Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Известно, что первые дни ребенка в школе — самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы — все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка и всей семьи к учебному процессу.

Готовы ли вы к новому периоду в жизни вашего ребенка? Проверить себя поможет тест «Балл по поведению» (из книги А. Н.Сизанова «Психологические игры»).

Приведенные ниже 10 утверждений описывают некоторые черты поведения, в той или иной мере характерные для различных людей. Ваша задача — оценить, верно или нет каждое из них по отношению к вам. Если утверждение вы принимаете полностью, поставьте 1 балл, если оно верно лишь в незначительной степени или не верно совсем — 0 баллов.

1. Оставляю за собой последнее слово.

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

3. Меня легко рассердить.

4. Люблю делать замечания другим.

5. Хочу быть авторитетом для окружающих.

6. Хочу добиться наилучшего результата.

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

8. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

10. Я мстителен(-льна).

Интерпретация. В зависимости от суммы набранных баллов определите вариант предпочтительного для вас поведения.

1—2 балла. Вы спокойный, тихий человек, стараетесь избегать конфликтов и споров. Несмотря на то что такое поведение может проистекать из нежелания сделать неприятное другим, окружающие могут относиться к вам несколько пренебрежительно, считая вас человеком, не умеющим постоять за себя, идущим на поводу у других. Такая манера поведения может повредить вам.

3—7 баллов. Ваше поведение достаточно разнообразно, и отношение окружающих к вам зависит скорее от вашего поведения в целом. Имейте в виду, однако, что если вы набрали менее 5 баллов, то ваше поведение будет ближе к первой характеристике, а если 5 баллов и более — ко второй.

Более 7 баллов. Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. Ваша манера поведения неприятна окружающим и вызвана она, скорее всего, вашим недоброжелательным отношением к людям. Вы часто ведете себя грубо и вызывающе, стремитесь во что бы то ни стало доказать свое первенство во всем. Если вы оказываетесь не правы, то не признаетесь в этом даже себе, стремясь обвинить в случившемся других.

Мы, взрослые, — и педагоги, и родители — хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Плохо, если ребенок панически боится ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть самим собой. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте его обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Положительно оценивайте учебу вашего ребенка, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

Чтобы ребенок ощутил ваши поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения «Молодец!», «Хорошо!», «Удивительно!», «Гораздо лучше, чем я ожидал», «Лучше, чем все, кого я знаю», «Прекрасно!», «Грандиозно!», «Именно этого мы давно ждали», «Это трогает меня до глубины души», «Остроумно», «Ты сегодня много сделал», «Отлично!», «Уже лучше», «Еще лучше, чем я мог подумать», «Потрясающе!», «Прекрасное начало!», «Ты на верном пути», «Здорово!», «Ты в этом разобрался», «Я тобой горжусь!», «Я просто счастлив!», «Мне очень важна твоя помощь, для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит», «С каждым днем у тебя получается все лучше», «Научи меня делать так же», «Я знал, что тебе это по силам», «Я горжусь тем, что тебе это удалось» и т. д.

Помните: ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

— в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

— советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

— признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

— извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

— чаще ставьте себя на его место;

— воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

— пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз;

— не стесняйтесь рассказывать случаи из детства, представляющие вас в невыгодном свете;

— сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Зачастую популярность — единственная важнейшая определяющая того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в итоге они могут вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности.

Возможно, одна из причин, по которой родители с такой готовностью объявляют, что популярность вовсе не важна для развития их ребенка, — то, что многим из нас самим не удалось в детстве добиться высокого статуса и популярности среди сверстников. По статистике, лишь один ребенок из пяти получает признание среди сверстников, а остальным четверым этого завидного положения достичь не удается.

