Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Русские народные праздники в мае

Народный календарь на май для детей и взрослых
Май-травень
Май — торжество весны зеленой. Древнерусское название месяца — травень — как нельзя лучше показывает суть этого времени года. А его нынешнее название пошло от римлян, дано в честь богини обольщения Майи. Предлетье — благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. Буйно тронулись в рост травы на лугах. Изумрудные огоньки листочков вспыхивают на деревьях и кустах. Какое пряное, молодящее дыхание доносится с вышины! Чистой сквозной зеленью покрывается лиственница - единственная из хвойных, сбрасывающая на зиму иголки. Зеленый дым листвы сгущается, становясь все темнее и пестрее.
В призывном щебете, переливах и трелях пернатых артистов столько упоения и нежности, что и не перескажешь. Молочным обливом подернулись вишни, бело-розовыми сполохами благоухают яблони.
Сирень призывно кудрявится, источая горьковатый, томительный аромат. Распустила душистые кисти черемуха — словно кокошник белый надвинула на свои зеленые косы. Настой медового запаха густо плывет по садам. Чуть свет — пчелы за взятком. На пасеке оживление: нектар и пыльца перегоняются в душистый мед. Воздух целебный: настоян на цветах, на травах душистых, на смолках. Напоенная влагой, обласканная теплом и светом земля щедра и обильна.
О мае народ говорит:
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Майская травка и голодного накормит.
Одна майская роса коням лучше овса.
Май холодный — год хлеборобный.
Майский мороз не выдавит слез.
Дождь в мае — жди урожая.
В мае у коровки молочко на язычке.
Майская травка — молока прибавка.
Вешний день ветрен, ясен и неоглядно долог. На все б хватило времечка, да сроки тесны! Каждому злаку и овощу свое отдай: и землицу приготовь, и с посевом не мешкай, и, что можешь, ороси: «Весной пролежишь, зимой с сумой побежишь». Семейные дела отложены на осень: «Рад бы жениться, да май не велит». И заботушка одна, и утеха одна — труд хлеборобский, творящий.
1 мая — зацветание ивы - бредины указывает на начало сева укропа, редиски, свеклы, моркови.
5 мая — «Сей лук, он — от семи недуг».
6 мая — Юрьев день, Егорьев день, Егорий теплый, Егорий храбрый. Назван в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Ритуал «отмыкания» земли. Запахивание пашни. Выгон скота в поле.
Пришел Егорий, и весне не уйти.
Егорий храбрый — зиме ворог лютый.
Егорий землю отмыкает.
Юрий на порог весну приволок.
Не верила баба весне, а пришел Егорий — и ее, старую, в пот бросило.
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
На Егорья прилет ласточек, а отлет в три Спаса.
Егорий из-под спуда зелену траву выгоняет.
Загорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий росу спустил.
Егорий теплый со дня на день ждет лета.
На Егория выезжает и ленивая сошка.
Не бывать весне на святой Руси без Егория.
Юрий начинает работу, Юрий (зимний) и кончает.

8 мая — «На Марка небо ярко, бабам в избе жарко», «На Марка прилет птичьих птиц стаями».
10 мая — ясный восход солнца — к ветреному лету.

11 мая — в день памяти Святых апостолов Иасона и Сосипатра, по обычаю, собирали березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его называли «хмельным»: «Пьяную бере- зовицу навеселяют хмелем!». Деревенские знахарки собирали березовый сок не для лакомства, а для лечения. Особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед этим, по примете, необходимо было выкупать больного в дождевой воде или еще лучше — натереть мартовским позимним снегом. Солнечный день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать чудодейственного теплого ветра с полудня. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки выставляли ему навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоняли ветер в них, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его.

12 мая — день Девяти мучеников — тоже считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон.

13 мая — день Якова отмечен особыми приметами. Если вечером небо будет звездным и поднимется теплый ветер, то лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. В Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца: если небо на востоке окажется чистым и безоблачным — лето будет хорошим, если же солнце встанет в облаках — все лето будут идти дожди.

14 мая — Еремей-запрягальник, яремник. Начало широкого хода весенних полевых работ. Примечали: непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. Советовали: «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь». Неустанная, неусыпная забота — вырастить хороший урожай, сберечь его.
На Еремея погоже — уборка хороша.
На Еремея непогода — всю зиму промаешься.
Еремей — подыми сетево (сеялку).
Сей неделю после Егорья (6 мая), да другую после Еремея.

