Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Праздник Крещение Господне. Обычаи и традиции

Праздник Крещение Господне. Обычаи и традиции

19 января — Крещение Господне, Богоявление. Двунадесятый праздник православного календаря.

Крещение Господне.  Христианское предание

Этот праздник установлен в память о крещении Христа Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.

Согласно библейскому преданию, когда для Иисуса пришло время служения и проповеди Закона Божьего, Он оставил Назарет и пришел на пустынный берег реки Иордан, где Иоанн Креститель совершал обряд крещения в знак очищения покаявшихся от грехов. Обращаясь к людям, Иоанн призывал думать не об омовении тела, как требовала иудейская религия, а о внутреннем очищении и покаянии, которое должно было нравственно подготовить людей к принятию давно ожидаемого Мессии — Спасителя. Многие думали, что Иоанн и есть тот обещанный Богом Мессия, на что он отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но идет Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3, 11).

Увидев Иисуса и догадываясь, кто Он, Иоанн Креститель стал удерживать Христа, считая, что это ему, Иоанну, нужно креститься от Него. Однако Христос настоял на принятии крещения от Иоанна, чтобы собственным примером освятить обряд, который позднее благодаря Его искупительным заслугам стал таинством и знаком покаяния, очищения.

Тотчас после крещения Иисуса произошло чудесное знамение: отверзлись небеса, «и увидел Иоанн Духа Божия, Который исходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Се Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так повествует об этом событии Евангелие от Матфея.

Итак, Божий Сын был засвидетельствован Богом Отцом, а Дух Святой снизошел на Сына в виде голубя. Поскольку в этот момент Бог явился в трех Своих ипостасях, то есть в виде Святой Троицы, Крещение назвали также Богоявлением.

Своим крещением Христос показал, что пришел в мир не для того, чтобы судить и с высоты своего совершенства диктовать законы и правила, а чтобы соединиться с людьми, дав пример совершенно чистой жизни.

День Крещения, по сути, можно считать рождением христианства, ибо после крещения Иисус начал проповедовать, просвещать народ. На заре нашей эры Крещение отмечалось вместе с Рождеством, но с IV века церковный собор выделил Рождество в отдельный праздник, а Крещение с Богоявлением стали самостоятельным праздником.

Водосвятие

Главное событие Крещения — великое водосвятие. Недаром этот праздник в народе часто называли Водокрещи. В крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения — в реке, озере, у колодца. К водосвятию готовились с крещенского сочельника: на реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, называемое по библейской традиции «Иорданью». Около проруби устраивали подобие аналоя и водружали рядом с ним деревянный крест, верхушку которого венчало изображение голубя — символа Святого Духа. В некоторых местах прорубь закрывалась крышкой.

В день Крещения после литургии в храме к проруби отправлялся крестный ход. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой. Люди умывались, обливали ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от святочных грехов, даже купались в ледяной воде, прыгая в прорубь нагишом или одетыми.

Обряд водосвятия пользовался у русского народа большой популярностью. В допетровской Руси с разных концов съезжались люди в стольный град, чтобы видеть

торжественный обряд освящения воды на Москве-реке. Там была устроена «Иордань», расписанная золотом и серебром, украшенная шелковыми цветами, зелеными листьями с изображением птиц, вырезанных из местных листов.

В день Богоявления 1700 года, когда в России был объявлен новый гражданский год, Петр I участвовал в водосвятии на реке Неглинной как капитан Преображенского полка и шел вместе с полком. На «Иордани» окропляли святой водой царское знамя, а затем во дворец везли огромный сосуд с водой.

Екатерина и последующие цари отмечали Крещение куда более пышно, при громе пушечных залпов. Со временем по всей России установилась традиция проводить водосвятие в присутствии войск и везде, где расположены воинские части, потому как главной целью стало освящение знамен.

Святая вода

Считалось, что вода в реке после водосвятия оставалась святой еще в течение трех дней. Согласно поверьям, вода в эти дни приходит в движение, наполняясь чудодейственной силой. Существовал запрет на осквернение воды в Крещение и на три дня после него: нельзя было полоскать в прорубях белье, бросать в воду грязь или нечистоты, даже просто нарушать покой и святость воды. Люди верили: в ночь на Крещение сам Иисус Христос купается в реке и его может увидеть ребенок или чистый душой человек. В некоторых деревнях крестьяне зажигали солому перед избами, чтобы крестившийся Христос мог погреться.

