Творческий проект для учащихся 5 класса
Творческий проект "Сочиняем сами", 5 класс
Описание: данный материал может быть использован как учителями начальных классов при работе над проектами, при организации творческой деятельности учащихся, так и учителями литературы, работающими в 5-6 классах. Данный проект позволит ребятам раскрыть свои творческие способности и попробовать себя в роли сказочников, научиться творить самому. Автор: Кузина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Иланская средняя общеобразовательная школа №41".
Цель проекта: научить школьников сочинять волшебные сказки и раскрыть их творческие способности
Задачи проекта
- Развивать творческие способности, интересы и склонности, индивидуальное мышление ребят.
- Способствовать успешной социализации обогащению словаря, формировать навыки словоупотребления, языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.
- Развивать навыки публичных выступлений
Основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Активные формы неурочной деятельности позволяют ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.
По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что-то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь»).
Почему я выбрала для своего проекта с пятиклассниками именно сказки? Ответ прост. Сказки - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Сказки детям понятны и близки. Сказка совершенствует, обогащает детскую психику. Сказки способствуют развитию детского словесного творчества. Поэтому так полезно для развития детского словотворчества сочинять сказки совместно с детьми. Способность придумывать сюжеты лежит в основе развития воображения. И, к тому же, в начале учебного года в 5 классе мы изучили тему "Русские народные сказки". Ребята познакомились с такими понятиями, как виды сказок, признаки народной сказки, структура сказки. Самое время начать творить самому.
Этапы работы над проектом
1.Творческая встреча с поэтами. Чтобы привлечь внимание моих пятиклассников писательскому труду, я организовала встречу с поэтом и поэтессой нашего города. Эти удивительные и одарённые люди с удовольствием рассказали нам о своем творчестве, почитали свои стихи. Ребята поняли, что поэтом может стать обычный человек, живущий рядом, что стихи и рассказы могут быть живыми и близкими, о знакомых местах, городских улицах и нашем парке.2. Игры по развитию речи
Следующим этапом нашей работы стало проведение игр по развитию речи подбору эпитетов, синонимов и т.д. В сети интернет я нашла огромное количество дидактических игр и упражнений. Приведу несколько примеров.
1. Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова.
2. Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.
3. Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю".
4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Рассказываем детям сказку (в который раз, знакомую) и договариваемся, что что-то с ней изменится. Сначала мы что-то с ней меняем сами, причем, совсем немного, но такое, которое побудит ребенка придумывать. Постепенно ребенок сам начинает изменять сказку.
5. Сказка-калька. Это придумывание такой сказки, где все герои остаются но попадают в совершенно другие обстоятельства. Они могут быть фантастические, невероятные ,а могут быть близкие к реальным.
6. Игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Сказка «Гуси-лебеди»
Новая ситуация : на пути девочка встречает серого волка
Сказка «Волк и семеро козлят»
Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения.
3. Учимся строить сюжетную линию сказки
Для того, чтобы сказка получилась, необходимо продумать её сюжет заранее. Поэтому мы с ребятами начали учиться строить сюжетную линию. Я предложила ребятам сочинить вместе сказку о приключениях самого обычного предмета. Например, осеннего листочка. Но если предварительно не обговорить сюжет сказки, то это приведет к путанице. Я предложили ребятам ответить на несколько вопросов.
- «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? »
- «С чего начнется наша сказка?»
- «Что случится с листочком в сказке?
- «Чем всё закончится?»
Такое простое планирование сказки помогло нам выстроить сюжет. Затем мы придумали название сказки, из которого стало понятно, о чем в ней говорится. Эта работа проводилась в классе, а дома ребята получили задание сочинить сказку про любимую мягкую игрушку
4. Работа с картами Проппа
Это очень интересная методика, позволяющая легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции, что помогает усвоить содержание сказки и облегчает пересказ, стимулирует и развивает связную речь, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение. В.Я. Пропп - известный исследователь сказок, проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Их 31. Карточки Проппа я нашла в интернете, распечатала их, и наклеила на картон, с обратной стороны для себя написала подсказки. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку
Вот как я построила работу с этими карточками. При прочтении сказки мы выкладывали карты Проппа, согласно сюжету. Совместное прочтение и разбор нескольких русских народных сказок помогли ребятам быстро разобраться , ведь большинство произведений устного - народного творчества схожи в своей структуре.
И самый главный этап, мы попробовали сами сочинить сказку, используя карты Проппа. Для этого мы отобрали 5-8 карт, придумали главного героя, помощников героя и тех, кто будут ему вредить.
Затем мы с ребятами сами разработали шаблон, то есть план для написания собственной сказки
5. Выступление перед первоклассниками
Мало просто написать сказку, настоящему сказочнику необходим слушатель. Поэтому мы с ребятами решили подготовить выразительное чтение и пересказ наших сказок и выступить перед первоклассниками. Малыши с удовольствием слушали нас. А пятиклассники решили не останавливаться и продолжить писать сказки, стихи, и рассказы. Работа над проектом вызвала большой интерес у пятиклассников, потребовала от ребят творческого подхода, коммуникативных умений, оживила учебный процесс. Ребята получили ценные навыки публичных выступлений. А я получила возможность лучше изучить индивидуальные способности ребят.
Рекомендуем посмотреть:
О роли сказок в воспитании ребенка Творческий проект реконструкции сайта образовательной организации «Сайт – территория будущего» Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности Сказочная педагогика
Автор: Ирина Николаевна Кузина
Опубликовано: 3217 дней назад (31 января 2016)
Просмотров: 9815
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
|