Понятие популярности определяется очень просто и однозначно. Популярный ребенок — это ребенок, которого любит большинство и недолюбливает меньшинство. Ко второй группе можно отнести детей (как правило, 25—30%), которые считаются социально состоявшимися, но по-настоящему популярными их не назовешь. Многим они нравятся, но кое-кто их и не любит. Следующая группа детей — те, кто по социальной шкале находится ниже среднего уровня. Эта группа детей испытывает отвержение со стороны сверстников: ребенка, относящегося к «отверженным», недолюбливают почти все, а общаться с ним хотят лишь единицы.

Причины, по которым тот или иной ребенок страдает от социального отвержения, бывают самыми разными. Как правило, сверстники почти всегда отвергают агрессивных детей. У такого ребенка, возможно, будет своя небольшая компания друзей, состоящая из детей, которые тоже считаются агрессивными и «одиночками», но в более широком социальном контексте школы или общины все они считаются изгоями.

Парадокс: хотя почти всегда испытывают отвержение со стороны сверстников чрезмерно агрессивные дети, с тем же самым отношением сталкиваются и слишком пассивные и покорные. Бывают случаи, когда ребенок сталкивается с отвержением со стороны сверстников просто потому, что выглядит не как все. Очень рослые или, наоборот, низкорослые дети, тучные или слишком худые зачастую испытывают социальное отвержение по одной-единственной причине — из-за собственной внешности.

Кроме того, в отверженные часто попадают дети из других стран или другого географического района — таких окружающие причисляют к «изгоям» только из-за иного выговора или разницы в жизненном опыте.

Еще одна категория включает детей, которых, как считают психологи, сверстники просто «не замечают». Их мало кто любит, но и мало кто недолюбливает — вернее всего будет сказать, что на них просто мало кто обращает внимание. Такие дети как бы сливаются с общим фоном игровой площадки или школьного двора. Эти «незаметные» дети, как правило, очень застенчивы со сверстниками. Но дома, в кругу семьи, они полностью преображаются и ведут себя совершенно иначе. Обычно в домашней обстановке они проявляют прекрасно развитые социальные навыки, которые несомненно помогли бы им обрести друзей, если бы «отверженные» применяли их в кругу сверстников. Но чтобы разглядеть потенциал такого ребенка, его социальные навыки и поощрить его к общению с другими детьми, нужно участие и внимание взрослого.

Дети, пользующиеся популярностью, располагают к себе не только сверстников, но и учителей и других взрослых. В целом подобные дети получают в жизни больше положительного внимания со всех сторон, и неудивительно, что они растут уверенными в себе и целеустремленными, что в свою очередь положительно влияет на их школьную успеваемость.

Тест на популярность. Знаете ли вы, насколько хорошо относятся к вашему ребенку окружающие? Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Маленьким детям недостает перспективы мышления, чтобы понять абстрактную идею популярности, а дети постарше и подростки нередко просто не хотят делиться этими сведениями с родителями. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпрепровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы (они касаются детей 6 лет и старше). Чем чаще вы ответите «да», тем популярнее ваш ребенок.

1. Мой ребенок ежедневно разговаривает по телефону с другими детьми.

2. Мой ребенок каждые выходные общается со сверстниками.

3. Мой ребенок рассказывает о своем лучшем друге.

4. Мой ребенок состоит в спортивной команде или участвует в каких-то спортивных мероприятиях по меньшей мере раз в неделю.

5. Мой ребенок состоит в каком-либо внешкольном кружке, не связанном со спортом (в отряде юных бойскаутов, клубе по интересам и т. д.).

6. Моего ребенка регулярно приглашают в гости, на вечеринки к другим детям и на другие социальные мероприятия.

7. Мой ребенок переписывается с другими детьми по обычной или электронной почте.

8. Мой ребенок (если ему 8 лет и больше) часто ходит в гости к другим детям на длительное время (4 часа и дольше).

9. Мой ребенок (если ему 8 лет и больше) время от времени ночует в гостях у кого-то из друзей, или кто-то из его друзей ночует у нас дома.

10. Мой ребенок (если ему 8 лет и больше) вместе с другими детьми участвует во внеклассных образовательных занятиях, например в научных проектах, групповых исследованиях или в совместном приготовлении уроков.

