Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Русские народные праздники в июне

Народный календарь на июнь
Июнь-разноцвет
Июнь — первый летний месяц, примечательный теплой погодой и солнцеворотом. Римляне посвятили июнь богине Юноне — покровительнице семейного счастья. В Древней Руси июнь называли «изок», от слова «кузнечик». Из горячих трав в это время года бодро раздается трескотня жестокрылых попрыгунчиков. Старинное название «червень» дано месяцу из-за кошенили - червецов, которых наши предки собирали для добывания багряной краски (вспомним — «червление знамен»).

В народном календаре июнь — разноцвет. Волшебница Флора, что ни день, рассыпает все новые и новые цветы, одни краше других. На выгонах цветут подорожник и кашка, вдоль полей — колокольчики. В садах и скверах ветви калины пенятся-сверкают — листьев не видно, одни цветы. Рядом зарозовели, забелели кусты шиповника — срок подошел. В тенистых, укромных уголках леса в начале месяца еще сияют на зеленых стрелках серебряные колокольцы ландышей. Запах их свеж, нежен, негромок. В лесном ларце ароматов ландыш — обладатель самого изысканного, самого чистого запаха. За ясноткой, лютиками, подмаренниками расцветает иван-да-марья, кипрей, или иван-чай. Цветы приманивают тяжеловесных шмелей и проворных пчелок. Воздух напоен светом, дыханием сочных трав и легким испарением земли.
Густеет травостой суходолов, лугов и лесных полян. Скоро зеленый покос приспеет, понаставит копен, намечет стогов. «Июнь-хлеборост» — день ото дня крепнет хлебный злак, стена стеной поднимается. Этот месяц еще называют скопидомом, потому что он копит для нас урожай на весь год.
В июне еды мало да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
Пришел июнь-разноцвет — отбоя от работы нет.
Июнь — скопидом, урожай копит на целый год.
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь.
Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.
Поздний расцвет рябины — к поздней осени.
Хорошо пахнет жимолостью — к дождю.
Утром трава пахнет сильнее обычного — к дождю.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — завтра будет ясный день.
Если вокруг муравейника много муравьев — к хорошей погоде.
Если в июне ночи теплые, можно ожидать изобилия плодов.
Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.
В народе существует примета, что если в первые два дня этого месяца льет дождь, то остальные его дни будут сухими и солнечными.

2 июня — Фалалей-тепловей, Фалалей-огуречник, грядочник. «На Фалалея доставай огурцы скорее».
3 июня — день святых Елены и Константина. Алена (Олена)-льносейка. «Длинные льны Еленины косы». «Оленин день — сади огурцы». «Льны — Олене, огурцы — Константину». «Посеешь лен на Олену — будут длинные льны». «Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня». Говорили: «Лен с ярью не ладит», — и на льнищах не сеяли ярового хлеба. «Елена-фиалочница, дрема — не ночуй дома». Примечали: «Если на Олену ненастье, то осень будет ненастной».

4 июня — Леонтий-огуречник, Леонтий-конопляник. «На Леонтия кончай посадку огурцов». Лучший срок посева конопли. «На рябине обильный цвет — быть урожайной конопле».

7 июня — Иоанн Предтеча, Ферапонт. С Иванова дня пошли медвяные росы — сладкие выделения тлей и червецов, питающихся соками растений (вредные, якобы поражающие растения ржавчиной). «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Заболеет ли скотина, говорили: «Верно, напала на медвяную росу». Заблекнут ли листья на дереве, считали, что завелась медвяная роса. Заболеет ли ребенок, думали: наверное, он бегал по медвяной росе. Однако за этими росами признавалась и целебная сила: «Травы и коренья целебные клади под Иванову росу», «С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы — больше молока коровы дадут». С Ивана делали поздние посевы яровой пшеницы и сажали капусту. По цвету рябины судили о будущем урожае: «В Иванов день гляди на рябину: много цвету — будут овсы хорошие, малое цветенье — жди худа: не будет с овсом толку».

11 июня — Феодосия-коло- сяница. Хлеб колосится. «Пришла Федосья — во ржи колосья». Владимирцы называли ее «гречушницей», от сева гречи: «Спеши в ведро всю работу справить»; «Ведро колосит хлеба». Начинали понемногу давать скоту хлебный корм для приплоду. С этого дня появляются грибы-колосовики: «Взошел гриб белый и моховик да красный и смелый подосиновик». Этот день считается одним из самых несчастных в году; про него говорили, что он один стоит всех понедельников.
12 июня — Исакий-змеевник. Змеиный праздник. «За Федосьей — Исакий, выползает из нор гад всякий». «На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». «Средь ряски — змеиные пляски». По поверью, с этого дня бродят змеи по лесам станицами, идут поездом на свои свадьбы и каждому встречному готовы мстить без милосердия. Начинали сажать бобы. Дальновидные старушки иначе не приступали к посадке бобов, как наперед не вымочивши их в озимой воде. Озимую воду для этого собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. Сажая в землю, причитали: «Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых».

