Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Конкурс знатоков биологии, 6 класс

Внеклассное мероприятие – игра по биологии для учащихся 6 класса «Не растения и не животные»
Цель: обобщить знания ребят по биологии грибов, лишайников, растений, цианобактерий и бактерий. Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни. Усилить мотивацию и интерес к изучению предмета.
Подготовка к мероприятию:
1) Детям рекомендуется повторить соответствующие параграфы по названным темам, а также ознакомиться с дополнительной литературой.
2) Разделение учащихся класса на три команды и выбор капитанов.
3) Знакомство команд с условиями мероприятия.
4) Выбор жюри.
5) Индивидуальная работа с командами.
Ход игры
Разминка.
Участникам предоставляются загадки. За правильный ответ команда получает один балл. Если ответ не дан, вопрос переходит к команде, участники которой первыми подняли руку, и они имеют шанс забрать балл.
1. На коре сосны таится,
На стекле, скале крутой.
Он сухой, легко крошится,
Но плесни в него водой –
Снова свежий и живой.
Кто такой? (Лишайник.)

2. Нет уголка на голубой планете,
Где б в воздухе, в земле и на воде,
В тепле и в холоде, и в вечной мерзлоте
Не притаились бы бродяги эти.
Лишь солнца мощный луч прямой,
Горячий пар, дым серы и огонь,
А больше нет управы никакой,
И даже вакуум их спорам - дом родной.
Ядро не собрано в едино, собою - клеточка одна.
Планету всю заполонили: им нет ни счета, ни конца! (Бактерии.)

3. В нас там чего-то не хватает,
С растеньем в ряд вставать не смей!
Мы все из споры вырастаем,
Где повлажней, где потеплей.
По аппетиту разные бываем:
Тот — симбиотик, тот - злодей.
Вот мы - остатки доедаем.
Ну, кто мы? Отгадай скорей! (Грибы.)

4. Я нигде, и я везде, в хлебе, в супе, в пироге.
Лишь меня оставь в покое и тепла мне дай поболе –
Из одной лишь споры-клетки поползут густые ветки
На концах с шарами спор.
А зовут меня - ... (мукор).

5. Я люблю тепло и влагу. Что ж, хозяйка, не зевай!
Я могу доесть, испортить твой печеный каравай.
Но врачи нас уважают, в чашках Петри угощают,
А себе от нас берут для бактерий смерть-продукт.
Ты много раз со мной дружил.
Я - плесень, гриб, я ... (пеницилл).