Каждый из вопросов в этом списке затрагивает ту или иную веху, принципиально важную для социального развития ребенка. Если ваш ребенок еще не достиг какой-то из них, существует много простых способов помочь ему в социальной адаптации.

Во-первых, чтобы повысить шансы ребенка на социальный успех, нужно прежде всего поддерживать с ним близкие и доверительные отношения. Во-вторых, вам следует постоянно подавать ему хороший пример социальных навыков — ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, куда-то выбираться вместе. Пусть ребенок видит, как вы взаимодействуете с друзьями, и убеждается, как высоко вы цените дружбу.

Кроме этого, ребенку будет очень полезно получить от вас конкретные наставления и помощь в овладении социальными навыками. Далее будет рассказано о семи «секретах» социального успеха; некоторые из них диктуются простыми соображениями здравого смысла, другие же, казалось бы, идут вразрез с тем, что подсказывает нам интуиция. Весьма возможно, что совет, который вы только что дали или постоянно даете ребенку, абсолютно неправильный. Познакомьтесь с семью «секретами» социального успеха — и вы выясните, чего раньше не знали сами и чего не знал ваш ребенок. Затем выберите какой-то один социальный навык, который поможет ребенку завести друзей и добиться социального признания, и объясните ему, как пользоваться этим способом.

Секрет № 1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно. Как отмечает психолог Луис Франзини в своей книге «Дети, которые смеются», юмор принципиально важен для популярности ребенка не только потому, что умение смешить по достоинству ценят сверстники, но и потому, что чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями.

Семейная смехопанорама

Посмотрите семейные видеозаписи, предпочтительно давние.

Возьмите в прокате хорошую комедию для семейного просмотра.

Устройте вечер анекдотов. Существует много детских сборников анекдотов, которые можно купить или взять в библиотеке. Пусть каждый из домашних выберет и зачитает по несколько анекдотов, а потом голосованием выберите самый смешной.

Поделитесь с домашними смешными комиксами из приложения к газете. Если у вашей семьи сильно развито творческое начало, нарисуйте комикс сами.

Устройте цирковой вечер: пусть каждый из домашних нарядится клоуном и покажет какой-нибудь номер клоунады.

Купите детский клоунский грим и от души разрисуйте друг друга.

Проще всего внушить ребенку важность юмора, если каждый день показывать ему пример того, как с юмором относиться к жизни.

Секрет №2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде. Популярные дети не только знают, что помогать другим очень важно, но и постоянно делают это. Самые популярные и социально адаптированные дети, как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос таким, постарайтесь заменить все источники отрицательного влияния на него положительными. Создайте в семье культуру заботы, альтруизма, сострадания, доброты, самоотверженности. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые дела и проявления заботы глобально изменят его жизнь и жизнь окружающих. Не жалейте времени на то, чтобы ежедневно поощрять ребенка быть заботливым, чутким, сострадательным, — и вы поспособствуете его эмоциональному и социальному развитию.

Секрет №3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников. Исследования показывают, что то, примет ли группа детей новенького или же отвергнет, едва ли не полностью зависит от того, как пройдет их первое взаимодействие. У детей, которые умеют наладить отношения со сверстниками при первой же встрече, шансы со временем добиться популярности гораздо выше, чем шансы быть отвергнутыми. А вот дети, которые ведут себя пассивно и просто «смотрят», держась в сторонке, как играют другие, как правило, не получают приглашения присоединиться к компании. Иными словами, секрет того, чтобы ребенка приняли в новую группу детей, заключается в проявлении активности и в том, чтобы как можно скорее проявить инициативу самому и влиться в компанию.

Если ребенку нужно найти новую группу друзей, ему следует предпринять четыре основных шага, а нам, взрослым, — помочь ему в этом.

1-й шаг. Ребенку следует искать группу, у которой общие с ним ценности и интересы.