15 мая — Борисов день, соловьиный праздник. Весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. До зари не смолкает брачный гомон пернатых, а серенькая, с воробья, птичка - соловушка и совсем обезумела. Сквозь призывный многоголосый щебет властно доносится ее щелканье. Приметили старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа». Переберет певун все коленца от зачина до лешевой дудки, переведет дух и снова поет-заливается. Облюбовывает он себе ивняки, бересклет или орешник. В саду же держится в зарослях крыжовника — там спокойнее. «Соловей запел — вода на убыль пошла». Полевые работы в разгаре. Посевная: «Борис и Глеб сеют хлеб».

16 мая — подошла Мавра — зеленые щи, молочница. Отрастает крапива, щавель, огородная зелень. Теперь уже есть с чем щи сварить. Сытыми начинают приходить коровы из стада. Тяжелеют подойники от пенного парного молока. Питательное, как никогда, молоко майских удоев целебно, оздоровляет ослабленный организм. Так же великолепно масло, сбитое из его сливок. Майские травы отдали ему свою силу, нежность и аромат.

18 мая — Арина-рассадница. В этот день высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, причитали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь туга; не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика». Русские умельцы- капустники выращивали кочаны такой величины, что на международных выставках овощей добивались за них самых высших призов. Так, выдающийся петербургский огородник Ефим Грачев в сентябре 1873 года представил на Венскую выставку овощей вилки 70 см. в поперечнике. Получали эдакие овощи, конечно, не причитаниями, а умелым возделыванием.

19 мая — Иов-горошник, огуречник, росенник. «Иов-росенник росы распустил». В мелкие бороздки сеяли обросшие семена огурцов, поливали посев прудовой или стоялой колодезной водой и на ночь закрывали рогожкой от утренников. Обыкновенно огурцы совмещали с капустой, располагая их вдоль краев гряд. Верили, что большая роса — к урожаю огурцов. Впрочем, ясный, солнечный день предвещал то же самое. При посеве гороха в ходу было такое причитание: «Сею, сею бел горох: уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят...»

22 мая — Никола вешний, Николин день. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (Бари). Важнейшая аграрная дата, начало настоящего трудового крестьянского лета.
23 мая — копали коренья на зелья. Заготовляли лечебные травы.
24 мая — Мокей мокрый. Примечали: «На Мокея мокро — все лето мокро». «Восход солнца багряный, а днем дождь — к мокрому и грозовому лету».
25 мая — день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное».

26 мая — Лукерья-комарница. Появились комары — будет потепление в ночную пору. Комары очень чувствительны к атмосферному давлению, при его понижении «эшелон полета» меняют. Считается, что комары — любимое лакомство ласточек. Стало быть, ласточки тоже свой полет переносят вниз. Глядя на низко летящих ласточек, мы говорим: «Это к дождю», и в основном бываем правы.

27 мая — день Сидора. «На Сидора сиверко (северный ветер) — и все лето таково», лето будет прохладное. «На Сидора прилетят стрижи и касатки — и принесут тепло». Правда: «Одна ласточка весны не делает» и «Первой касатке не верь». Но к Сидору уже не одна щебетунья покажется, а много. То там мелькнет белогрудая ласточка, то сям. А стрижи, те больше стаями реют, мошек на лету хватают. Любят покружиться вокруг колокольни, каланчи, заброшенных мельниц-ветрянок.

28 мая — день Пахома-бокогрея. Солнце начинает греть сильнее. «Пришел Пахом — запахло теплом». Примечали: «На Пахома тепло — все лето теплое».

31 мая — Федот-овсяник замыкает май. Наступление тепла. Прогрелся воздух.
Пришел Федот — принялась земля за свой род.
Придет Федот — последний дубовый листок развернет.
Дуб одевается — скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

Рекомендуем посмотреть:

Почему символом Троицы является береза Русские народные праздники в марте Русские народные праздники в апреле

Похожие статьи:

Праздник Вознесение Господне. Что означает этот праздник?

Классный час «Русские народные праздники», 5 класс

Праздник Крещение Господне. Обычаи и традиции

Русские народные праздники в апреле | Русские народные праздники в июне
Опубликовано: 55 дней назад (20 февраля 2025)
Просмотров: 292
+6
Голосов: 6
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!