Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Формирование читательской грамотности у дошкольников

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь –
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет выползает, как будто неизвестно
откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский


Понятие «читательская грамотность» появилось еще в 1991 году как один из компонентов функциональной грамотности. К читательской грамотности относятся способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Современные дети – это «наблюдатели и большие зрители», которые привыкли воспринимать «яркую, красочную картинку». Чтение уходит на второй план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Конечно же, дети дошкольного возраста в основном являются слушателями, а не читателями. Перед педагогами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям и тогда они вырастут настоящими книголюбами.

В процессе формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников можно выделить четыре основных умения будущего читателя:
– находить и извлекать информацию;
– интегрировать и интерпретировать информацию;
– оценивать содержание и форму текста;
– использовать информацию из текста.

Используя в детском саду комплексный подход в речевом развитии дошкольников (обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений, работа над смысловой стороной слова), и происходит формирование у детей предпосылок читательской грамотности.

Что же может помочь педагогу, который решил заняться вопросом развития предпосылок читательской грамотности?
• Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в том числе «Мини-библиотеки», акции «Поделись книгой с другом», оформить «Читательский экран».
• Продумать работу над каждым прочитанным произведением, используя такие методы работы как слушание, обсуждение, размышление, ответы на вопросы.
• Развивать у детей самостоятельности в словесно творческих проявлениях и их поощрение. Придумывать концовки произведения, введение в произведение нового героя.
• Организовать разнообразную совместную игровую деятельность с детьми по мотивам прочитанных произведений.

Все это мы решаем через совместную деятельность с детьми, в процессе коррекционно-развивающей деятельности и через реализацию проектной деятельности по ознакомлению с авторами и их произведениями. Одним из таких проектов стал познавательно-творческий проект «Мир профессий в сказках В.Сутеева»
Сказки Сутеева – уникальный речевой материал для словесного творчества и игры, который способствуют формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников. Поддерживать интерес у детей к произведениям нам помогают инновационные технологии.
Технология «Составление загадок»
Дошкольники очень любят разгадывать загадки, а еще больше им нравится составлять их.
Произведения Владимира Сутеева явились для нас богатым источником информации для ознакомления детей с миром профессий. В них есть и почтальон, и врач, и повар, моряк, артист, спасатель, продавец и адвокат. Главное их найти.
Импровизированные персонажи известных произведений В.Сутеева, знакомят детей со своими профессиями.

Загадки
1. У меня друзья есть палка,
Это палка-выручалка.
Моя смекалка с этой палкой
Превращалась в помогалку!
Палка, как по волшебству,
Помогает всем в лесу.
Я-лесное МЧС,
Всем я нужен позарез! (Ежик - спасатель)

2. Лист, соломинка, скорлупка.
Кораблик вышел не на шутку!
Друзья в кораблик поместились
Плавать по реке пустились
Кто я, если, взяв штурвал,
Я на мостике стоял! (Ципленок-моряк)

3. Я строгал и колотил,
Я тележку мастерил.
С размером я не угадал,
Колес я разных настрогал.
Пусть в размер не получились
В хозяйстве все же пригодились!
Из колес возникли тачка,
Прялка, жернова, ведро.
У меня не получилось
Другим же пользу принесло! (Медведь - плотник)

4. Бегал, прыгал и скакал
«Мяу» кто сказал искал.
Поиск вёл, вступал я в бой
Кто же я друзья такой? (Щенок- сыщик)

5. Меня слепили очень ловко
И приделали морковку.
Мне заданье поручили,
В руки мне письмо вручили.
Дед Морозу то письмо
Быть доставлено должно!
Чтобы Дедушка Мороз
Детям елочку принес.
Очень странно, кто же я?
Если письма у меня. (Снеговик - почтальон)
Технология «Мнемотехника»
Кто пересказать не может_
«Мнемотехника» поможет!
По картинке без труда
Пересказ составлю я!
Картинки дружно встанут в ряд.
Они о многом говорят.
На картинку я смотрю,
В голове сюжет держу.
Или строчку стихотворенья
Вспомню всем на удивленье
Эта методика, без сомненья
Развивает память, ум и воображенье.

Технология «Скрайбинг»
Скрайбинг - это что за слово?
Раньше не слыхал такого!
А вообще все очень просто
Искренне могу сказать,
С помощью простых рисунков
Можно много рассказать!
Я в рисунках отражаю
Все, что я хочу сказать.
Ну, а вам лишь остается
Просто это все понять!

Технология «Синквейн»
Писание стихов – искусство,
А составление стихов – талант, изюминка и шарм.
И техника «Синквейн» всегда поможет в этом вам.
Всего пять строк, все кратко и понятно.
Все, что хотел о главном написать.
Здесь мысли, чувства и эмоции
Все то, о чем хотел я кратко рассказать.
Технология «Сторисек»
«Сторисек» - мешок историй,
Он волшебный, не простой.
Если хочешь вспомнить сказку
Ты скорей его открой!
Все, что сложено в мешочек
В эту сказку нас вернет.
И история предметов и героев оживет!
«Сторисек» научит думать, размышлять, читать, творить,
А еще научит всех нас
Книжки добрые любить!

Технология «Сторителлинг»
Рассказ и сказку сочинить не просто.
Трудов и сил для этого немало нужно нам.
Но если познакомится с понятием «Сторителлинг»,
Все будет просто и понятно вам.
Все вместе мы в писателей играем,
Истории смешные составляем.
Рассказы получаются забавные,
Немного фантазийные и странные.
Но нас нисколько это не смущает,
Все это только нашу речь обогащает.

Вас познакомила я с новыми методиками,
Которые помогают формировать предпосылки читательской грамотности.
И аккуратно их сложила в сундучок!
Его с собой возьмите вы на память,
Чтобы всем вам он пригодиться смог!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи через чтение художественной литературы в старшей группе Консультация для родителей в детском саду. Растим читателя Консультация для родителей в детском саду «Зачем читать детям книги?» Зачем читать детям сказки. Консультация для родителей в детском саду
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию речи с презентацией | Игра по станциям в старшей группе. Зимующие птицы
Опубликовано: 242 дня назад (24 апреля 2024)
Просмотров: 499
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!