Конспект интегрированного урока истории с презентацией, 11 класс
Методическая разработка интегрированного урока истории в 11 классе. Тема: НЭП
Класс, предмет: 11, история.Тема: НЭП.
Цель: создание условий для усвоения и осмысления школьниками важнейших аспектов внутренней политики Советской страны в 1920-е гг., (в т. ч. и в Канском уезде Енисейской губернии), формирование образовательных компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной и др.) по теме «НЭП», расширение литературного кругозора учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: формировать целостные представления учащихся о причинах перехода к новой экономической политике в 1921 г. в Советском государстве (в т. ч. и в Канском уезде Енисейской губернии), сущности и итогах НЭПа.
2. Развивающая: развивать умения рассматривать документальные и художественные произведения в конкретном временном и пространственном контексте; продолжить развитие умений работать литературным текстом; выработка коммуникативных, речевых компетенций учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, прививать любовь к русскому поэтическому слову.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Литература:
o Вахрин Ю. И. Иланский. – Красноярск: Кн. изд-во, 1989.-208 с.;
o Григорьев А. А. Красноярский край в истории Отечества. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Книга вторая. Октябрь 1917-1940. – Красноярское книжное издательство, 1996;
Оборудование: ПК, экран, инструктивные карточки.
Основные понятия: НЭП, продналог, кооперация.
Опережающее задание: 2-м учащимся подготовить презентацию в программе MS PowerPoint по теме «НЭП в Енисейской губернии».
Структура урока
I. Оргмомент. Приветствие учащихся.
II. Формулировка темы и постановка учебной цели.
III. Изучение и освоение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
- Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!
Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!
(Н. Анишина)
-Спросили меня: Вы любите ли
НЭП?» -
«Люблю. – ответил я, - когда он
не нелеп».
(В. Маяковский)
- НЭП вводился всерьез и надолго,
но… не навсегда.
(В. Ленин)
Ход урока
I. Оргмомент . Приветствие учащихся (1 мин.)
Учитель истории:
- Мы встретились не в первый раз,
От нас вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
Учитель истории:
- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы с вами находимся не в школе в ХХI веке, а прошлом, а точнее в начале ХХ столетия в Канском уезде Енисейской губернии. А теперь представьте, что в руках у меня волшебный чудо-зонтик. Мысленно сейчас все подойдите ко мне, становитесь под необыкновенный чудо-зонт и оставайтесь под ним до конца урока, чтобы метели невнимательности и неуверенности, бури однообразия и скуки вас не коснулись. Теперь откройте глаза. Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на уроке истории.
II. Формулировка темы и постановка учебной цели (3-4 мин.).
Учитель истории:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но на экране имеется эпиграф (слайд 1). Чтобы определить тему и цель урока, я предлагаю вам прочесть эпиграф урока, ведь это тоже своего рода подсказка.
Учащиеся называют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь (слайд 2).
III. Изучение и освоение нового материала (15 мин.).
Учитель истории:
- 1921 год. Российская коммунистическая партия большевиков находилась у власти уже 4 года. Перед правящей элитой встали проблемы формирования таких направлений внутренней политики страны, которые бы способствовали восстановлению народного хозяйства и последующему переходу к социализму.
В Канском уезде Енисейской губернии, как и в целом по всей Стране Советов, в это непростое время не хватает хлеба.
Учитель читает отрывок из поэмы Л. Леонтьева «Четыре года»:
- Где уж тут, казалось бы, про октябрь петь,
Стремиться в небо
Стрелою тонкой,
Дрожать в раскаленного солнца лучах!
Хлеба то, хлеба –
Нет?
Так не щегольнешь поэмой звонкой.
Будешь медведем в углу сопеть.
Лапу сосал бы…
Да лапа…
Ах…
Что за снедь!..
Учитель истории:
- В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) был утвержден правительственный курс, получивший название новой экономической политики. Для того чтобы выяснить, что представлял собой этот курс и каковы были его причины и результаты, я предлагаю обратиться к экрану.
Презентация материала «НЭП в Енисейской губернии» (опережающее задание).
