Внеклассное мероприятие по биологии 10-11 класс для недели биологии
Вечер для старшеклассников. Сценарий «Клетка – кирпичик жизни»
Цель: углубление знаний учащихся о клеточной теории, поддерживание интереса к познанию живого.Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; записи музыки Вивальди, Чайковского, натюрморты голландских живописцев, микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.
Ход вечера
1. Рассказ учителя об истории открытия клетки.Учитель. Мы узнали много нового о сложном строении клетки,
об истории ее открытия и создании клеточной теории.
Давайте вернемся мысленно и зрительно в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». А помогут нам в этом ребя,та одной из творческих групп, принимавшие активное участие в подготовке к уроку и обладающие артистическими способностями.
Ученик. XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.
Учитель. XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время.
(Звучит запись музыки Вивальди.)
Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске – работы голландских пейзажистов XVII века; и здесь вы видите прекрасные картины природы.
В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие открытия совершили переворот в воззрениях на строение живых существ?
Ученик. 1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703), рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление. А что именно...
Учитель. Стоп! А что именно, давайте посмотрим вместе. Как это было?
Ученик. «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!» (Р. Гук).
Учитель. 1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.
Ученик. «Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? (Без энтузиазма склоняется над микроскопом.) О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы в жизни. Да и по форме «зверушки» довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки крутятся в понятном только одним им танце...» (А. ван Левенгук.)
Учитель. О, этот XVII век – век великих открытий, чудной музыки Вивальди, которая звучит на сегодняшнем уроке. В этом же веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка.
Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришел XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркине, немцы М. Шлейден и Т. Шванн внесли свой вклад в изучение клетки.
(Звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Времена года».)
К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи XIX века, музыку П. И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех её частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих учёных-биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это?
2. Дискуссия «ученых» по основным постулатам клеточной теории.
Ученик. Вот они, выдающиеся цитологи XIX века – Шлейден и Шванн.
Ученик. «На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни. Вот труд, созданный за многие лета моей жизни. (Читает.) «Микроскопические исследования о соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитаю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги.
Постулат № 1. Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток; клетки эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам.
Постулат № 2. Каждая клетка в определённых границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток.
Позвольте зачитать третий постулат нашей теории, который считается весьма важным.
Постулат № 3. Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определённым законам образуются клетки». (Т. Шванн.)
Все. Достойное сочинение! Чудо! Великая философия жизни! Да здравствует клеточная теория! Да здравствуют Шлейден и Шванн! Да, это истинное творение науки!
Ученик. Минутку внимания, друзья мои! Это еще не вполне точные постулаты. Позвольте представить, Р. Вирхов – немецкий патолог, прошу любить и жаловать! А тот, кто читал его книгу «Целлюлярная патология», тот поймёт, что третий постулат Шлейдена и Шванна несовершенен и что его заменит новый:
«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения».
Учитель. Давайте вместе попытаемся проанализировать услышанное.
Почему возник спор между учёными? Кто прав в этом споре?
Как вы считаете, кто сыграл большую роль в развитии учения о клетке?
Как развивается клеточная теория в настоящее время?
3. Моделирование клеток живых организмов.
Учитель. Давайте сегодня попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. А вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение:
Возьмём, к примеру: дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Так клетка, кажется, мала!
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна,
И в той стране столицей
Является ядро.
Внутри него хранятся
Запасы хромосом –
Дискеты с информацией.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком,
От мира отгорожено
Главенствующее ядрышко.
А цитоплазма ширится
Огромным океаном,
Вокруг него границей -
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены
Своим, согласно отраслям,
На благо всей страны.
Все знают, без энергии
Придет всему конец
Её даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ.
Заводов рибосомы
Работа нелегка –
Их вклад такой весомый
При синтезе белка!
А эндоплазмы сети –
То транспорт для веществ.
Пути-дороги эти
Основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи,
Покуда полный тайн.
Его ты, если хочешь,
Попробуй разгадай.
_______________________
Учёным, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем,
Ещё на много сотен лет
Работы хватит всем.
Учитель. Попробуем сегодня смоделировать разные виды клеток. Чтобы составить модель, давайте вспомним общий план строения клетки. (Работа со схемами у доски).
1) Составляется модель клетки эукариот (например, животной клетки); модель клетки прокариот.
- В чем их сходство и отличия?
2) Составляется модель клетки растений; модель клетки животных.
- Какие отличия можно обнаружить, и с чем они связаны?
3) Составляется модель вируса (например, бактериофага).
- Почему вирусы называют неклеточными формами жизни?
4. Подведение итогов.
Учитель. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Если да, то почему?
Клетка – это элементарная единица жизни.
Клетка – это открытая биологическая система.
(Дискуссия учащихся и выводы.)
Рекомендуем посмотреть:
КВН для 5-6 класса на тему: Природа Игра по ботанике «Что? Где? Когда?», 6-8 класс Игра по биологии, 6 класс. Поле чудес Викторина по биологии 9 класс с ответами и вопросамиПохожие статьи:
Игра викторина по биологии, 7 класс
Внеклассное мероприятие по биологии, 7 класс
Кроссворды по биологии 10-11 класс с ответами и вопросами
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1396 дней назад (8 января 2021)
Просмотров: 2238
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Внеклассные мероприятия в школе
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!