Организация центров детской активности в пространстве группы детского сада
Методические рекомендации по организации «Центров детской активности» в пространстве группы
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
1. Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
2. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
3. «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
4. материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
5. материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
6. центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
7. центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
8. для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
9. в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
10. помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
11. все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
12. у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
13. Таким образом, развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.
Приложение №1
Направление: Физическое развитие
Центр «Здоровья»
Спортивное оборудование Для мальчиков: гантели, кегли, боксёрская груша и т.д. для девочек: обручи, скакалки, мячи, ленты и т.д.
Альбомы:«Мужские и женские виды спорта», «Портреты спортсменов мужчин и женщин», «Спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные сезоны».
Картотека игр:Народные, хороводные, подвижные
Папки - ширмы:«Неприятная вещь плоскостопие», «Держи осанку».
Оборудование для закаливания:Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания;
Направление: Художественно – эстетическое развитие
Центр «художественного творчества»
Народные игрушки, росписи:Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель.
Репродукции картин;Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика
схемы животных, птиц, людей, деревьев, транспорта и др.
трафареты, силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков
Раскраски: «Забавные зверята», «Весёлые человечки» и др.
Дидактические игры:«Угадай роспись», «Ателье дымковской модницы», «Угадай символ» и др.
альбомы:«Мужской образ», «Женский образ», «Художники – иллюстраторы» и др.
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты:Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д.
Портреты композиторов И.С. Бах, Д.Кабалевский, П. Чайковский, Д.Шостакович, Л.Бетховен и др.
иллюстрации К песенному репертуару
атрибуты Платочки, ленточки, султанчики, маски.
картотека «Всё о музыке» /стихи, загадки/
Музыкально – дидактические игры «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др.
Музыкальный репуртуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации
Разные виды театра:Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф
костюмерная:Костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек
атрибуты Сумки, галстуки, ленты, бусы и др.
Разные виды ширм, фланелеграф Вращающийся барабан
Иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» и др.
альбомы «Актёров, артистов театра и кино», «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
Направление: Познавательно – речевое развитие
Центр «Мир книги»
Альбомы «портреты писателей», поэтов; «Художники – оформители детских книг».
Художественная литература Сказки, рассказы, повести, стихи..
Энциклопедии для мальчиков, девочек. «Всё обо всём», «Приключения колеса», «История открытии», «Мир и человек», «Миллионы лет до нашей эры», «География» и др.
Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта. Сказки «Про кошку, котёнка, сороку и лечебную рубашку», «Большой друг», «О волшебном цветке и яблоке» и др.
Тематические выставки «День рождения Пушкина», «К 60 – летию Победы», «Картины родной природы», «Выставка детских художников» и т.д.
Центр коммуникации и кругозора
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук Игры на диафрагментального дыхания Дидактические игры на обогащение словаря Дидактические игры на развитие психических процессов Дидактические игры на развитие речи
- волшебные узелки
- разные виды шнуровок
разноцветные волчки
- пластилиновые узоры
трудные виражи и т.д. - ветерок
- бабочка, лети.
- солнышко, покажись
- осенние листья
- подуй на шарик, султанчик, вертушку, вату и т.д. - аквариум
- кто где живёт
- кто как кричит
- скажи ласковой слово
- подбери словечко
- один и много - занимательная полянка
- кто что делает
- чего не хватает
- что изменилось - цепочка слов
- доскажи словечко
- волшебное окно
- скажи наоборот
- придумай слово на заданный звук
Тематические альбомы Овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.
Альбомы на развитие артикуляционного аппарата Артикуляционные профиль, фотографии с артикуляции на все звуки, предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные, и другие звуки
картинки Сюжетные, предметные на составление рассказов
Касса букв Алфавит, наборное полотно
Книги для чтения по слогам «Чтение по слогам» В. Степанова
«букварь» В. Степанова
картотека Стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок
Игры на развитие фонематического слуха «Дятел», «Телефон», «Какое слово лишнее», «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Что мы слышим за окном»
Конструктивный центр
Разные виды конструктора Мелкий (настольные),крупный (напольный) строительный материал и лего и др.
Разные виды транспорта Наземный, водный, воздушный
Макеты Домов, микрорайонов
Дорожные знаки:Запрещающие, предупреждающие
Альбомы «Разные виды домов», «Разные виды мостов», «Разные виды транспорта» ( наземный, воздушный, водный)
Образцы Иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, схемы частей строения.
Природный и бросовый материал:Крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др.
Столярная, слесарная мастерская С различными инструментами и материалом: молоток отвёртка, рубанок, пассатижи, шведский ключ, рожковые ключи, струкцына, гвозди, болты и др.
Направление: Социально-личностное развитие
Центр сюжетно – ролевых игр
«Дом» - семья:
- дочки матери; Коляска для двойников мальчик девочка, макет дома с мебелью для Вани и Мани
«Больница»
«Поликлиника» - хирург;
- терапевт;
- педиатр;
- стоматолог;
- окулист;
- процедурный кабинет;
- регистратура;
- рентгеновский кабинет; Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, рентгеновские снимки, лабораторная карта, фанэндоскоп.
