостоятельная работа по теме урока. Применение нового знания. (12 мин)
Выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный – мужской и женский. При рисовании фигуры человека можно использовать бумажных кукол, шаблоны-силуэты, изготовленные учителем.
Фигуры должны быть крупными, почти во весь лист (А4, А3), располагаться по центру листа, вертикально положенного. 
На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Приложение 2) 
Развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся, формируется устойчивый интерес к творческой деятельности.
Осуществляют контроль и коррекцию результатов деятельности.
7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
Экспресс-просмотр завершенных работ. 
- Вам хотелось бы поносить костюм в национальных традициях? Куда можно было бы прийти в таком костюме? 
Оценивание. Самооценивание 
Домашнее задание.
 
Завершить работу над эскизом народного костюма. 
Приложение 1. Народная музыка (русская, татарская, чувашская, таджикская, башкирская) представляющая все национальности учащихся класса.
Приложение 2. Бумажные куклы, шаблоны-силуэты.

Приложение 3
Надписи прикрепленные к стене
1. Я имею народный костюм.
2. У меня нет народного костюма.

Приложение 4. Слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь, И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде». 
Приложение 5.
 Фотогалерея с нарядами разных народов мира.
Таджикский национальный костюм.

Татарский национальный костюм.

Башкирский национальный костюм.

Чувашский национальный костюм.

Русская повседневная одежда.

Грузинская национальная одежда.

Национальная одежда народов Индии.

Национальный китайский костюм.