6. Я делюсь, делюсь, делюсь,
И почкуюсь, и тружусь.
Сахар есть я обожаю,
Г азом тесто поднимаю,
И за то по всей Земле Уважение ко мне.
Тяжелы, но сладки вожжи,
Знают все, зовусь я - ... (дрожжи).
Конкурсы
1. Конкурс эрудитов.
Каждой команде задаются вопросы, на которые должен следовать быстрый ответ. 1 балл ставится за правильный ответ.
1. Гриб-паразит, который одновременно и убивает, и лечит. (Спорынья.)
2. Гриб, заражение спорами которого происходит через трещины и морозобоины. (Трутовик.)
3. Организм, состоящий из гриба и водоросли или гриба и цианобактерии. (Лишайник.)
4. Одноклеточный гриб, размножающийся почкованием. (Дрожжи.)
5. Плесневый гриб, имеющий одноклеточную грибницу с множеством ядер. (Мукор.)
6. Плесневый многоклеточный гриб, который помогает победить бактерии. (Пеницилл.)
7. Кем по способу питания являются плесневые грибы и дрожжи, и почему? (Сапрофиты.)
8. Кем по способу питания являются головня и спорынья, и почему? (Паразиты.)
9. Кем по способу питания являются подберезовики, подосиновики и шампиньоны, и почему? (Симбионты.)
10. Что такое шляпочный гриб? (Разновидность грибов, образующих плодовые тела.)
11. Что представляет собой подземная часть шляпочного гриба? (Грибницу, или мицелий.)
12. В чем особенности строения нитей грибницы? (Состоят из одной клетки с множеством ядер или многоклеточные с одним или несколькими ядрами.)
2. Конкурс «Найди биологические ошибки».
Невнимательный ученик пишет сочинение и делает массу биологических ошибок. Каждая команда письменно фиксирует ошибки, советуется и подает результаты жюри.
«Однажды летом я пошел с ребятами в лес. Мы забрались в густой ельник, где было темно, как поздним вечером. Именно здесь мы встретили листоватые лишайники: ксанторию и пармелию. Они очень любят темноту и влагу. Там же мы нашли несколько шампиньонов - красивых светлых грибов с бледными пластинками на нижней части шляпки. Эти грибы живут в симбиозе с елью. Затем мы выбрались в светлую часть леса, где росли березы. На стволах мы увидели множество плодовых тел гриба-трутовика. Это - паразит. Несколько деревьев мы спасли от этого «спрута»: сбили и сожгли плодовые тела трутовика. На вырубке мы видели трухлявые пни, покрытые опятами. Это - грибы-сапрофиты, они никогда не причиняют вреда живым существам. Их легко узнать по ровной ножке без круговой пленки, зеленоватым пластинкам под шляпкой. Под дубом нашли пару белых грибов с черной сеточкой на верхней части пенька. Когда мы срезали грибы, мякоть на срезе покраснела. Затем мы набрели на молодой соснячок, заботливо посаженный лесниками. Ах, какие ярко-оранжевые лисички росли там! Мякоть их на срезе сочилась белым соком, а шляпки были почти ровные. Еще мы нашли огромное старое плодовое тело подберезовика. Вот это знатная находка! Старые плодовые тела самые мясистые и полезные. Жаль, что мы заигрались и кошелку с грибами забыли в лесу. Мама была бы страшно рада и приготовила бы целую гору блюд из грибов!
Курсивом выделены неверные суждения.
3. Конкурс «Отгадывание кроссворда».
По горизонтали записано слово «подберезовик». К этому слову по вертикали команды должны подписать: шампиньон, волнушка, груздь, белый, опенок, масленок, подосиновик, лисичка, рыжик. Команда, первая закончившая работу, получает дополнительный балл к баллам за каждый правильный ответ.
4. Конкурс капитанов.
Капитаны трех команд вызываются на ринг. Им дается задание: по спилу ствола необходимо извлечь как можно больше информации о дереве. Ответ оценивается по пятибалльной системе. Тот, кто определит возраст дерева, стороны света, условия произрастания в разные годы, получает пятерку.
Во время письменной работы капитанов командам предлагаются задания на сообразительность:
1. Почему цианобактерии не причислили к водорослям? (Нет оформленного ядра.)
2. Чем нехлорофиллоносные бактерии схожи с грибами? (Нет хлорофилла.)
3. Какие организмы называют сфинксами и пионерами природы? (Лишайники.)
4. Почему лишайник - это симбиотический организм? (Состоит из гриба и водоросли.)
5. Почему названия «исландский мох» и «олений мох» биологически не правильны? (Это кустистые лишайники.)
6. Какие особенности бактерий позволяют ими восхищаться и ставить их в один ряд с высокоорганизованными многоклеточными организмами по степени приспособленности к окружающей среде? (Легко приспосабливаются к изменениям среды.)
7. Споры некоторых бактерий могут жить в вакууме, выносить очень низкие и очень высокие температуры. Исходя из этого факта, какую версию происхождения жизни на Земле вы бы предложили? (Не исключено, что бактерии были занесены из космоса метеоритом.)
8. Ученые установили, что хлоропласты растений очень напоминают по своему строению цианобактерии, а некоторые современные одноклеточные животные часто живут в симбиозе с цианобактериями. Предположите, как могли появиться растения, исходя из знания данного факта? (Возможно, что хлоропласты произошли от цианобактерий. Так, возможно, возникли растения.)
9. Зная общие признаки грибов, укажите, к какому царству - растений или животных - они стоят ближе. Докажите правильность вашего утверждения. (Грибы несут и признаки животных, и признаки растений примерно в равных пропорциях.)
Представители команд, высказывающие верные версии, приносят своим командам дополнительные баллы.
5. Конкурс «Вопросы-катастрофы».
Команды получают карточки с заданиями.
1. В Астраханской области есть служба по борьбе с эпидемиями. Образцы смертоносных бактерий чумы, сибирской язвы, холеры, тифа хранятся в ветхом здании этой службы. Что может произойти, если это здание обрушится? Какие меры борьбы с болезнетворными бактериями вы знаете?
2. Если все бактерии исчезнут с лица Земли, что может произойти и к каким последствиям это приведет? Назовите бактерии, которые, по вашему мнению, очень полезны. Кто они по способу питания?
3. Если исчезнут все плесневые грибы, что может произойти? А если исчезнут грибы-симбиотики? Чего следует опасаться при консервировании плодовых тел грибов?
Задание оценивается по пятибалльной системе.
Жюри подводит итоги. Победители получают призы.

Рекомендуем посмотреть:

Игра по ботанике «Что? Где? Когда?», 6-8 класс Игра по биологии, 6 класс. Поле чудес Викторина по биологии 9 класс с ответами и вопросами Игра путешествие с комнатными растениями, 5-6 класс

Похожие статьи:

Игра викторина по биологии, 7 класс

Внеклассное мероприятие по биологии, 7 класс

Игра путешествие с комнатными растениями, 5-6 класс | Сценарий мероприятия «Дорога к храму»
Опубликовано: 53 дня назад (8 сентября 2020)
Просмотров: 278
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!