Праздник Вознесение Господне. Что означает этот праздник?

Вознесение Господне. История, традиции праздника для детей школьников
Двунадесятый праздник православного календаря. Отмечается на сороковой день после Пасхи.
Вознесение Господне. Христианское предание
Согласно Библии, Иисус Христос после своего Воскресения из мертвых пробыл на земле еще сорок дней, встречался с апостолами, рассказывая им о Царстве Божием и совершая чудеса. На сороковой день Он появился со своими учениками в Иерусалиме, дошел с ними до Вифании и там поднялся на Елеонскую гору. Апостолам было обещано ниспослание Святого Духа, который даст им силу, дабы проповедовать христианское учение в разных странах. Затем Иисус дал своим ученикам последнее благословение и стал отдаляться от них, возноситься на небо, пока не исчез, закрытый облаком. После
Христианские философы рассматривали Вознесение как вызов законам природы, всегда влекущим вниз. Праздник Вознесения — это праздник открытого человека, праздник неба как его подлинной родины. Грех отделил землю от неба и сделал людей земными, насквозь пронизанными материальным. Грех — это предательство неба в душе. Возгордившись, человек объявил, что он — материя и весь мир — материя, насмехаясь над теми, кто верит в какое-то небо. Поэтому Вознесение — это напоминание о высших, духовных ценностях, которые, в отличие от материальных, нетленны.
Праздник Вознесения стал отмечаться христианской Церковью в IV веке.
Народные традиции, поверья и обряды
В русской традиции евангельские события трактовались по-своему. Верили, что Иисус Христос вместе со своими апостолами каждый год от Пасхи до Вознесения ходит по земле, заботясь обо всех людях. В эти сорок дней запрещалось плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что можно попасть в Христа и Его апостолов, приходящих к избам под видом нищих.
Люди верили, что с Пасхи до Вознесения открыты двери ада и рая. В эти дни грешников не мучают в аду, они могут встречаться с праведниками, а душам умерших разрешено приходить в дома живых. Недаром сложили поговорку: «С Пасхи до Вознесения всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих местах считалось поминальным днем. Умерших поминали блинами, которые пекли «Христу на дорожку», крашеными яйцами, а также поминальными хлебцами- лесенками, которые могли помочь Христу и всем прибывшим с того света душам поскорее попасть на небо. Такие хлебцы еще называли летовками, лествицами. Кроме лесенок, пекли высокие булочки, в которых делали углубления, подобные ступенькам, а наверху изображали крест и пироги с зеленым луком, с первой весенней «огородиной».
По старинным поверьям, на Вознесение всегда обильная роса. Это слезы матери-земли, которая провожает Иисуса Христа. Росе приписывали целебную силу — над ней шептали молитвы и давали пить больным. Девушки умывались этой росой, чтобы стать красивыми и поскорей выйти замуж. Примечали: если на Вознесение
В этот день совершалось множество ритуалов, дабы повысить плодородие полей. В деревнях шли молебны. По окончании молебна девушки и женщины отправлялись каждая к своей ниве «провожать Христа». Там съедали яйца, блины, оладьи, которые называли «Христа онучи». Потом подбрасывали вверх хлебец- лесенку, приговаривая: «Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!» Смысл этого присловья в том, чтобы рожь росла выше. В некоторых местах девушки катались по траве со словами: «расти, трава, к лесу, а рожь к овину». Выполняя эти магические действия, крестьянки надеялись на хороший урожай ржи, на полный колос и высокий стебель.
На Вознесеньев день в ходу было и «вождение колоска». За околицей деревенская молодежь, взявшись за руки, вытягивалась в две длинные линии. Получался «живой мост» — красочный, задорный, многоголосый. На веселье одевались во все праздничное, нарядное — на виду стоять. Когда «мост» выстроят, по сомкнутым рукам пускали «колосок» — маленькую девочку с венком на голове и увешанную разноцветными лентами да лоскутами. «Мост» оказывался нескончаемым, так как пройденные пары становились снова спереди. Пока шествие не дошло до озимого поля, девушки все время пели о Ладе — славянской богине семейного согласия. Возле загонов девочку ставили на землю, она срывала пук зеленой ржи и пускалась бежать к околице. Взрослые не спеша двигались за ней, распевая вслед обрядовую песню.
Пошел колос на ниву,
Пошел на зеленую!
Пошел колос на ниву,
На рожь, на пшеницу!
Ой, Лада!
Уродися на лето,
Уродися, рожь густа,
Густа - кол ос и ста,
Умолотистая!
Ой, Лада!
Возле села с «колоска» обрывали ленты и лоскуты, их брали на память о прошедшей весне. Разбросанные растения ржи подбирались парнями: кому достанется с колоском — тому по осени и женатому быть... «С Вознесеньева дня, — молвилось любителями складного слова, — весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-
Похожие статьи:
Благовещение. История праздника
Нет комментариев. Ваш будет первым!