Игровой тренинг для педагогов ДОУ. Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников
Игровой тренинг для педагогов ДОУ «В театр играем - речь развиваем»
Цель: повышение педагогической компетентности через применение театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи:
1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Ход мероприятия
1. Орг. момент. Приветствие.Логопед: Здравствуйте, коллеги. Наша встреча посвящена применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста « В театр играем- речь развиваем»
А хотелось бы начать с настроя на работу и снятия психологического напряжения игрой «Ассоциация».
Я буду начинать фразу, а вы, передав мяч соседу, продолжите эту фразу.
Если педагог- это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это блюдо, то какое? (животное, природное явление, дерево)
2. Теоретическая часть
Логопед: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду приоритетней всех остальных. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Формы организации театрализованной деятельности могут быть различными - это:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.
3. Практическая часть.
Логопед: С чего же начинается театрализованная деятельность? Конечно же, с ввода игрового персонажа. Познакомьтесь, это Звуковичок.
Звуковичок: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Звуковичок, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Звуковичок, а твоё как? (ответ)
- Я – Звуковичок, а ты кто? (ответ)
- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)
Данное упражнение способствует обучению применения в речи дошкольников речевых штампов
3.1. Артикуляционная гомнастика.
Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.
Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.
- Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат. А помогут нам «Озорные ладошки» и артикуляционная гимнастика превратится в биоэнергопластику.
- «Улыбочка»
- «Дудочка»
- «Дверца»
- «Чашечка»
- «Вкусное варенье»
- «Лошадка»
Логопед: Молодцы!
3.2. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –это дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.
Для развития правильного дыхания можно использовать различные пособия, это «Листики», «Веселый дождик», «Бабочки» и т.д. А такие игровые персонажи «Насосик», «Комарик», «Змейка», «Жук», «Самолетик», способствуют не только развитию речевого дыхания, но и уточнению закреплению правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха.
-«Комарик-ззззз»
-«Жук- жжжжж»
3.3. Игры на развитие мелкой моторики.
Для театрализованных игровых ситуаций, которые способствуют развитию мелкой моторики, используются игровые предметы су-джок, годзики, филборды
- Су-ждок (Игра «Ежик»)
чистоговорка са-са-са- укусила в нос оса
Со-со-со- стал мой нос как колесо
Су-су-су- на руке осу несу
Сы-сы-сы- не боимся мы осы
- Годзики (бежим по дорожкам)
- Филборды( катимся к словам)
3.4. Игры на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы.
Логопед: Следующий прием- это упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы.
Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, прозу, жест помогают игры - стихотворения.
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Взяли в руки насосики и качаем «С-с-с…»
Ух! Накачали.
Мы гуляли, мы гуляли
И ни сколько не устали.
Что мы видели не скажем, а что видели - покажем.
Игра «Что мы видели не скажем, а что видели - покажем»
3.5. Игры на развитие интонационных средств выразительности речи
Логопед: Следующий прием –это развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.
Давайте по очереди попробуем произнести скороговорку «От топота копыт, пыль по полю летит» с разной интонацией. Поможет нам «Мимический куб»
Логопед: Молодцы! К нам на огонек зашли три веселых гнома: гном Повествования, гном Восклицания и гном Вопрос.
3.6. Игры на развития сценического мастерства и речевой деятельности
Логопед: Для развития сценического мастерства и речевой деятельности используются разные виды театров:
театр на палочках, театр картинок или магнитный театр, плоскостной театр, пальчиковый театр, театр на перчатке, театр на прищепках, конусный театр, настольный театр, театр кукол Би-ба-бо, напольный театр.
Все вышеперечисленные игровые приемы можно использовать как непосредственно образовательную деятельность с детьми или ее часть.
4. Итог. Рефлексия
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Говоря о театре, предлагаю закончить нашу встречу по театральной традиции. В конце каждого спектакля артистам дарят аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединке.
Игровой тренинг для педагогов «В театр играем - речь развиваем». Презентация
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов ДОУ. Конфликты и способы их разрешения Тренинг-практикум для педагогов в детском саду Тренинговые занятия на сплочение коллектива в детском саду Тренинг по экологии с педагогами ДОУ← Буклет по развитию речи для родителей дошкольников | Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию речи с презентацией →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!