13 июня — Еремей-распрягальник. Основные посевы к этому дню должны быть окончены полностью. «Еремей- запрягальник (14 мая) и Еремей-распрягальник — начало и конец ярового сева». «Еремея — опусти сетево, покинь севалку». «Всяк Еремей про себя разумей, когда сеять, когда жать, а когда в скирды метать».

14 июня — день Устина и Харитона. «Красное утро на Устина — красный налив ржи». «Устин и Харитон рожь то красят, то квасят». «Пасмурное утро на Устина — к урожаю яри». «Устин тянет вверх коноплю, а Харитон — лен». «Устин и Харитон готовят урожай на рожь, а мученик Лукьян (16 июня) — на яровое».

16 июня — день Лукиана (Лукьяна). Лука-ветреник. «На Лукиана, в канун Митрофана (17), не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует». «На Луку южный ветер — к урожаю яровых; северо-западный — к сырому лету, восточный — к болезням (пригонит наносные болезни)». «Ветер с восхода — к поветрию». «Моли ветер под Митрофана». «Сиверок на Лукьяна — ржи дождями заливает». В вечер под Митрофана «окликали» ветер и просили его пролить дожди благодатные, благовременные: «Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре да ко времечку».

18 июня — Дорофей. На Дорофея примечали направление ветров, с такими же приметами, как под Митрофана. Говорили: «На Дорофея утро вечера мудренее».
19 июня — Илларион. С этого дня обыкновенно начиналась прополка льна, проса и других хлебов. «Пришел Илларион — дурную траву с поля вон». «Подтыкай, девки, бабы, хоботье, начинай в яровом полотье».
В эту пору года неукротимый сор полей — осот, молочай, пырей, повитель (вьюнок), лебеда набрасываются заглушить посевы. Без прополки не вырастут или резко сбавят урожайность и просо, и картофель, и свекла, и бобы, и морковь, и огурцы, и капуста. А проще сказать: сорнякам в поле не место. Только у лентяя да неряхи они кулижками красуются, а у проворного да заботливого им и взойти не дают. Рвать сорняки вручную — труд изнурительный. Горсточкой, щепоткой день-деньской, согбенно под лучами и ветром. Огнем жжет натруженные ладони, трещинами покроются, но отдыха не жди. Не справишься с сорняками вовремя — объедят захребетники, по миру пустят. Вот и торопится крестьянин отмахнуть нахлебников урожая. О сорняках народ говорил так:
Сорняк без хлеба оставит.
Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.
Осот да лебеда — для посева беда.
Сорная трава пшеницу перерастает.
Посеяли злаки, а косим осот да маки.

20 июня — день святого Федота. «Святой Федот тепло дает — в рожь золото ведет». «Святой Федот на дождь поведет — к тощему наливу (колоса)».
21 июня — Федор летний, Федор Стратилат, Федор-колодезник. Астрономический рубеж весны и лета — солнце на перевале. Самые длинные дни в году: «Летом свет на всю ночь». Колодезники считали сей день важным в своих работах. С вечера под этот день они клали сковороды на места, назначенные для колодезей. На другое утро, при солнечном восходе, они снимали их и, по отпотевшей сковороде, выводили свои наблюдения: сковорода, покрытая водяными струями, указывала на обильные водяные жилы; совершенно сухая сковорода ничего не обещала хорошего; сковорода, облитая дождем, предвещала все невыгоды их летних занятий. «На Федора Стратилата колодцы рой». «Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру — не к добру: мужик с сеном не уберется, сеногной погноит». «Гроза на Федора летнего — плохая уборка сена». «Росы с Федора — к урожаю льна и конопли». «С Федора дня пошла навозница (вывозка навоза на пары)».
Пока тучнеют нивы, в междупарье, старались побольше навоза вывезти на паровой клин, отчего эту пору и называли навозницей. Сдобрить парующее поле — значит побеспокоиться о ржаном хлебушке на другой год. Ведь «хлеб — всему голова», с ним связывалось благополучие дома.
Не уродится рожь — по миру пойдешь (сравните: «Не удастся мак — перебудем и так»).
Хлеб в закрому — что хозяин в дому.
Ржаная краюшка — всему свету матушка.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Хата бела, да без хлеба беда.
Не шуба греет, а хлеб.
Не дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский.
Хлеб на стол, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, так и стол — доска.
Навоз, или назем — плодородная сила земли. О нем с уст крестьянина часто слетали яркие выражения:
Возвращай земле долг — будет толк.
Клади навоз впору, соберешь хлеба гору.
На новь — хлеб сеять, на старь — навоз возить.
Добрая земля назем раз путем примет да девять лет помнит.
Поле обмана не любит.
Обманешь его один раз, оно обманет тебя десять раз.
Гнои (навоз)сухие — хлеба дорогие.