Святая вода почиталась целебной, способной защитить человека от болезней, восстановить жизненные силы, отпугнуть нечисть, противостоять «дурному глазу» и охранить от греха. Недаром к «Иордани» приходили больные с надеждой на исцеление. Эту воду давали пить недужным — детям и взрослым, ею промывали вымя больным коровам. Крещенскую воду хранили целый год под иконами на божнице, как и святую воду из храма, которую приносили домой накануне, в сочельник. Этот обычай сохранился и по сей день. Крещенскую воду хранят в стеклянных и пластиковых бутылках, в маленьких флакончиках, которые нередко используют как талисманы-обереги, нося с собой в сумке.

Обычаи, поверья и обряды

Крещенское водосвятие осмыслялось народом как очищение вод от нечисти, заполнившей мир в новогодние дни.

Недаром в каждом городском или деревенском доме хозяин или хозяйка, крестясь, с молитвой обрызгивали веничком, омоченным в святой воде, окна, двери, углы, все щели, где могла затаиться нечистая сила, таким образом изгоняя ее. После этого на окнах, в дверях, на въездных воротах в деревню или в город, на колодцах ставились крестики. Эти охранительные крестики могли рисовать мелом, углем или делать из тонких щепочек, прибивая в нужные места, чтобы преградить дорогу нечистой силе, изгнанной из воды и летающей в поисках пристанища. В деревнях ее изгнание иногда проходило так: парни седлали коней, брали метлы и кнуты и неслись вскачь по улице, размахивая своим «оружием». Действенным средством против нечисти считался и крещенский снег. В сочельник его специально собирали, бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту и птице, клали на печной шесток. А еще этот снег собирали для беления холстов. Снегом исцеляли онемение в ногах, судороги, головокружение.

В некоторых деревнях в крещенский сочельник за дверь бросали блин, «чтобы курочки жили хорошо». Был распространен также обряд «освящения скотины», в котором участвовала вся семья. Впереди шел старший сын с топором, за ним — хозяйка с иконой, за ними кто-то из членов семьи нес кадильницу, а хозяин в вывороченном тулупе — пучок соломы и крещенскую воду. Посредине двора был разложен корм — лепешки, куски хлеба, снопы ржи, овса или пшеницы. Хозяйка выпускала из хлева скот и подводила к угощению. Все обходили животных, окропляли святой водой, а потом перекидывали через них крест-накрест топор.

В Крещение было принято «задабривать» умерших предков. В крещенский сочельник (как и перед Рождеством) для них устраивали трапезу с поминальными блюдами: кутьей, блинами, киселем. Считалось, что родители отблагодарят потомков за заботу, помогут им.

Крещение воспринималось как день, приносящий счастье. Поэтому верили, что жизнь ребенка, крещенного в этот день, будет проходить в довольстве и радости. Удачным считалось сватовство, а крещенский свадебный сговор обеспечивал молодой семье мир и согласие. В этот же день на площадях больших сел устраивали смотры невест, на которые съезжались парни и их родители, собиравшиеся женить сыновей.

В ночь на Крещение небо открывается (проясняется). В народе бытовало поверье: если человек увидит, как в Крещение «открывается небо», он может загадать желание, которое непременно исполнится. Ибо открытое небо — это врата к Господу, внимающему просьбам людей.

Народные приметы

Крещенские морозы: «Трещи, мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Коли метель, то мести ей и через три месяца.

Если день теплый — хлеб будет темный, то есть густой; холодный, ясный — лето предстоит засушливое; пасмурный и снежный — ждите обильного урожая. Крещение под полный месяц — быть большой воде. Собаки много лают — будет много дичи и зверя. Сильные вихри обещали хорошее роение пчел. Звезды на Богоявление предсказывали хороший приплод овец, а также урожай на горох и ягоды, а если звезд не было видно, следовало ожидать много грибов.

Завтра перезимье о весне весть подаст: в стужу почудится желанное времечко. Чем морознее, тем яснее. Но стоит завечерить — сумерки наглухо обхватывают ночь. Повиднеет только от «волчьего солнышка» — бледнолицей луны да от звездных высыпок. Светлая ночь зимой восхитительна!

Похожие статьи:

Праздник Вознесение Господне. Что означает этот праздник?

Классный час «Русские народные праздники», 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!