«Почта» - почтальон;
- оператор связи; Посылки, бандероль, конверты с письмами, открытки, газеты, журналы, телеграммы, сумка почтальона, почтовый ящик.
«Российская армия» -пограничники;
- пехотинцы;
- ракетчики;
- связисты; Карты, планшет, бинокль, рация, радио телефон, фуражки, береты, китель, пилотки, средство защиты (противогаз)
«Космические полёты» - тренировка космонавтов
- физическая подготовка;
- медицинская комиссия;
- изучение космоса;
- полёт на луну; Скафандр, шлем, радио-связь, карты звёзд, планет, солнечной системы, фотоаппарат, видеокамера, телескоп, продукты питания.
«Военно-Морской флот» - военный катер;
- военный корабль;
- морская пехота;
- подводная лодка; Штурвал, бескозырки, воротники, бинокль, аптечка, планшет, карты, сигнальные флажки, компас.
«Магазин» - продуктовый;
- хлебный;
- ткани;
- спортивный;
- игрушек и другие Касса, чековая лента, деньги, пакеты, макеты, муляжи, спортивное оборудование.
«парикмахерская» - женский зал;
- мужской зал;
- детский зал; Муляжи женской, мужской, детской косметики, игрушки инструменты.
«Правила уличного движения» - регулировщик;
- патрульно-постовая служба;
- вневедомственная охрана; Форма милиционера, жезл, радар, радиотелефон, рация, машина, квитанции.
«Школа» Учитель начальных классов;
учитель труда;
учитель музыки; учитель рисования;
учитель физкультуры;
- директор Звонок, журнал, учебники, тетради, ручки, карандаш, линейки, дневник, ноты, краски, картон, цветная бумага, свисток, секундомер, телефон, документы.
«Библиотека» - библиотекарь;
- читатель; Формуляры, читательский билет, книги, журналы и т.д.
«Детский сад» - заведующая;
- воспитатель;
- помощник воспитателя;
- логопед;
- медицинский работник;
- инструктор по физкультуре; Телефон, книги, папки, с документами, картины, игрушки, музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, медицинский инвентарь и т.д.
Ателье «Белошвейка»
Разные виды ткани:Ситец, лен, шерсть, драп, вельвет, фланель, шёлк и др.
Лекало Фигурные линейки для портных.
Швейная машина
Фурнитура:Разные виды пуговиц, ниток, бусин, лент, кнопки, кружева, крючки, наклейки и др.
Альбомы «Женская одежда», «Одежда зимой», «Праздничная одежда», «И в будни - нарядно», «Школьная форма», «Образцы тканей»
Дидактические игры:«Всё для Алёши», «одень Машу», «Юный модельер», «Мода разных эпох»
Салон красоты «Принц и принцесса»
Зеркало
Муляжи Женской, мужской, косметики.
Журналы Причёсок, макияжа, мод.
Игрушки-инструменты:Фен, бритва, плойка, набор расчёсок, ножницы и т.д.
Альбомы «Материнство», «Отцовство», «Кому, что нужно для работы», «О красоте мужской и женской»
Приложение №2
Паспорт экологического центра (средняя группа)Энциклопедия - «Новая детская энциклопедия».
- «Тайны живой природы».
- «Мир животных и растений.
- Чудо – всюду».
- «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии».
- «Насекомые-рекордсмены.
- «Рыбы.
- «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого».
- Познавательная литература для детей:
Газина О.М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.;
Крутов В.А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.;
Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр.;
Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр.;
Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.;
Эршон В.Г. « Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр.
Демонстрационный материал - «Животные обитающие на территории нашей страны»
Дидактические игры - «Береги живое» /2ч./; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес».
Географические карты, глобус Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации.
макеты «Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др.
Приборы, материалы для исследования Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.
Альбомы по экспериментированию «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др.
альбом «Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы».
картотека Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений.
Комнатные растения Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста.
Календарь наблюдений За живой и неживой природой.
Аквариум С разными видами рыб и набор по уходу за аквариумом.
Возможные виды самостоятельной деятельности детей, развернутые ими в развивающей среде группы и участка детского сада:
• самостоятельная индивидуальная деятельность детей с материалами и пособиями, которые специальным образом оформлены или подобраны – «самообучение» – «самообразование» ребенка (проектировать возможные действия детей с материалами и пособиями);
• самостоятельная деятельность как познавательные инициативы детей через проявление интереса и любознательности, вопросы к взрослому, привлечение взрослого к деятельности, самостоятельное экспериментирование детей с предметами и материалами – накопление опыта (проектировать возможные инициативы детей);
• самостоятельная деятельность детей по использованию накопленных (приобретенных) представлений в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре – перенос на новое содержание (проектировать условия и возможное содержание деятельности детей).
Литература.
Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рекомендуем посмотреть:
Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Автор: Елена Васильевна Пономарева
Опубликовано: 3336 дней назад (4 октября 2015)
Просмотров: 5892
Рубрика: Методические рекомендации
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!