Русские праздники
Игровые русские праздники
Есть расхожее мнение, что все праздники людей - это тоска по прошлому, что люди выдумывают праздники как свое прошлое. Если это так, что вполне вероятно, то, прежде всего, не следует врать о прошлом. Учителю необходимо, к примеру, знать, что многие праздники, не смотря на гонения, государевы указы, проповеди, хранят до сих пор языческие начала, которые соотносятся с практическими и духовными потребностями земледельца. Вот, скажем, слова «хорошо» и «хоровод» произошли от одного корня: от имени солнечного светила Хороса. А Хорос у древних язычников - божество. Поэтому-то «хорошо» и означало в древности «солнечно». Хоровод же с его плавными круговыми движениями изображал ход солнца - Хороса. Такая игра, как «Ручеек», тоже восходит к язычеству. Когда мелели речки, девушки выходили на берега этих рек и водили «Ручеек». Его участники ходили под песню по бережку, и в песне молили природу дать ручью, речке больше воды. «Ручеек» не должен стоять на месте.
Русские праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни - красочной и многообразной. Именно потому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обряды и даже, что особенно значимо, своя кухня. На Ивана Купалу обязательна каша, на Масленицу - блины, на Семик - блюда из яиц, пироги. Мало того, даже пироги к каждому празднику надо печь особые. На Рождество за колядки дарят «коровушек» - это выпеченные из пресного теста крохотные, с ноготок, фигурки быка, коня, барана.
Разные культурно-исторические эпохи отражение, освещение прошлого было разным и противоречивым. Часто во имя идеологических установок, капризов моды, субъективизма события либо замалчивались, либо отражались ложно. Хорошо сказал П. Чаадаев по этому поводу: «Время слепых влюбленностей прошло, и дальше нельзя любить свою Родину с закрытыми устами и преклоненной головой».
Возобладавшая когда-то тенденция безнациональной культуры отразилась немедленно на праздниках. И стали теряться в дымке лет существенные «мелочи» праздничной культуры. Вот, скажем, русские зажинки. Первый сноп нового урожая убирали березовыми ветвями, алыми лентами и опять же с песнями, торжественно, как святыню, несли и ставили в красный угол, где он красовался целый год.
Прошлое, традиционное уходит, если нет к нему бережного, любовного отношения.
Следует отметить тенденцию возрождения забытых или отмененных общероссийских региональных праздников, связанных с историческими событиями этих регионов.
Сколько же было праздников на Руси? Много. Каждый со своими особыми традициями и придумками. Попробую некоторые из них вспомнить. Особенно те, которые могут получить прописку в школьном доме. Может быть, мои тезисные заметки подскажут идею старого-нового праздника.
Квасной пир. Этот малый праздник - похвала русскому квасу, всеми нами любимому национальному напитку. История свидетельствует, что квасов на Руси было более ста: сухарный, хлебный, мучной, яблочный, медовый, березовый, вишневый, ореховый...
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые и молодые,
Весь люд честной,
На пир квасной.
С песнями да плясками,
Частушками да сказками.
С блинчиками подовыми,
Оладушками медовыми,
Да с русским квасом,
Да с переплясом.
Так кричит зазывала у ярмарки торговой, приглашая гостей показать удаль молодецкую, знание ремесел старинных, песен былинных.
Квасной пир открывает хозяйка праздника. Она приглашает осмотреть выставку квасных кружек, побывать на встрече с мастерицами по квасной части, рецепты записать, квасок попробовать. Специальное жюри будет оценивать качество представленного на конкурс квасного напитка. В конкурсе участвуют старые и молодые, бабушки и внучки, мамы и дочки. Квас не только «сварить» нужно, но и название ему придумать и угостить затейно.
Под квас подаются кушанья разные. И, конечно же, квасные блюда: окрошка, тюря с квасом и т. д.
На площадке (в поле, в зале) идут русские потехи и забавы: парни расписные бочонки катают на скорость, мешки с песком под мышкой таскают, чугунки на ухватах носят, бревнышки на скорость распиливают. И все это сноровисто, умело и весело.
Праздник подвижки льда. Вообще-то это праздник прихода весны. Его легче проводить сельским школьникам. Замечено: первыми предчувствуют подвижку льда вороны и сороки. Например, в средней полосе в конце марта начинают птицы свои воздушные игры - гоняются друг за дружкой, планируют, кувыркаются, как цирковые артисты.
