Игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы детского сада
Большая игра для дошкольников "Умники и умницы". Сценарий
Автор: Медведева Галина Алексеевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №146" города Рязани.Описание. Данная игра разработана с целью уточнения, обобщения и систематизации знаний детей подготовительной к школе группы, полученных ими на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Разнообразные игровые задания помогут выяснить уровень усвоения материала по данному направлению обучения детей дошкольного возраста, так как, даже при выполнении однотипных заданий, ребенок должен будет самостоятельно найти правильное решение, ведь набор картинок у всех детей разный и нельзя посмотреть, как задание выполняет ребенок рядом. Данная Большая игра будет полезна воспитателям подготовительных общеобразовательных и логопедических групп детского сада, учителям-логопедам и дефектологам детского сада и начальной школы, психологам, учителям начальных классов и классов "Будущих первоклассников", педагогам дополнительного образования, а также родителям, желающих лучше подготовить своих детей к школе в игровой форме.
Цель игры:
уточнить, обобщить и систематизировать знания детей, полученные ими на занятиях по подготовке к обучению грамоте, создать хорошее настроение, доставить детям удовольствие.
Задачи:
- формировать умение в построении простого распространенного вопросительного и повествовательного предложения по сюжетным картинкам по теме "Семья"; упражнять в составлении распространенного предложения с предлогами на, в, перед по предложенной модели и предметной картинке;
- продолжать формировать умение проводить анализ звукового состава правильно произносимых односложных слов, усвоение слогообразующей роли гласных звуков;
- упражнять в делении слов на слоги, практическом усвоении способов словоизменения и словообразования при изменении слоговой структуры слова с опорой на предметные картинки;
- формировать умение определять место звука в слове (начало, середина или конец) и группировать звуки по их характерным фонетическим признакам;
- развивать фонематический слух, закреплять умение проводить дифференцировку согласных звуков по твердости-мягкости и от гласных звуков, соотносить звуки с их обозначением фишками разного цвета (гласный звук - красный квадрат, твердый согласный звук - синий, мягкий согласный - зеленый квадрат);
- развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, умение соотносить движения с характером музыки;
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, умение выполнять разнообразные игровые задания, направленные на достижение коллективного успеха.
Материал: эмблемы с изображением цветка, радуги и солнышка по количеству детей (у капитанов команд такая же эмблема большего размера); стаканчики с эмблемой на каждую команду для сбора фишек-звездочек; игровые поля для дидактических развивающих игр: "Разноцветные цепочки" с набором звуковых пеналов к ним по количеству детей, "Измени слово" с набором картинок (3 комплекта), "Где прячется звук?" с набором картинок (3 комплекта), "Подбери картинку к звуковой схеме" с набором фишек (9 комплектов); игровое поле с моделями предложений и предметными картинками к игровому упражнению "Придумай предложение" (все вышеназванные игры и упражнения - авторские); набор сюжетных картинок формата А-4 по теме "Семья" (8 штук); массажные силиконовые щетки; аудиозапись разных по характеру музыкальных произведений: марша, вальса, польки, колыбельной; призы для дошкольников (по желанию педагога, учитывая интересы детей).