Учащийся 1:
- В 1822 г. царским указом была учреждена Енисейская губерния. Как самостоятельная административная единица она просуществовала до 1925 г. К этому времени на карте Енисейской губернии уже были такие поселения, как Туруханск, Енисейск, Минусинск, Канск.
С образованием Енисейской губернии как самостоятельной административно-территориальное единицы в состав Канского округа вошла Иланская волость (слайд 3).
Учащийся 2:
• - 1855 г. - переселенцы из Вятской губернии прибыли на р. Пойма и стали обосновывать поселение Кочёргино;
• 1859 г. – в поселении проживает 60 семей (Ворончихины, Буйских, Голопупенко и др.);
• 1881 г. - поселение стало называться Александровкой по случаю убиения Александра II;
• 1882 г. – открыт Александро-Невской приход, выделившийся из Монашенской церкви, находящейся в 30 верстах от села;
• 1930 г. – поселение стало называться Южно-Александровка, т. к. недалеко от Канска существовала северная Александровка (слайд 4).
Учащийся 1:
- К 1919 г. в Советской стране запрещена частная торговля, в Сибири и на Украине зарегистрировано более миллиона случаев заболеваний тифом, повсеместно проводится в принудительном порядке продразверстка – обязательная сдача государству крестьянами всех излишков хлеба и других продуктов. Часто нормы сдачи хлеба были больше, чем запасы крестьян. Значительная часть собранного продотрядами продовольствия сгнивала из-за некомпетентности некоторых большевиков, неразберихи на транспорте. Т. к. практически весь урожай отбирался, у крестьян не было стимула трудиться, это стало одной из причин разорения к 1921 г. сельского хозяйства. Рабочие и крестьяне голодали, участились случаи бандитизма (слайд 5).
Учащийся 2:
- С целью восстановления хозяйства и перехода к социализму в стране была принята новая экономическая политика. Представляя новый курс, Ленин подчеркивал его политическое значение: без поддержки со стороны крестьянства, составлявшего огромное большинство населения, нельзя успешно управлять страной, поэтому, продразверстка была заменена продналогом, излишки продуктов крестьяне могли уже продавать на рынке. Проведенная денежная реформа в 1922-24 гг. превратила рубль в конвертируемую валюту.
…Трубите ж о голоде в уши Европе!
Делитесь и те, у кого немного!
Крестьяне,
ройте пашен окопы!
Стреляйте в него мешками налога!
Гоните стихом!
Тесните пьесой!
Вперед врачей целебных взводы!
Давите его дымовою завесой!
В атаку, фабрики!
В ногу, заводы!
А если
воплю голодных не внемлешь,—
чужды чужие голод и жажда вам,
он
завтра
нагрянет на наши земли ж
и встанет здесь
за спиною у каждого!
(В. Маяковский , 1921 г., слайд 6-7).
Учащийся 1:
- В 1922 г. государство для увеличения посевов ссудило крестьян Иланской волости (Далай, Южно-Александровка, Степаново и др.) семенами.
Несмотря на имеющиеся разногласия между зажиточными крестьянами и батраками в 1923 г. крестьянская кооперация позволила закупить сельчанам около 9 тыс. центнеров хлеба, что способствовало снижению цен на промтовары.
В 1924 г. умер В. И. Ленин, а к 1929 г. новая экономическая политика была свёрнута (слайд 8).
Учитель истории:
- О кооперации, о разногласиях между кулаками и батраками люди складывали анекдоты, пели частушки:
- Чтобы с вас не драла шкур
Нэповская нация,
Мужики, держите курс
На кооперацию.
- Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту, -
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту.
Рулевой отличный нужен
Для большого корабля…
С нами Ленина не стало, -
Гений Сталин – у руля.
IV. Закрепление изученного материала (20 мин.)
Учитель истории:
- В 1925 г. Канский уезд был упразднён, его территория вошла в состав Канского округа Сибирского края.
НЭП в Иланской волости Канского округа, как и в целом по стране, имел свои проблемы, противоречия, итоги. Чтобы выявить их, я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания инструктивных карточек.
А) Работа в группах.