Когда-то этот праздник любили деревенские жители. На середине реки вмораживали шест с флажками. По кругу пускали шапку, и каждый житель бросал туда рубль, завернутый в бумажку. На бумажке был обозначен владелец рубля и... проставлено время (предположительное), когда лед тронется. Здесь ведь не просто догадка нужна (указание дня, часа и минут), тут необходимо вникнуть в статистику сроков, в климатический календарь, месяцеслов, прогнозы метеослужбы, подсказки бывалых людей - рыбаков, охотников, старожилов. Некоторые школьники на компьютерах все просчитывают. Если есть возможность, в помещении у реки вывешивают часы, к которым прикрепляется бечевка. Одним концом к часам, другим - к вмороженному в лед шесту. Лед тронется, бечевка натянется, часы остановятся и точно укажут время. Деревенские шутят: «У нас весна на веревочке завязана».
В тот час и минуту, когда лед действительно разламывается, вспучивается и начинает свое движение, записки раскрываются, и тот, кто угадывает начало движения льда, забирает в качестве приза все эти деньги. Жители собираются на берегу реки и наблюдают за смельчаками, которые на лодках, а порою и просто бегом по шевелящимся льдинам устремляются к шесту. Кто первым срывает флажок с шеста, получает награду, установленную обществом. Приз для всех на этом празднике - радость начала ледохода, начала весны.
Праздник гусиного пера. Следы этого праздника я встречал в литературе о Сибири, о Башкортостане. В далеком селе Северное Новосибирской области такой праздник почему-то назывался «Ни пуха, ни пера». Известный журналист В. Песков в одной из статей рассказывает, что нижегородцы более двухсот лет собирались весной на веселые праздники гусиных боев. Конечно же, это сельский праздник, ибо сельчане-школьники (и дошкольники) - вечные гусиные пастухи.
Гусь самая древняя из домашних птиц. Его изображение находят на памятниках египетским фараонам, жившим около четырех с половиной тысяч лет назад. На стенах гробниц есть картины, где искусно показаны сцены кормления гусей. В хозяйстве у человека более тридцати пород гусей. Практически все ведут свое начало от диких серых гусей, которые ежегодно летят весною с юга на север, а осенью возвращаются на свои зимовки, не отсюда ли у всех народов гусь - непременный персонаж сказок, былин, песен, пословиц?
До сих пор живет легенда, что гуси спасли Рим, осажденный врагами. Последнее узнали про тайный туннель в город и решили ночью проникнуть в него. Но гуси, которых держали как священных птиц при храме богини Юноны, подняли шум и разбудили часовых. Современные римляне в память об этом событии устраивают праздничные шествия. Впереди огромной колонны людей несут украшенного драгоценностями живого гуся и горячо славят его. Гусь вообще, как никакая другая птица, послужил науке, искусству и литературе. В Европе, в России многие события описывались только гусиным пером. Архимед и Пифагор, Ньютон и Евклид, Платон и Аристотель излагали законы математики, физики, механики, философии также гусиным пером. Автор «Слова о полку Игореве» и незабвенный Нестор, М.В. Ломоносов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Шекспир, Гете, Леонардо да Винчи и А. Дюма, используя то же перо, создавали свои шедевры. Только из России и только в Англию ежегодно отправлялось до 30 миллионов этих орудий письменности. Гусь - это и пух, и перо, и мясо. Когда осенью забивали гусей, сходились девушки и женщины ощипывать их под добрые русские песни. И никогда при этом не плакали, помнили: «Перо слезы пьет». Знали: ненароком подоткнешь подушку, в которую утыкались, слезы хороня, своему ребенку под голову, то какой сон-то ему будет! Мучительный, не иначе.
И теперь, провожая близкого человека, когда ему предстоит испытание, непременно скажем: «Ни пуха, ни пера!» А в ответ слышим: «К черту!» (Мол отойдите все нечистые силы, отступите!)
Гуси - часть российского пейзажа: гуси у церкви, гуси у реки, цепочка гусей в небе. Гусей ценят за сообразительность. Ведь не случайно их нередко можно увидеть на манеже цирка (а кур или индюшек - никогда). У гусей есть свой «язык». При выращивании птенцов они ведут разговоры, состоящие не только из определенных звуков, но и мимики. А разве не удивительно, что у этих птиц создаются весьма сложные общества, где каждый член «коллектива» занимает определенное место.
Поражает еще один гусиный обычай. Гусаки очень верны в любви! Каждый имеет только одну подругу, с которой живет долгие годы, а иногда и целую жизнь. Ничто не может склонить супруга к многоженству. не потому ли рисунок гуся можно встретить на деревянных воротах крестьянской усадьбы, на наличниках, на полотенцах?!
Наконец, гуся (не гусыню) ценили за бойцовские качества. Когда- то за гуся - победителя гусиных боев - платили до двухсот рублей. Потеха имела и практический смысл - поощряла заведение гусей в хозяйстве. Оплывший жиром, подсоленный вяленый гусь может три года храниться без холодильника. Гость - в дом, а гусь сходу на стол. Вот тебе и праздник!
