Консультация для родителей «Формирование математических представлений у старших дошкольников»
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Для дошкольника 6—7 лет очень важно наличие сформированной системы определенных элементарных математических представлений, на основе которой будет происходить дальнейшее математическое развитие ребенка и которая является обязательной стартовой ступенькой для овладения математическим материалом в рамках школьной программы.В данном случае речь идет не только и не столько об умении старшего дошкольника считать, решать примеры и задачи, о знакомстве его с цифрами, геометрическим материалом. Именно наличие или отсутствие этих знаний и умений у ребенка и составляет в большинстве случаев основную причину гордости одних родителей и беспокойства других. Нередко приходится видеть, с какой гордостью взрослые говорят о том, что их сын или дочь умеет считать до ста или тысячи, как они беспокоятся, что ребенку будет неинтересно учиться в первом классе с теми, кто знаком только с первым десятком. Но также нередки случаи, когда по прошествии нескольких недель или месяцев учебы те же родители с недоумением замечают, что менее подготовленные сверстники начинают обгонять их «математически одаренного» ребенка, а он в свою очередь занимается по математике посредственно или не столь хорошо, как ожидалось до школы. В чем кроется причина такого поворота событий?
Причину следует искать в дошкольном детстве ученика. Увлекшись освоением «больших» чисел, родители совсем упустили из виду, что должны были обратить внимание не на количество даваемых сведений, а на их качество, то есть на степень осознания ребенком воспринимаемого материала, на умение ориентироваться в этом материале и применять полученные знания независимо от ситуации. Другими словами, материал не должен быть просто автоматически, механически заучен, а должен быть осознан ребенком, понят, «разложен по полочкам».
Рассмотрим объем математических знаний и представлений, которые необходимы будущему первокласснику.
Очень важно сформировать у ребенка ряд пространственных представлений. В норме к 6—7 годам дети понимают и используют в речи понятия слева, справа, посередине, впереди, сзади, на, над, под, выше, ниже, дальше, ближе, осмысленно применяют их в действиях с конкретными предметами, на схеме тела и на плоскости.
Проверить знания своего ребенка вы можете, предложив ему расставить игрушки в ряд и назвать, например, что стоит слева от машины, справа от мяча, между кубиком и юлой. Затем предложите ему расставить игрушки в том порядке, как попросите вы.
Совершенствовать и уточнять пространственные представления ребенка можно ежедневно и где угодно, ведь нас всюду окружают разные объекты: на улице — дома, деревья, транспорт, в доме — мебель, посуда, игрушки и т. д. И если вы с ребенком будете определять место любого предмета относительно других, учить его грамотно использовать для этого пространственные понятия, то никаких дополнительных занятий не потребуется.
Старший дошкольник уже не просто знает названия частей своего тела (плечи, локти, колени, подбородок, брови и т. д.), но и без затруднений показывает, где левая рука, правая нога, левый глаз, правое ухо; умеет дотронуться, например, правой рукой до левого уха, положить левую руку на правое колено и выполнять другие аналогичные задания.
Очень важно умение ориентироваться на листе бумаги. Предложите ребенку нарисовать, например, в правом верхнем углу листа солнышко, в левом нижнем — елочку, в правом нижнем — цветок, левом верхнем — облако, посередине листа — домик, над цветком — бабочку, под елочкой — грибок, на елочке — шишку, между солнцем и облаком — птичку или самолет. С одной стороны, ребенок будет занят любимым делом — рисованием, с другой — вы проверите и уточните важные пространственные понятия.
В этом возрасте следует познакомить ребенка и с листом бумаги в клетку. Чтобы научить его ориентироваться на листе в клетку, полезно использовать такой вид работы, как графический диктант: по заданию взрослого ребенок с намеченного точкой места начинает двигаться в заданном направлении на определенное количество клеток. В результате получается какой-либо узор из повторяющихся элементов, который можно предложить продолжить самостоятельно. Особенно дети любят графические диктанты, в результате которых получается изображение знакомого им предмета или животного.
Задания такого вида позволяют решать еще ряд задач: учат действовать по инструкции взрослого и по образцу, упражняют в пересчете клеточек, формируют произвольность поведения, учат доводить дело до конца.
В 6—7 лет совершенствуются и временные представления ребенка. Готовя ребенка к школе, уточните и дополните его знания о сутках и составных частях суток, об их последовательности, обратив внимание на систематизацию, конкретные представления ребенка о том, что происходит в разное время суток. Уточните и закрепите его понятия о последовательности дней в неделе, покажите, что эта последовательность всегда одна и та же. Закрепите представление о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера), учите использовать в речи соответствующие слова, обозначающие временные понятия. Надеемся, что ваш ребенок уже твердо знает названия времен года, их последовательность, отличительные признаки. Выучить с ребенком к школе названия всех месяцев по порядку не всегда удается, но к этому надо стремиться. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, к какому времени года относится тот или иной месяц, знает, в каком месяце его день рождения, дни рождения родителей, когда празднуют Новый год, День защитника Отечества и другие праздники.