Приложение 6.
Надпись «Береги одежку снову, а честь — смолоду».
Приложение 7 
Народный костюм – это отражение культуры, истории, традиций, и даже быта народа. Предлагаю совершить небольшое путешествие и узнать больше о народных костюмах народов мира. Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.
Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это сари, в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.
Все народные костюмы мира имеют свои особенности.  В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. 
– Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). Концы плетеных поясов украшались головками ящеров (символ подземно-подводного мира). 
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока). 
Головной убор, как мы уже отмечали, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. 
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи. 
– Слышали ли вы эти названия? 
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. 
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи-«сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. 
Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. 
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. 
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), – берегиня. Он оберегал живот. 
Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. 
По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой. 
Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы – косник из бисера. На шее – бусы, гайтаны из бисера. 
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой. 
Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти.
Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока. 
Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества.Ярче всего национальные особенности татарского костюма прослеживаются в женском наряде. Для традиционного костюма татарок характерен трапециевидный силуэт, сочные цвета, обилие вышивки и украшений. Одежда в большинстве случаев состояла из длинной туникообразной рубашки и распашного верхнего платья с длинными рукавами и приталенной спинкой. Обязательной частью женского наряда был нагрудник, который надевался под рубаху с глубоким вырезом на груди. Под рубашкой носили широкие штаны. Верхнюю одежду богато украшали вышивкой, отделывали ценным мехом, декорировали бусинами и мелкими монетами.
Одежда мужчин также состояла из рубахи, которая была значительно короче женской, и широких штанов, шившихся, как правило, из полосатой ткани. Верхняя мужская одежда была распашной и повторяла силуэт женской, но полы камзола доходили колен, и он часто шился с короткими рукавами или вовсе без рукавов. Бишмет, зимний татарский кафтан, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Обязательным атрибутом мужского костюма татар был пояс. Он мог быть домотканым или сшитым из фабричной ткани, реже использовали вязаные пояса.
Женские головные уборы сильно различались в зависимости от возраста их владелиц. Девушки носили калфак – богато украшенный вышивкой и бисером колпак с кисточкой на заостренном конце. Головные уборы замужних татарок закрывали не только волосы, но и шею, плечи и верхнюю часть спины. Пожилые женщины часто носили на голове покрывала, спускавшиеся до поясницы и ниже. Поверх покрывала надевали верхние головные уборы: платки или шапки.
Национальной обувью татар были высокие сапоги из мягкой кожи. Ювелирные украшения использовали и женщины, и мужчины. Мужчины носили печатки, перстни, пряжки для поясов. Традиционными женскими украшениями были закрывающий конец косы накосник, серьги с подвесками, реже – носовые кольца, разнообразные шейные украшения, браслеты и кольца.
Праздничный чувашский женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским и татарским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Женский таджикский костюм состоит из платья-рубахи, камзола, штанов и тюбетейки. Платье-рубаха (койлек) шьется из фуляра, жоржета, шелка-туаля нежных тонов (бледно-зеленого, голубого, розового). Головной убор — тюбетейка, богато расшитая блестками и монетками, с газовым шарфом сзади. Обувь — туфли золотистого цвета на среднем каблуке с загнутыми острыми носами. Мужской костюм состоит из рубашки, халата, штанов и чалмы.
Как видите, у каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды. В представленной галерее вы ознакомились с нарядами разных народов мира.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по моделированию. Аппликация Елка, 2 класс Конспект урока изобразительного искусства в начальной школе: Гжель Интегрированное занятие по изобразительному искусству, 2-3 класс. Кружевная сказка Конспект урока ИЗО. Анималистический жанр, 2 класс
Участник №13 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» c 1 ноября по 31 января 2016 года
Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему: Красота народного костюма | Разработка классного часа во 2 классе: Права человека
Опубликовано: 3302 дня назад (7 ноября 2015)
Просмотров: 11931
+9
Голосов: 9
Комментарии (7)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 7 ноября 2015 в 23:44 +2
Гульнара Налиевна интересный материал. Ваша публикация доступно рассказывает детям о Красоте и истории народных костюмов! angel Уважение к традициям и обычаям разных национальностей подтверждает какая великая и многонациональная наша планета Земля. Я помню в СССР мы знали и различали народные костюмы нашей большой страны. Примите мой голос №1
Светлана Александровна Баскакова # 8 ноября 2015 в 00:17 +3
Гульнара Наилевна, добрый вечер! Прочитала вашу разработку несколько раз.Сразу хочу отметить грамотное и последовательное изложение работы. Как психолога меня порадовали психологические моменты в занятии: самоопределение,решение проблемных ситуаций,рефлексия. Всё этапы урока открывают детям новые знания,учат думать и размышлять даже на уроке рисования. Конечно для 7-ми летних детей это занятие сложное, и вряд ли они справятся с рисованием эскизов костюмов без помощи взрослых.Оформление работы соответствует конкурсным требованиям ! Голосую за психологический и творческий подход к проведению урока рисования!
Вера Валерьевна Ляпина # 8 ноября 2015 в 13:31 +1
Рада вашему приглашению, Гульнара Наилевна! Тема вами представленная богата и разнообразна. Вы даете детям образцы костюмов разных народов, даете детям время на выбор понравившегося. Интересно разработан сценарий урока, но согласна со Светланой Александровной о сложности занятия для 7-летнего возраста. Примите голос поддержки вашего таланта педагога и творческого человека.
Байгареева Гюзель # 9 ноября 2015 в 21:26 +1
Вечер добрый Гульнара Наилевна! Примите голос, интересная разработка, не совсем согласна с тем, что дети не справятся. Справятся и даже хорошо, если это для них не ново. dance
Валентина Петровна Чурепкина # 12 ноября 2015 в 06:25 0
Добрый день, Гульнара Наилевна! Спасибо за урок ИЗО по теме «Красота народного костюма». С помощью разнообразных картинок вы интересно представили фотогалерею с нарядами разных народов мира.
Отмечу грамотное структурированное написание урока. Желаю вам новых творческих работ и УДАЧИ! Голос № 7! v
Ирина Васильевна Тугарева # 16 ноября 2015 в 20:06 0
Гульнара Наилевна!Интересный, содержательный материал для урока.Примите мой голос.
Воспитатель # 20 ноября 2015 в 21:02 0
Уважаемая Гульнара Налиевна у вас получился очень хороший и интересный конспект. Примите голос! Заходите в гости на викторину https://kladraz.ru/blogs/elena-anatolevna-podosinikova/viktorina-vse-lyubjat-skazki-dlja-detei-5-6-let-s-onr.html