Праздник гусиного пера - это упрочение народных сельских традиций, это любовь к малой и большой родине.
Праздник грачиной каши. Проводится весной под прилет грачей.
Варят грачиную кашу из дробленой пшеницы (можно из гречки, проса, риса) в общем котле на костре в районе полей, чтобы каши хватило и людям и прилетевшим грачам.
На таком празднике поют обрядовые старые и новые песни, в которых у грядущего лета просят хорошего урожая. Там же раздаются шутливые грамоты: «лучшей теще», «лучшей свекрови», «самой уживчивой невестке», «трудолюбивой дочери», «заботливой внучке».
Состязание на быстроту переноски горшков с кашей на ухватах (с завязанными глазами) и помещение этих горшков в печи (печи сделаны из фанеры). Кто горшок уронил, кашу пролил, рассыпал, должен тут же все собрать и в поле птицам унести.
Конкурс на знание фольклора о каше и птицах.
Проба (конкурсная) с завязанными глазами разных каш (овсяная, пшеничная, просяная, гречневая, ячневая, манная, рисовая, тыквенная и др.) на вкус.
Выставки кулинарных изделий, связанных с кашей (бараний бок с кашей, блины с кашей, суп из каши и т. п.).
Русских народных своеобразных праздников очень много. Это, прежде всего праздник времен года - весны, лета, осени, зимы. Отсюда и локальные праздники - русской березы, речки, родника, луга, леса. У россиян природа с языческих времен - предмет культового преклонения. Отсюда береза или родник становятся главными героями праздника. Также песня или сказка, или даже русская коса. Состязания на звание первых красавиц идут по городам, странам и даже на всей планете. Конкурсы красавиц захватили воображение молодых. Но... это не праздники, это больше театрализованные шоу рекламного характера. То ли дело праздник «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее...», а проще - праздник «Русская коса».
Русские посиделки. Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Даль называет русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками, досветками, дозорьками и совершенно справедливо утверждает: «Женатые на посиделки не ходят. Женатого с посиделок веретеном гонят. Женился, не постригся, а от посиделок отрекся. За постой деньги платят, а посиделки даром».
На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки, конечно же, не праздник буквально, но это организованное общение праздничного характера, ибо их приурочивали к православным праздникам, к событиям месяцеслова, к местным традициям, к отдыху. Есть понятие, равнозначное посиделкам, - это вечеринка. В годы моего отрочества и юности это понятие было популярным. Вечеринки были в моде у старшеклассников. Опять же у Даля читаем: «вечерник», «вечерошник», «вечор- ка», «вечеруха», «вечерушка», «вечерница», «вечерина» - «названия вечерних сходбищ, собраний, пиров... вечернее собрание девок под предлогом чоски льна, пряденья, куда приходят и холостые парни, просиживая ночи напролет...»
Даль свидетельствует, что вечорки могут быть и без работы, сюда сходятся для увеселений, здесь поют круговые песни с поцелуями, пляшут любимую осьмерку (восьмерку). Вечеринки (встречи, тусовки, сборища) современных ребят идут спонтанно, стихийно, как правило, «для своих», для сверстников, друзей, приятелей, одноклассников, для компаний - общностей со сложившимися дружескими связями.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен во имя удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, самореабилитации - разной «самости». Посиделки для общностей учащихся (класс, команда, клуб, кружок, секция, компания двора, улицы, дома) в настоящее время необходимы и для восстановления досуговой культуры общения, для укрепления (создания, формирования) коллективистских связей, дружеских привязанностей. Значит, они должны (могут) быть плановым и даже управляемым, педагогически руководимым делом, мероприятием.
Из опыта прошлого для современной вечеринки (посиделок) можно позаимствовать следующее: вечернее (совсем не обязательно ночное) время, приемлемые для школьников народные, фольклорные традиции, обряды, досуги; ориентацию на одну (почти) возрастную группу, на праздничность стиля и климата взаимоотношений участников посиделок, приемы включения всех в действо посиделок.
Культуре праздничного общения необходимо учить точно так же, как мы учим детей языку или математике, читать или писать. Но учиться (и учить) можно только весело (А. Франс).
Культура домашних посиделок православного гримуара является тем мостиком в современный опыт, которым мы и воспользуемся. В конце концов посиделки - камерный праздник конкретного школьника, праздник личных праздничных ощущений. Предлагаю условный сценарий, точнее, возможную программу того, что может быть содержанием русских посиделок современных молодых людей. Почему именно русских?! Потому, что русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций, «петь песню со своего, а не с чужого голоса», чтобы не забыть бы и не потерять бы то ценное, что было в опыте наших предков и нашем собственном отечественном опыте.
Похожие статьи:
Раскраски для детей «Праздники России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!