Инструктивная карточка. Группа № 1
Задание
Используя материалы для справок и знания, полученные на уроках истории и литературы, выявите причины недовольства населения Иланской волости НЭПом, а также противоречия, проблемы которые испытывали иланцы в период проведения НЭПа. Ответ оформите в виде мини-проекта (буклета, коллажа).
Для справок:
*из книги Григорьева А. А. «Красноярский край в истории Отечества. Октябрь 1917-1940». – Красноярское кн. изд-во, 1996:
Сводка отдела управления по Енисейской губернии 20 сентября - 20 октября 1921 г.
«Ввиду сильного развития мелкоразбойничьего бандитизма губерния объявлена на военном положении. Отмена нежелательна.
На почве невыдачи пайка рабочим происходят забастовки в некоторых уездах.
Губнаробраз учебный год на подготовил… Школы не оборудованы, регистрация учащихся не проведена…»
*из книги Ю. Вахрина «Иланский». – Красноярск: Кн. изд-во, 1989:
«…при уплате единого сельхозналога зимой 1924-1925 годов Иланский сельсовет из 12,5 тысячи рублей общей суммы обязательного обложения перераспределил между зажиточной частью крестьянства около трех тысяч, полностью освободив все не имевшее рабочего скота хозяйства от уплаты налога…
Воспользовавшись обострением международной обстановки вокруг молодого Советского государства, кулаки стали вслух говорить о том, что скоро начнётся война, потому-де хлеб нужно придержать – будет голод…
-А вся страна тогда и недоедала, и недосыпала, и одевалась кое-как… Необходимые материальные ресурсы можно было взять лишь жесточайшей экономией».
Инструктивная карточка. Группа № 2
Задание
*Используя материалы для справок, знания, полученные на уроках истории, литературы, определите итоги проведения НЭПа в Советской стране (в т. ч. и в Енисейской губернии). Ответ оформите в виде мини-проекта (буклета, коллажа).
Для справок: из книги Григорьева А. А. «Красноярский край в истории Отечества. Октябрь 1917-1940». – Красноярское кн. изд-во, 1996:
«К концу восстановительного периода валовая продукция сельского хозяйства превзошла довоенный уровень, чему в немалой степени способствовании рыночные механизмы нэпа…
Разгоревшаяся во второй половине 20-х годов в высших эшелонах власти борьба за выбор путей и методов социалистического строительства завершилась единоличной победой Сталина и его сторонников. Проблему огромных капиталовложений, необходимых для создания тяжелой индустрии, Сталин и его окружение решают в первую очередь за счет крестьян, перекачивая средства из сельского хозяйства в развитие промышленности. Отсюда отказ от принципов нэпа и поворот к чрезвычайным мерам в аграрной политике, закономерным продолжением которых явилась сплошная коллективизация и политика раскулачивания крестьянских хозяйств».
Выступление от групп.
Б) Фронтальный опрос.
Учитель истории:
- А теперь давайте снова обратимся к эпиграфу. Почему, на ваш взгляд, В. Маяковский в одном из своих произведений о НЭПе писал так: «Спросили меня: Вы ли вы НЭП?» - «Люблю. – ответил я, - когда он
не нелеп.»? (Ответы учащихся).
- Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение.» Какой смысл, по-вашему, вкладывал в эти слова писатель ХХ столетия? (ответы учащихся).
V. Рефлексия (5 мин.).
Обсуждение с учащимися не только того, «что они узнали нового», но и того, что понравилось (или нет), что бы им хотелось выполнить еще раз.
Учитель истории:
- Я знаю это очень точно,
Кто ищет, тот всегда найдёт!
И вас историками лучшими
Страна когда-то назовёт.
Презентация на тему: НЭП в Енисейской губернии
Рекомендуем посмотреть:
Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву← Классный час, 8-9 класс. Художник Поздеев | Внеклассное мероприятие тему: Осень для старшеклассников. Сценарий с презентацией →
Автор: Елена Валерьевна Вешникова
Опубликовано: 2492 дня назад (6 января 2018)
Просмотров: 2242
Рубрика: Конспекты уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!