2-й шаг. Помогите ребенку осознать, что любая компания состоит из детей, между которыми много социальных различий. Чтобы научить ребенка оценивать и различать членов какой-нибудь компании, понаблюдайте вместе с ним за группой людей — по телевизору или в общественном месте. Приведенный ниже список характерных черт поможет ребенку определить, кто из намеченной компании самый приветливый и к кому лучше всего обратиться при знакомстве:

— тот, кто смотрит в глаза всем остальным в компании;

— тот, кто смотрит на окружающих, не принадлежащих к компании;

— тот, кто часто смеется и улыбается;

— тот, кто взаимодействует со всеми в компании, а не с кем-то одним;

— тот, кто кажется разговорчивее остальных в компании.

Чтобы ребенку было легче влиться в незнакомую компанию, научите его этому простому способу: выбирать самого приветливого и дружелюбного из компании и обращаться с вопросом именно к нему.

3-й шаг. Помогите ребенку выработать дружелюбную манеру держаться. Важнее всего для общения то, как мы передаем свои чувства невербальными способами, поэтому уделите особое внимание тому, чтобы научить ребенка «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по невербальной коммуникации, по манере держаться, даже если сами судят о других именно «по одежке». Сфотографируйте ребенка в позе, которую он сам считает «дружелюбной» (то же самое относится и к выражению лица). Затем обсудите с ним фотографию и поговорите о том, как можно улучшить все аспекты его невербального самовыражения (разумеется, ограничиваться одним снимком не обязательно). Перечислю основные невербальные черты, выражающие приветливость и открытость: прямая осанка, открытая поза (руки или ноги не скрещены), ладони на виду (напомню: это универсальный знак дружелюбных намерений), улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза.

4-й шаг. Внушите ребенку, что поиски подходящей компании требуют терпения.

Секрет №4: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации. Детям можно и нужно преподать навыки социального компромисса, точно так же как и все прочие важные социальные навыки. От взрослого требуется убедительно объяснить ребенку, как научиться по-новому воспринимать любой конфликт, менять точку зрения на ситуацию, а потом — помочь ему освоить этот метод и приучить применять его в случае возникновения любого конфликта.

Хороший способ учить детей поиску новых выходов из сложного положения — игра в «мозговую атаку». Заключается она в следующем. Попросите двух или более детей посмотреть на самый обычный предмет и придумать как можно больше новых способов его использования. Например, попросите группу 6-летних детей придумать, как можно по-разному использовать пластиковый мусорный контейнер. Каждую идею, которая придет в голову участникам «мозговой атаки», нужно записать, но без комментариев. Затем прочитать все записи, не называя авторства, но обращая внимание детей на то, что получилось много совместных интересных решений. В конце предложите детям пожать вам и друг другу руки и пообещать, что они позже еще раз постараются вместе придумать новые решения

Секрет №5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих. Все чувства нормальны, важны не сами чувства, а то, как мы их выражаем. Хотя мы считаем некоторые из них положительными (например, радость, гордость и т. д.), а другие — отрицательными (скажем, тревогу, чувство вины, страх, замешательство и т. д.), у нас всегда есть выбор, как именно их выразить. Кроме того, люди делятся на тех, кто позволяет чувствам управлять собой, и на тех, кто сам управляет своими чувствами. Для того чтобы нивелировать острое проявление некоторых чувств, можно провести с детьми проблемную беседу «Хорошо — плохо». Детям предлагают различные ситуации (возможны сюжетные картинки), затем задают вопросы типа «Это хорошо или плохо?», «Кому в данной ситуации хорошо, а кому плохо?», «Когда это хорошо, а когда может быть плохо?», «Как сделать так, чтобы всем было хорошо?» и т. п. Например: «Андрей получил пятерку за контрольную работу, обрадовался и громко закричал „Ура!“, „Я молодец!“», «Сережа на прогулке нечаянно наступил на ногу Свете. Когда все пошли на обед, он подошел и извинился». Ситуации могут быть взяты из жизни детей, из художественной литературы и т. п. Кроме того, можно предложить детям нарисовать свои чувства (например, на темы «Страшный сон», «Плохая оценка», «Победа в соревновании»), а затем рассказать, какие чувства и как они изобразили. Полезно также проигрывать с детьми этюды без слов (средствами мимики и жестов) на аналогичные темы.