Ход игры
1. Объявление темы и правил игры
Сегодня у нас с вами Большая игра, которая называется "Умники и умницы". Вы самые старшие в детском саду, готовитесь к поступлению в школу, много знаете и умеете. У каждого из вас будет возможность продемонстрировать полученные знания и умения и внести свой вклад в победу своей команды. Для проведения игры нужно разделиться на три команды и выбрать капитанов (педагог помогает детям разделиться таким образом, чтобы состав участников по количеству и уровню развития дошкольников был примерно одинаковым. Капитанов дети выбирают самостоятельно). Дети прикалывают эмблемы с изображением солнышка, цветка и радуги (круг из плотной бумаги с рисунком внутри, может вешаться за ленточку или прикрепляться с помощью прищепки). Объяснить детям, что за правильное выполнение правил игры и игровых заданий они будут получать звездочки-фишки и складывать их в копилку своей команды. Победит та из них, которая наберет больше всех фишек.2. Дидактическая игра "Разноцветные цепочки"
- звуковой диктант. Перед каждым ребенком игровое поле-таблица для звукового диктанта и пенал с фишками, обозначающими звуки (квадраты красного, синего и зеленого цвета, соответствующие гласному звуку, твердому и мягкому согласному звуку). Педагог называет звуки в произвольном порядке, а дети выкладывают фишки. Всего произноситься 10 звуков, соответственно дети выкладывают в этом задании 10 разноцветных фишек. После того, как фишки выложены, дети проверяют правильность выполнения игрового задания: педагог или называет последовательность цветов квадратов, или выставляет полоску-ответ с наклеенными квадратами. Например, педагог называет детям по порядку следующие звуки: [а], [ль], [с], [э], [ы], [м], [ч], [р], [j], [у]. Дошкольники должны выложить квадраты в следующем порядке: красный, зеленый, синий, красный, красный, синий, зеленый, синий, зеленый, красный. Дети, правильно выложившие все фишки, получают звездочки и кладут их в коробочку с эмблемой своей команды - они молодцы, "заработали" для команды первые звездочки.3. Дидактическая игра "Измени слово"
- деление слов на слоги. От каждой команды выбираются для этой игры по два участника, они совместно будут выполнять предложенное задание. Для этого на игровом поле они должны разложить картинки так, чтобы все пустые клетки были заполнены: под цифрой 1 - словами, состоящими из одного слога, под цифрой 2 - словами из двух слогов и так далее (на игровом поле цифры 1, 2, 3, 4). Предметные картинки дети берут из конвертов, которые прилагаются к каждому игровому полю, набор картинок у всех разный. В каждом конверте по 10 картинок, дети будут использовать 8 из них по своему усмотрению. Педагог перед игрой напоминает детям правило игры: слова можно изменять, наращивая слоги. Так, если на картинке нарисован кот, то его можно положить на пустую клетку под цифрой 1, а можно положить эту картинку под цифру 2 и назвать ее кошка, а можно положить под цифру 3 и назвать словом котенок, а можно сказать, что это - котеночек, положив под цифру 4. Главное, чтобы все клетки под цифрами были правильно заполнены картинками. Победившие в этой игре, сумевшие правильно изменить слова на предложенных в наборе картинках, получают звездочку и добавляют ее в копилку своей команды.4. Дидактическое упражнение "Придумай предложение"
- составление предложений по моделям и предметным картинкам. От каждой команды выбирается по одному участнику. Опираясь на предложенную модель (изображена на игровом поле) и набор картинок к ней, игроки должны придумать свое распространенное предложение. Место слова-картинки на модели обозначено красным квадратом. Перед игрой необходимо уточнить с детьми схемы предлогов, которые изображены на игровых полях (красный кружок в середине квадрата обозначает предлог в, кружок сверху квадрата - предлог на, кружок перед квадратом - предлог перед). Картинка, которая будет использоваться при составлении предложений выбирается детьми по своему желанию из предложенных сверху. Дети могут придумать такие предложения: Акула - очень опасный хищник. Акула живет в море. Два вола везут сено. На волах перевозят грузы. Победители добавляют звездочки в свою командную копилку.Одновременно с выполнением этого игрового упражнения, проводится игра для капитанов "Где прячется звук?"
5. Дидактическая игра для капитанов "Где прячется звук?"