Естественно, в этом возрасте дети уже имеют представления о цвете, форме, размере предметов. 6—7-летний ребенок знает и основные цвета, и некоторые дополнительные, эти знания закрепляются во время наблюдений за природой, занятий рисованием, аппликацией, лепкой. Знает он и основные геометрические формы, называет и различает геометрические фигуры — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; можно дать ему понятие о ромбе. Говоря о размере предметов, следует отметить, что дети любят слова «большой» и «маленький» и иногда подменяют ими все остальные понятия. Уточняйте представления детей о размерах, употребляйте в своей речи и вводите в речь ребенка такие пары понятий, как высокий — низкий, короткий — длинный, узкий — широкий, глубокий — мелкий, толстый — тонкий. Старайтесь также следить за тем, чтобы, сравнивая предметы, ребенок использовал в речи не только слова «больше — меньше», но и более точные для каждого конкретного случая (выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче и т. д.).
Тренируйте ребенка в сравнении множества по количеству предметов, уравнивании их двумя способами (убирая лишний элемент или добавляя недостающий), образовании множества, больше или меньше данного.
Не обязательно знакомить ребенка с большими числами, учить считать до 100 и более: вполне достаточно, если в 6 — 7 лет ребенок освоит прямой и обратный счет в пределах 10 или 20. Главное — чтобы это было не механическое заучивание, как скороговорка, а осмысленное установление последовательности чисел.
Учите дошкольника ориентироваться в числовом ряду. Это значит, что ребенок понимает и называет для любого числа предыдущее и последующее, «соседей» числа, какое число находится между двумя числами, знает, какое из двух чисел больше (меньше). Предложите ребенку вопросы:
— Какое число называем перед числом 5?
— Какое число идет за (после) числом 6?
— Какое число находится между числами 4 и 6?
— Назови «соседей» числа 7.
— Какое число больше — 5 или 7?
— Какое число меньше — 4 или 6?
Если ребенок справляется с подобными вопросами — значит, он хорошо усвоил отношения в числовом ряду, счет его не механический, а осмысленный. Полезны также задания на прямой и обратный счет с ограничениями: посчитай от трех до девяти, от восьми до двух и т. д.
У дошкольника основным видом мышления является наглядно-образное. Поэтому не стоит заставлять его решать примеры, где приходится оперировать «голыми» числами, поскольку ребенку еще тяжело абстрагироваться — для него число тесно связано с количеством. А вот решать простые арифметические задачи дошкольник может. Конечно, в задаче должна идти речь о хорошо знакомых детям вещах, предметах, явлениях, например:
— На стоянке было четыре машины. Приехали еще две. Сколько машин стало?
— На ветке висело семь яблок. Два яблока упали в траву. Сколько яблок осталось на ветке?
— У Саши и Юры шесть конфет. Как они могут их разделить?
Последняя задача подводит ребенка к составу числа, требует разложить число на два меньших. Такие задачи обязательно надо предлагать ребенку, чтобы он умел раскладывать на два меньших любое число первого десятка. Пусть он это делает хотя бы на конкретных предметах: палочках, камешках, пуговицах, кубиках — на чем угодно. Заинтересуйте его, предложите помочь зайчикам поделить морковки, а белочкам — орехи, работайте вместе с ним, делите все, что можно поделить. Игра ненавязчиво поможет ребенку понять и усвоить, насколько это возможно в его возрасте, состав чисел.
Естественно, математическая подготовка ребенка к школе не должна ограничиваться формированием системы элементарных математических представлений, о которых шла речь выше. Родители и педагоги, работающие с дошкольниками (особенно с детьми старшего дошкольного возраста), должны помнить о тесной взаимосвязи математического развития и формирования логического мышления, чему также следует уделять внимание при подготовке ребенка к обучению в школе.
Под формированием и развитием логической сферы ребенка подразумевается формирование логических приемов мыслительной деятельности; умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на их основе. К логическим приемам умственных действий относят: сериацию, анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, аналогию, систематизацию, абстрагирование и пр. Формировать и развивать логические приемы мышления можно и нужно у детей любого уровня развития и любого возраста. Вопрос лишь в том, какими средствами и на каком именно содержании наиболее успешно развиваются логические умения дошкольников. Рассмотрим возможности активного включения родителями в процесс математического развития дошкольника основных приемов умственных действий.