22 июня — день святого Кирилла. День летнего солнцестояния. «На Кириллу — конец весне, почин лету». «На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу». «С Кириллина дня — что солнышко дает, то и у мужика в амбаре».
По вырубкам и полянам рдеет земляника. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет — всяк поклон подает», — говорится об этой ягоде в загадке. Попозже лесной земляники нальется дикая клубника, она и ягодой покрупней, да и кустиком повыше.
Разрослось, загустело тучное разнотравье, раскинулись сочные дятлины — клевера. Вот уж подлинно: «Не сеяно, не полото зеленое золото». Пора приходит запасать сено! Раным-ранехонько, пока вовсю не занялось солнце, слышен свист проворных кос и шептанье, хруст срезанных под корень трав. «Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает», — сказывает о сенокосе русская загадка. Самая счастливая коса — ранняя, вышедшая на луг в пору зацветания злаков, пока они не задеревенели и не растеряли питательной ценности. А как наберет высоты солнышко, как засверлят небесную высь жаворонки и заведут свои перебранки перепела, поваленная трава привянет, сохнуть начинает. К исходу месяца заботливые хозяева поставят июню духмяный памятник — намечут первые копны. А затем — как в живых строчках К. Случевского:
Коронки всех иван-да-марий,
Вероник, кашек и гвоздик
Идут в стога, в большой гербарий,
Утратив каждая свой лик.

25 июня — Петр Афонский, Петр-поворот. «С Петра Афонского солнце на зиму, а лето в жару». «С Петра-поворота солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль». Высаживают последнюю капусту и огурцы. Этот день еще называется «Запоздалый капустник» или Петр-капустник.
Выпадают большие росы. На охладевающие травы из влажного воздуха осаждаются мельчайшие капельки, которые, сливаясь, и образуют росу. Наземная роса вместе с изморозью, инеем и туманами в общем количестве годовых осадков занимает около трех процентов. К этому надо прибавить влагу подземной росы — есть и такая. Внутри почвы также происходит осаждение паров из воздуха и грунтовых вод, составляя в год 600-1000 кубических метров воды на гектар. Эта вода совершенно чистая, лишена растворов соли.

26 июня — Акулина-гречишница. Акулина — задери хвосты. «Сей гречиху возле Акулины». «Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя». В этот день местами справлялся «праздник каш» — варили мирскую кашу для нищей братии. «Задери хвосты» — может быть, дерзкое прозвище святой. Но не до боголепия, когда в полдень, в тягостную жару появляется громадное количество слепней, оводов и всякого гнуса, от которого скот сильно страдает. Жалящие кровопийцы так донимают быков и коров, что они зикуют — бегают, как шальные, высоко задрав хвосты, отмахиваясь ими от осаждающих их надоедливых и кровожадных насекомых. Скот тощает, сбавляет удои. От мошкары сильно страдает лось. Когда становится совсем невмоготу, он по ноздри забирается в воду и так простаивает часами. С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится.

29 июня — день святого Тихона. «На Тихона солнце идет тише». «На Тихона певчие птицы затихают (соловей и кукушка до Петрова дня поют)». Конец сева поздних яровых. Астрономы свидетельствуют, что солнце и правда «идет тише»: к концу июня Земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца, по сравнению со скоростью на 1 января, на 3600 километров в час. Эту особенность небесной механики пытливый народный ум подметил как «застаивание солнца».

30 июня — день Мануила. «На Мануила солнце застаивается (медлит в зените)». Начинается бурный рост растительности. «Все пошло в рост». На ночном небе видны зарницы. «Если в июне частые зарницы — будет хороший урожай».

Рекомендуем посмотреть:

Летние загадки "Доскажи словечко" с ответами для детей начальной школы Рассказ о лете для младших школьников Загадки про лето 3 класс с ответами короткие Стихи про каникулы для детей начальных классов

Похожие статьи:

Рассказы о лете 2-3 класс. Внеклассное чтение

Ушинский «Лето»

Русские народные праздники в мае | Русские народные праздники в июле
Опубликовано: 20 дней назад (25 февраля 2025)
Просмотров: 315
+5
Голосов: 5
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!