Наши конкурсы
Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства

 

Творческий конкурс для педагогов «Незабываемая Осень»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сказочная педагогика

Сказочная педагогика «Использование сказок в развитии и обучении детей».

Автор: Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №101 города Донецка» Донецкой области.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
Цель: показать разнообразие видов и приемов работы со сказкой в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
показать роль сказки в нравственном и эстетическом воспитании детей;
проанализировать педагогическое воздействие сказки на детей;
привлечь молодых учителей, воспитателей дошкольных учреждений к использованию сказок в учебно-воспитательном процессе с целью активизации познавательной деятельности детей.
Актуальность.
Тема сказки всегда была интересна и актуальна. В современной педагогике преобладают информационные технологии. Практически каждый ребенок имеет компьютер и может найти изучаемый материал в сети Интернет. Современные родители всё реже читают своим детям сказки. Это приводит к обеднению словарного запаса детей, неумению общаться, анализировать, делать выводы. Исходя из сказанного, одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к фольклорным произведениям, способствующим развивать коммуникативные умения, пополнять и обогащать словарный запас детей. В устном народном творчестве показаны черты русского характера, нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, смелости, любви. Всё это отражено в русских народных сказках. Слушая сказку, ребенок погружается в интереснейший мир детства, где встречает много неизведанного и делает первые в своей жизни открытия.
Роль сказки в нравственном воспитании детей.
Дошкольный возраст — важный период в становлении личности ребенка. В это время он приобретает свойственные ему черты характера, которые влияют на поведение в жизни. В младшем школьном возрасте усваиваются элементарные морально-нравственные требования. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности призвана сказка. В ней добро побеждает зло, поступки героев помогают понять, как нужно поступать в определённых ситуациях. Сказка сопровождает ребенка с раннего возраста. Она не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок. Дети, анализируя сказку, делают вывод сами.
Формирование нравственных понятий- процесс длительный. Он требует от педагога систематической и планомерной работы для развития и воспитания в душе ребёнка духовного начала. Сказка способствует развитию эстетических чувств. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Благодаря сказке в душе ребёнка пробуждается благородство, сопереживание, чуткость к чужому горю.
Педагогическое воздействие сказки на ребенка.
Итак, сказка-это средство воспитания детей. Учителям школы, воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать не только методику преподавания занятий, но и уметь направить свою деятельность на достижение результатов детей в увлекательной, интересной, захватывающей форме. Работа в данном направлении призвана решать следующие задачи:
- уважать традиции народной культуры;
формировать интерес к чтению;
развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, фантазию, речь детей, внимание, умение слушать сказку;
воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к книгам, личностные качества;
прививать способность выражать свои мысли просто и ясно.
Сказка тесно связана с игровой деятельностью. В непринужденной обстановке дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа. Рассматривая иллюстрации к сказкам ребенок приобщается к миру изобразительного искусства, учится видеть и понимать прекрасное.
С народной сказкой тесно связана авторская сказка. Она даёт возможность детям переработать какой-либо или придумать свой сказочный сюжет. Однако, развивая творческое воображение детей, педагог способствует умственному и нравственно-эстетическому единению в развитии детей. Творчество вызывает у младших школьников желание действовать в искренней, непринуждённой обстановке. Разнообразные виды деятельности: игра, песня, танец, инсценировка дают возможность выявлять и развивать индивидуальные способности детей в любом возрасте. Для развития речи, воображения и фантазии детей, влияющих на активную мыслительную деятельность, можно использовать следующие приёмы работы в учебно-воспитательном процессе:
-придумай применение старого предмета в другой области(в торговле, промышленности, на стройке, в другой сказке и т. д.);
-составь фантастическую сказку о себе;
-преврати неодушевлённые предметы в одушевлённые.
Анализируя детское творчество, можно судить о его качестве и оказывать влияние на личность ребёнка. Формы работы со сказкой на уроке и во внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными:
1. Чтение и беседа по прочитанным сказкам.
2. Пересказ сказок.
3. Придумывание своей сказки по аналогии с другой сказкой.
4. Рисование сказочных героев.
5. Рассматривание иллюстраций.
6. Прослушивание звуковых записей и анализ услышанного.
7. Просмотр мультипликационных отрывков и обсуждение их.
8. Проведение музыкально-развлекательных мероприятий.
9. Инсценировка сказок.
10. Викторины по сказкам.
11. Разгадывание кроссвордов.
12. Проведение конкурсов.
13. Проведение игр с произношением стихотворных строк и сопровождением слов движениями: «Угадай-ка», «Собери», «Кто больше?», «Продолжи сказку», «Волшебный мешочек» и многие другие.
14. Праздник сказок.
15. КВН по сказкам.
16. Игра «Поле чудес».
17. Сопоставление вариантов сказок.
18. Составление характеристик.
19. Составление киносценария по сюжету сказки
20. Интервью..
Вывод.
В сказки, созданные народом, вложена многовековая мудрость. Так как нравственность изначально заложена в сюжете, ценность сказок заключается во влиянии на всестороннее развитие ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия для детей с ОВЗ О роли сказок в воспитании ребенка Творческий проект для учащихся 5 класса
Участник №95 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» c 15 ноября 2015 года по 15 февраля 2016 года
Сказка про медвежонка для детей 6-9 лет | Викторина с ответами для детей 6-9 лет о насекомых и птицах.
Опубликовано: 2845 дней назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 2923
Рубрика: Сказки
+4
Голосов: 4
Комментарии (4)
Марина Эдуардовна Бондаренко # 13 февраля 2016 в 21:11 +1
Валентина Ивановна, добрый вечер! Полезная информация, не только для начинающего педагога. В своей работе Вы показали роль сказок в развитии ребенка, предложили разнообразные формы работы со сказками на уроке. Вы составили справочник по использованию сказок в учебном процессе. Так держать, молодцы! Примите голос!
Фролова Валентина Ивановна # 13 февраля 2016 в 21:16 +1
Спасибо за комментарий.
Вера Валерьевна Ляпина # 19 февраля 2016 в 15:23 0
Прекрасный набор форм работ со сказкой вы предложили, Валентина Ивановна.Через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.Сказка - незаменимый элемент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является базой для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Я тоже считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика.Спасибо за материал. Примите мой голос
Людмила Николаевна Золотарева # 24 февраля 2016 в 20:41 0
"В сказки, созданные народом, вложена многовековая мудрость. Так как нравственность изначально заложена в сюжете, ценность сказок заключается во влиянии на всестороннее развитие ребёнка."
Спасибо огромное за статью, ведь предыдущий год, был годом литературы, а значит эта тема актуальна. Педагогам и воспитателям в детском саду ничто так не помогает в развитии личности ребенка , а так же их нравственных качеств, как книги. Именно книги, рассказывая истории учат детей что хорошо, а что плохо. Спасибо еще раз за статью!