- выделение заданного звука в словах. На игровом поле желтым кружком показано положение звука в слове. Каждому капитану дается конверт с картинками. Согласный звук, положение в слове которого нужно найти в данной игре, обозначен на откидной части конверта с внутренней стороны. Это может быть мягкий согласный звук (обозначен соответствующей буквой на зеленом квадрате) или твердый согласный звук (буква на синем квадрате). Капитанам нужно разложить картинки на игровом поле в соответствии с нахождением обозначенного звука в словах: если звук находится в начале слова, на строке с желтым кружком слева, если в середине - на полоске с кружком в центре строки, если в конце - желтый кружок на строчке справа. Например, если на конверте изображен мягкий звук [нь] ( буква Н на зеленом квадрате), то картинки должны располагаться следующим образом: первая строчка - Нюша, негритенок, нитки, незабудки (звук в начале слова); вторая строчка - подснежник, леденец, пожарник, портниха (звук в середине слова); третья строчка - тюлень, мишень, олень, осень (звук в конце слова). За правильное выполнение задания капитаны получают звездочки для командной копилки.6. Музыкальная пауза и щеточный массаж рук
Дети берут силиконовые массажные щетки и надевают их на одну из рук. Звучит разная по характеру музыка: колыбельная, вальс, марш или полька. Под музыку дети выполняют те движения, которые показывает педагог (массируют предплечье, ладошку, потирают ладони друг о друга, хлопают в ладоши). Во время проведения музыкальной паузы нужно два раза поменять руки с массажной щеткой. При прослушивании музыки в третий раз все движения дети придумывают сами.7. Дидактическая игра "Подбери картинку к схеме"
- звуковой анализ односложных слов. От каждой команды выбирается три человека. Они кладут фишку (может быть любой) на ту картинку, которая, по их мнению, соответствует представленной на игровом поле звуковой схеме слова. Эту игру можно провести и по-другому: если дети могут читать короткие слова, то вместо картинок можно раскладывать фишки на слова, написанные под картинками. Необходимо обратить внимание детей на то, что слова не относятся к картинкам, под которыми они написаны (чтобы дети именно читали, а не догадывались о написанном слове с помощью картинки). За правильное выполнение задания - очередные звездочки.Одновременно с проведением этой игры два ребенка от каждой команды придумывают распространенные повествовательные и вопросительные предложения по картинкам на тему "Семья" по сюжетным картинкам.
8. Составление вопросительных и повествовательных предложений по сюжетным картинкам по теме "Семья"
Каждый участник по своей картинке придумывает одно вопросительное предложение и предлагает ответить на него своему товарищу по команде. Звездочку получает та команда, чьи участники как правильно сумели сформулировать оба вопросительных предложения, так и ответить на них полным распространенным предложением. Если один ребенок сумел задать вопрос и ответить на него, а второй - нет, то звездочку для команды они не получают. Предложения могут быть примерно такими: - Что делает мальчик в желтой кофточке? - Мальчик в желтой кофточке вытирает пыль с подоконника. Или: - Мальчик в желтой кофточке помогает маме делать уборку в комнате. При выполнении этого задания дети могут самостоятельно выбрать понравившуюся картинку из имеющихся в наборе.9. Свободная деятельность детей
Капитаны команд вместе с педагогом приступают к подсчету звездочек, оказавшихся в копилке каждой команды. Остальные дети в это время могут отдохнуть, помочь дежурным по занятиям убрать материал со столов, немного поиграть.10. Подведение итогов игры и раздача призов
Краткое резюме - как играли, во что играли, что запомнилось, какие задания понравились, какие вызвали затруднения. Педагог объявляет количество звездочек у каждой команды и соответственно те места, которые они заняли. Обязательно нужно похвалить всех участников игры, отметить их доброжелательность, взаимопомощь, вклад каждого в общее дело. Всем участникам раздаются призы: книжки, открытки, небольшие сувениры, наклейки, игрушки (на усмотрение педагога, с учетом пожеланий дошкольников).Послесловие. Время проведения каждой игры или игрового задания нужно регламентировать с помощью песочных часов, звукового сигнала или другим способом. Можно добавить дополнительно физкультурные минутки, упражнения на релаксацию, дыхание по усмотрению педагога (если в этом есть необходимость). Время проведения непосредственной игровой деятельности не должно превышать 30 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий развлечения в старшей и подготовительной группе. Путешествие в страну сказок и загадок Игровая программа для подготовительной группы детского сада Конспект игрового занятия по английскому языку с дошкольниками по теме «May Day» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группыПохожие статьи:
Драматизация русской народной сказки в детском саду «Маша и медведь»
Игровое музыкальное развлечение для детей подготовительной группы в детском саду. Сценарий
Весенний досуг в подготовительной группе. Семик - русский обряд цветения
Развлечение в подготовительной группе. Русские обычаи
Игра-развлечение для детей подготовительной группы детского сада
Участник №59 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» c 1 декабря по 25 февраля 2015 года
Автор: Галина Алексеевна Медведева
Опубликовано: 3538 дней назад (25 февраля 2015)
Просмотров: 7775
Рубрика: Учимся играя!
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|