Сериация — построение возрастающих и убывающих рядов, то есть расположение предметов в порядке возрастания или убывания. Классический пример сериации известен всем, без исключения, родителям малышей: матрешки, пирамидки, вкладные формочки и т. д. По мере взросления ребенка материал для игр усложняется. В старшем дошкольном возрасте сериации можно предложить не только по размеру (длине, высоте, ширине, росту), но и, например, по цвету (по степени интенсивности окраски).
Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Предложите ребенку выбрать из предложенных объектов, например, все кислые (все круглые, все предметы, которые могут быть зеленого цвета и т. д.). Выполняя задания такого вида, ребенок учится сначала проверять наличие или отсутствие заданного признака у каждого объекта, а затем — выделять объекты и объединять их в группу по этому признаку.
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие процессы. Для развития аналитико-синтетической мыслительной деятельности предлагайте ребенку задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: «Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный. Покажи маленькую синюю фигуру, но не квадрат» и т. д. Задания данного вида предполагают соединение двух или нескольких признаков предмета в единое целое. Развитию анализа и синтеза способствуют также задания на выбор лишнего предмета, которые дети обычно выполняют с удовольствием. Детям старшей и подготовительной групп можно предложить задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением нескольких фигур.
Способность к синтезу развивается у ребенка раньше, чем способность к анализу. На этой основе можно строить формирование аналитико-синтетической деятельности: если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Для конструирования используются мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, разрезные картинки, соответствующие возрасту и вызывающие у ребенка желание работать с ними. Взрослый при этом играет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца.
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками предмета, явления, группы предметов. Можно использовать игру «Найди по признакам» («Что здесь большое, желтое, круглое?»), игру «Угадай» («Что это: белое, холодное, пушистое?»), игру «Назови как можно больше признаков» («Арбуз какой? Большой, круглый, зеленый, сладкий») и т. д. При этом надо следить, чтобы ребенок был в роли ведущего так же часто, как и в роли отвечающего. Ребенку легче сначала найти признаки различия, а уже затем — сходства. На формирование умения сравнивать направлены все игры типа «Найди такой же», «Найди отличия». Однажды сформированное и хорошо развитое умение сравнивать предметы затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку. Классификацию можно проводить либо по заданному признаку, либо с заданием поиска самого признака (причем надо учить ребенка находить главный, определяющий признак). С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (овощи и фрукты и т. д.), размеру (большие — маленькие, короткие — длинные и т. д.), цвету, форме, по другим признакам нематематического характера (съедобное — несъедобное, кто летает, кто бегает, кто плавает, кто ползает и т. д.).
Обобщение — оформление в словесной форме результатов сравнения. Все приведенные выше примеры сравнений и классификаций завершаются обобщениями (эти все большие, эти все маленькие; это овощи, это фрукты и т. д.). Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, проведенной им самостоятельно. При формулировке обобщения задача родителей или педагога — помочь ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.
Материал для подготовки детей к школе, в том числе для развития логики, сейчас широко представлен в многочисленных пособиях и тетрадях. Но предложенные выше игры родители могут организовать и самостоятельно, используя имеющийся в настоящий момент под рукой материал: это и детские игрушки, и предметы домашней мебели, посуды, пуговицы, камешки, крупа и т. д. — было бы желание. Надо помнить, что занятия должны приносить ребенку радость, удовлетворение, не должны строиться по подобию школьных уроков («Сядь за стол и работай»), если только этого не требует само задание. Уместно заниматься как бы между прочим — на кухне (если мама занята приготовлением обеда, а ребенок находится здесь же), во время прогулки, по дороге в детский сад и домой и т. д.
Помните также, что, прежде чем что-то потребовать от ребенка, спросить с него, надо его этому научить, ведь знания не приходят сами. Не стоит раздражаться, если ребенок не сразу справляется с заданием. Разберите задание вместе, подбодрите, «вспомните», что у вас в детстве тоже не сразу все получалось, и не забывайте хвалить за любой успех, даже самый маленький. Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. Это — ваш ребенок, принимайте и любите его таким, какой он есть.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Готовимся к школе вместе с ребенком»Похожие статьи:
Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Доклад
Консультация для родителей. Развитие мышления и памяти у старших дошкольников
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
← Занятие по патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия» в подготовительной группе детского сада. Конспект | Конспект театрального занятия с детьми старшего дошкольного возраста →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 539 дней назад (2 июня 2023)
Просмотров: 726
Блог: Блог Надежды Павловны
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|