Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию речи с презентацией
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Речь педагога основа развития речи детей»
Цель: повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Ход семинара
1. Орг.момент. Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какими словами еще можно поприветствовать друг друга и детей. (Здравствуйте, добрый день, доброе утро, рады вас видеть, приветствую вас, рады приветствовать вас и другие ответы педагогов)
(Слайд №2)
Как приятно слышать красивые вежливые слова. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Об этом я и предлагаю сегодня поговорить.
2. Теоретическая часть. «Требования к качеству речи педагога ДОУ»
Логопед: Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
(Слайд №3)
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
(Слайд №4)
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
(Слайд №5)
Речь педагога, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызывает интерес у детей, заставляет их сопереживать, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Дети успешнее будут усваивать звуки у воспитателя с внятной, ясной отчётливой речью.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать, следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
(Слайд №6)
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь , т.е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
6. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
(Слайд №7)
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
3. Практическая часть. «Проверьте свою грамотность»
Логопед: А сейчас мы с вами немного поиграем и проверим на сколько хорошо мы владеем нормами родного языка.
1. Задание Разминка “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Педагоги по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
(Слайд №8)
1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).
5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова
11. Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук
12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха
13. Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка
14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей
15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба
16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? цыпленок
18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка
19. Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующий).
20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг
21. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
22. Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.
25. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.
26. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.
2. Задание «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Слайд №9)
Педагогам предлагается выбрать скороговорку и произнести ее 3 раза подряд быстро и четко.
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
3. Задание “Родственные (однокоренные) слова”.
Педагогам выдаются листы с изображением деревьев, в корне которых написаны слова лес и снег. Игрокам предлагается написать на веточках однокоренные слова.
(Слайд №8)
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
(Слайд №11)
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
(Слайд №12)
4. Задание “Почему так называется?” (Этимология).
(Слайды №13 - №16)
Педагогам предлагается объяснить, почему так называются растения.
• Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
• Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
• Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
• Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
5. Задание «Найдите похожие по звучанию слова»
(Слайд №17)
Педагогам предлагается подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
• Спички – синички,
• Врач – мяч,
• Значок – крючок,
• Ключи – кирпичи,
• Стол – пол,
• Халат – салат,
• Елка – иголка,
• Белка – стрелка,
• Зайцы – пальцы,
• Яйцо – крыльцо,
• Огурец – продавец,
• Дворец – певец,
• Пирог – творог,
• Ворона – корона,
• Топор – забор,
• Нора – дыра.
6. Задание “Пословицы и поговорки
(Слайд №18)
Педагогам предлагается найти ошибку в пословице и исправить ее.
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
• Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
• На всякий урок (час) ума не напасешься.
• Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
• Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
7. Задание «Проверьте свою грамотность»
(Слайд №19 - №20)
Педагогам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение.
Иконопись
глАжение,
квАшение,
крАшение,
обеспЕчение,
сосредотОчение,
газопрОвод,
мусоропрОвод.
каталОг,
пЕтля.
Логопед: Молодцы, уважаемые коллеги. Вы справились со всеми заданиями, возможно, кто-то узнал что-то новое, а кто-то вспомнили, то, что знал раньше.
4. Рефлексия. Подведение итога.
Логопед: Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя по речевому развитию в ДОУ. Нашу встречу хочется закончить притчей: « Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
(Слайд №21)
Логопед: У меня в руках находится мяч и я предлагаю вам подвести итог нашей встречи. Мы будем передавать этот мяч друг другу и говорить: «Чтобы у детей в группе была хорошо развита речь, я должна… (много разговаривать, читать, объяснять, саморазвиваться и т.д.)
Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках. Всего доброго!
(Слайд №22)
Спасибо за участие!
Речь педагога - основа развития речи детей. Презентация
Буклет "Методы и средства развития речи у дошкольников". Скачать
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок Тренинг для воспитателей детского сада. Синдром эмоционального выгорания Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар - практикум для педагогов детского сада: Развитие фонематического слуха дошкольников← Игровой тренинг для педагогов ДОУ. Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников | Формирование читательской грамотности у дошкольников →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!