Интеллектуальные игры для школьников, 8-10 класс
Интеллектуальные игры - забавы для школьников
Предложенные игры предназначены для начинающих исследователей, а также для всех, в ком «гений дремлет».1. Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам. — новые названия»
Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то всё можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам.Примеры:
«Колобок»
— «Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт»;
— «Повествование о том, как притупление бдительности ведёт к трагедии»;
— «Сказка-доказательство того, что голова Колобка хорошо, а голова Лисы — лучше»;
— «Сказка о сравнении умственных способностей отдельных жителей леса»;
— «Сказка о беглом шарообразном монстре»;
— «Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении».
«Курочка Ряба»
— «Сказка о стрессонеустойчивых стариках и говорящей курице»;
— «Сказка о бедном мышонке и его неудачной попытке разбогатеть за чужой счет»;
— «Сказка о курице-психоаналитике и её двух пациентах»;
— «Неоконченная сказка о судебном разбирательстве по поводу нанесения материального ущерба мышонком, бегающим по чужому дому»;
— «Сказка-доказательство того, что не в злате счастье».
2. Игра «Поиск темы»
Исследовать можно всё! Предложите участникам поискать темы для исследований в самых разных областях. Затем они предлагают, а жюри или сами участники определяют наиболее интересный вариант.Например, СКАЗКИ:
— «Трудные подростки» в русских сказках (Колобок, убегающий из дома («Колобок»), мышонок, причиняющий материальный ущерб («Курочка Ряба») и др.);
— Преступления и наказания в сказках;
— «Добро должно быть с кулаками...»;
— Семейные проблемы в сказках (почему-то детей воспитывают, в основном, дедушки и бабушки, в большинстве семей только мама или папа и др.);
— Тунеядство в сказках (Емеля и др.);
— Экономические проблемы героев сказок («Муха- Цокотуха», «Золотой ключик» и др.);
— Основы безопасности жизнедеятельности в русских сказках и т.д.
3. Ищем цитаты, или «Составление инструкций»
Эта игра может быть домашним заданием на различных интеллектуальных конкурсах.Для развития способностей находить высказывания на заданную тему. Тема — любая, например, «Как дружить», «Как относиться к математике», «Как стать исследователем» («Как сделать открытие»), «Как соблюдать чистоту в подъездах» и др. Составленная инструкция или памятка должна состоять из великих высказываний, пословиц, крылатых выражений с указанием источника. Например, памятку для начинающего исследователя «Кладезь мудрости» можно вручать новым членам школьного научного общества на посвящении. Пример:
Кладезь мудрости
Есть у мудрейших
обильный запас изречений.
Много для жизни полезных советов
может в них каждый найти.
(Феокрит)
Три пути ведет к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий, и путь опыта — это путь самый горький. (Конфуций)
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)
Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали (К. Гельвеций).
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Г. Лихтенберг)
Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум; представь ему руководить собой! (Пифагор)
В науке всё важно. (Гейне)
Плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки. (Лейбниц)
Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. (Р. Декарт)
4. Строим логические цепочки
Пример четкой логической цепочки — любая теорема из курса математики. А почему бы не доказать собственные теоремы в любой области? Самое простое — в качестве теоремы взять любую пословицу известных людей, примеры из сказок, общепринятых нормах и др.Пример: Теорема о гражданском долге
В наше время, как и в любое другое, важное значение имеет такое человеческое качество, как гражданственность, т.е. осознание человеком своих прав и обязанностей по отношению к тому обществу, в котором он живет. Сначала постройте цепочку:
Я + ТЫ + ОН + ОНА + ... = МЫ — Граждане своей страны
Затем начните выведение Теоремы о гражданском долге на доске. Слева и справа оставьте свободное место для цитат, слов из песен и т.п.
Теорему о гражданском долге можно выводить всем вместе, а можно дать готовую схему и предложить «прочитать» её. «Прочтение» будет разным! Предложите вывести обратную теорему (снизу вверх).
5. Сравниваем
Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы.Пример: сравнительная характеристика Деда Мороза и Санта-Клауса (коллективная работа).
Новый год, как и любой другой праздник, — это история народа, его культурное наследие, традиции, которые необходимо изучать и беречь.
В результате изучения исторических сведений о появлении Санта Клауса и Деда Мороза, современных открыток, мультфильмов, сообщений в радио- и телепередачах составьте сравнительную характеристику этих персонажей, которая может носить описательный характер или выполняться в виде схемы, коллажа и т.д.
Предложите участникам выяснить, чем отличаются Дед Мороз и Санта Клаус, и что у них общего. Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные дедушки по территориям с разными климатическими условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мороз — в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круглую шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта Клаус — в короткой легкой куртке, с ремнем, в штанах и ботинках. Оба — с мешком подарков.
Дед Мороз — краснощекий, красноносый, жилистый, крепкий, довольно подтянутый, а Санта Клаус — румяный здоровяк с круглым животиком.
Дед Мороз, хотя и ходит с посохом, но занимается спортом, в частности, лыжным, а Санта Клаус, в прошлом злостный курильщик, ведет малоподвижный образ жизни.
Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а Санта Клаус — холостяк.
Санта Клаус предпочитает передвигаться на оленях, а русский Дед Мороз на открытках изображается и в самолете, и в поезде, и на лыжах, и на тройке лошадей, и на оленях, и пешком, и на дельтаплане, и на воздушном шаре — ни один вид передвижения его не пугает.
Можно предположить, что Дед Мороз очень волевая личность. Ведь в отличие от добряка Санта Клауса, в молодости он был злющим и сердитым, но поработал над своим характером и теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и Санта Клаус — оптимисты, весельчаки, очень коммуникабельные, имеют много друзей среди детей и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но подарки Санта Клаус покупает в магазинах, а Дед Мороз со своими помощниками готовит сам в течение всего года. И способы вручения подарков разные.
Дед Мороз старается приобщить детей к труду. Издавна дети перед Новым годом мастерят игрушки, во многих школах открыты «Мастерские Деда Мороза».
У Санта Клауса и Деда Мороза много различий, но независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у них есть два неоценимых качества — доброта и внимательность к людям, которые помогают внести сказку в нашу реальную жизнь.
Конечно же, сравнительную характеристику Деда Мороза и Санта Клауса лучше проводить в декабре, когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в любое время года можно сравнивать всё, что угодно и всех, кого угодно. Можно найти общее у самых разных объектов и различия у совершенно одинаковых, на первый взгляд, вещей.
Предложенные игры развивают способности детей, вносят разнообразие в проведение занятий с членами школьного научного общества, а также готовят всех к тому, что
Родить идею — тяжкий труд...
И воплотить её не просто...
Но коль ступеньки все пройдешь,
Как будто станешь выше ростом!
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву Интеллектуальная литературная игра для старшеклассников Игра «Детективы» для школьников. Сценарий Квест игра для школьников. СценарийПохожие статьи:
Интеллектуальная игра для эрудитов
Интеллектуальная игра для старшеклассников. Сценарий
Интеллектуальная творческая игра для старшеклассников. Конспект
← Шарады для детей 10-12 лет с ответами | Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 8 класс →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 300 дней назад (29 января 2024)
Просмотров: 1178
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Интеллектуальные игры для школьников
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!