Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сказочная педагогика

Сказочная педагогика «Использование сказок в развитии и обучении детей».

Автор: Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №101 города Донецка» Донецкой области.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
Цель: показать разнообразие видов и приемов работы со сказкой в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
показать роль сказки в нравственном и эстетическом воспитании детей;
проанализировать педагогическое воздействие сказки на детей;
привлечь молодых учителей, воспитателей дошкольных учреждений к использованию сказок в учебно-воспитательном процессе с целью активизации познавательной деятельности детей.
Актуальность.
Тема сказки всегда была интересна и актуальна. В современной педагогике преобладают информационные технологии. Практически каждый ребенок имеет компьютер и может найти изучаемый материал в сети Интернет. Современные родители всё реже читают своим детям сказки. Это приводит к обеднению словарного запаса детей, неумению общаться, анализировать, делать выводы. Исходя из сказанного, одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к фольклорным произведениям, способствующим развивать коммуникативные умения, пополнять и обогащать словарный запас детей. В устном народном творчестве показаны черты русского характера, нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, смелости, любви. Всё это отражено в русских народных сказках. Слушая сказку, ребенок погружается в интереснейший мир детства, где встречает много неизведанного и делает первые в своей жизни открытия.
Роль сказки в нравственном воспитании детей.
Дошкольный возраст — важный период в становлении личности ребенка. В это время он приобретает свойственные ему черты характера, которые влияют на поведение в жизни. В младшем школьном возрасте усваиваются элементарные морально-нравственные требования. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности призвана сказка. В ней добро побеждает зло, поступки героев помогают понять, как нужно поступать в определённых ситуациях. Сказка сопровождает ребенка с раннего возраста. Она не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок. Дети, анализируя сказку, делают вывод сами.
Формирование нравственных понятий- процесс длительный. Он требует от педагога систематической и планомерной работы для развития и воспитания в душе ребёнка духовного начала. Сказка способствует развитию эстетических чувств. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Благодаря сказке в душе ребёнка пробуждается благородство, сопереживание, чуткость к чужому горю.
Педагогическое воздействие сказки на ребенка.
Итак, сказка-это средство воспитания детей. Учителям школы, воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать не только методику преподавания занятий, но и уметь направить свою деятельность на достижение результатов детей в увлекательной, интересной, захватывающей форме. Работа в данном направлении призвана решать следующие задачи:
- уважать традиции народной культуры;
формировать интерес к чтению;
развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, фантазию, речь детей, внимание, умение слушать сказку;
воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к книгам, личностные качества;
прививать способность выражать свои мысли просто и ясно.
Сказка тесно связана с игровой деятельностью. В непринужденной обстановке дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа. Рассматривая иллюстрации к сказкам ребенок приобщается к миру изобразительного искусства, учится видеть и понимать прекрасное.
С народной сказкой тесно связана авторская сказка. Она даёт возможность детям переработать какой-либо или придумать свой сказочный сюжет. Однако, развивая творческое воображение детей, педагог способствует умственному и нравственно-эстетическому единению в развитии детей. Творчество вызывает у младших школьников желание действовать в искренней, непринуждённой обстановке. Разнообразные виды деятельности: игра, песня, танец, инсценировка дают возможность выявлять и развивать индивидуальные способности детей в любом возрасте. Для развития речи, воображения и фантазии детей, влияющих на активную мыслительную деятельность, можно использовать следующие приёмы работы в учебно-воспитательном процессе:
-придумай применение старого предмета в другой области(в торговле, промышленности, на стройке, в другой сказке и т. д.);
-составь фантастическую сказку о себе;
-преврати неодушевлённые предметы в одушевлённые.
Анализируя детское творчество, можно судить о его качестве и оказывать влияние на личность ребёнка. Формы работы со сказкой на уроке и во внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными:
1. Чтение и беседа по прочитанным сказкам.
2. Пересказ сказок.
3. Придумывание своей сказки по аналогии с другой сказкой.
4. Рисование сказочных героев.
5. Рассматривание иллюстраций.
6. Прослушивание звуковых записей и анализ услышанного.
7. Просмотр мультипликационных отрывков и обсуждение их.
8. Проведение музыкально-развлекательных мероприятий.
9. Инсценировка сказок.
10. Викторины по сказкам.
11. Разгадывание кроссвордов.
12. Проведение конкурсов.
13. Проведение игр с произношением стихотворных строк и сопровождением слов движениями: «Угадай-ка», «Собери», «Кто больше?», «Продолжи сказку», «Волшебный мешочек» и многие другие.
14. Праздник сказок.
15. КВН по сказкам.
16. Игра «Поле чудес».
17. Сопоставление вариантов сказок.
18. Составление характеристик.
19. Составление киносценария по сюжету сказки
20. Интервью..
Вывод.
В сказки, созданные народом, вложена многовековая мудрость. Так как нравственность изначально заложена в сюжете, ценность сказок заключается во влиянии на всестороннее развитие ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия для детей с ОВЗ О роли сказок в воспитании ребенка Творческий проект для учащихся 5 класса
Участник №95 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» c 15 ноября 2015 года по 15 февраля 2016 года
Сказка про медвежонка для детей 6-9 лет | Викторина с ответами для детей 6-9 лет о насекомых и птицах.
Опубликовано: 3185 дней назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 3084
Рубрика: Сказки
+4
Голосов: 4
Комментарии (4)
Марина Эдуардовна Бондаренко # 13 февраля 2016 в 21:11 +1
Валентина Ивановна, добрый вечер! Полезная информация, не только для начинающего педагога. В своей работе Вы показали роль сказок в развитии ребенка, предложили разнообразные формы работы со сказками на уроке. Вы составили справочник по использованию сказок в учебном процессе. Так держать, молодцы! Примите голос!
Фролова Валентина Ивановна # 13 февраля 2016 в 21:16 +1
Спасибо за комментарий.
Вера Валерьевна Ляпина # 19 февраля 2016 в 15:23 0
Прекрасный набор форм работ со сказкой вы предложили, Валентина Ивановна.Через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.Сказка - незаменимый элемент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является базой для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Я тоже считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика.Спасибо за материал. Примите мой голос
Людмила Николаевна Золотарева # 24 февраля 2016 в 20:41 0
"В сказки, созданные народом, вложена многовековая мудрость. Так как нравственность изначально заложена в сюжете, ценность сказок заключается во влиянии на всестороннее развитие ребёнка."
Спасибо огромное за статью, ведь предыдущий год, был годом литературы, а значит эта тема актуальна. Педагогам и воспитателям в детском саду ничто так не помогает в развитии личности ребенка , а так же их нравственных качеств, как книги. Именно книги, рассказывая истории учат детей что хорошо, а что плохо. Спасибо еще раз за статью!