Секрет №6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы. Дети, пользующиеся социальным успехом, как правило, лучше умеют начинать и поддерживать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках.

Советы психолога

1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания. Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают. Психологи зачастую предлагают детям и взрослым прибегать к «Я-заявлениям», заполняя пропуски в простой фразе: «Я чувствую.., потому что.., и я хотел бы...»

2. Объясните ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным — почаще с ним разговаривать. Как только подобные разговоры войдут у вас в привычку, ребенок научится говорить о том, что для него важно, и со сверстниками.

3. Научите ребенка вести диалог на равных. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.

4. Поощряйте ребенка правильно пользоваться телефоном и электронной почтой.

5. Научите ребенка задавать вопросы. Все мы любим поговорить о себе, и всем нам нравятся те, кто проявляет интерес к нашей персоне. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо и удобно таким образом завязывать и поддерживать беседу.

6. Научите ребенка выражать одобрение окружающим. Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников.

7. Научите ребенка вести продолжительные разговоры. Ребенок лучше всего этому научится, если устроить так, чтобы он чаще и дольше беседовал с вами или с кем-то еще из значимых для него взрослых, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Если вы — такой же интроверт, как и ребенок, тогда постарайтесь, чтобы он проводил больше времени с более общительной тетушкой, бабушкой или другом семьи. Разговорчивый взрослый-экстраверт сможет «вытащить» ребенка из его «раковины», показав, как задавать вопросы и комментировать реплики собеседника.

8. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника. Объясните ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научите его, например, говорить: «Похоже, ты расстроен», «Это тебя наверняка подбодрит и порадует» или: «Ты, наверное, здорово напугался» и тому подобным репликам. Кроме того, ребенку нужно понять, что зачастую его замечания могут попасть мимо цели, а наблюдения, случается, оказываются не верными, но ничего страшного в этом нет: главное — проявлять участие.

Секрет №7: научите ребенка различным лидерским навыкам. Конечно, родителям приятно, когда их ребенок пользуется популярностью, но знайте: именно лидерские качества, внушаемые родителями, помогут ему в будущем реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Эти качества не только повысят самооценку ребенка, но и сделают его устойчивее перед давлением сверстников и снизят вероятность алкоголизма, наркомании и т. п.

Существует немало черт, присущих лидеру, например стремление к совершенству, к уважению окружающих, способность преодолевать трудности и не пасовать перед неудачей. Однако сейчас мы поговорим о тех чертах, которые определяют выработку лидерских качеств у детей и подростков, и о том, как помочь ребенку обрести эти черты, выработать эти важные навыки. Возможно, не все они дадутся вашему ребенку легко, но даже небольшой шаг в освоении лидерских навыков способен серьезно поспособствовать социальному и эмоциональному развитию ребенка.

1. Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи.

2. Научите ребенка говорить «нет».

О чем следует помнить. Да, конечно, уважать частную жизнь ребенка, его приватность очень важно. И, разумеется, у ребенка всегда есть и будут секреты, о которых он предпочитает разговаривать с друзьями. Но научить его социальным навыкам нужно непременно, и родителям ни в коем случае не следует думать, будто помогать ребенку в социальном развитии не так необходимо, как в любом другом виде развития. Большую часть времени вы можете учить ребенка социальной осознанности, просто беседуя с ним, выражая свои взгляды и устои, подавая пример, объясняя, как важно заводить друзей и быть частью общества. Однако некоторым детям требуются более конкретные уроки социальных навыков. Не жалейте времени и окажите им необходимую помощь — если не сами, то с помощью другого заботливого и знающего взрослого. Если недостаток социальных навыков у ребенка настолько велик, что превратился в проблему, которая тревожит вас всерьез, обязательно обратитесь за помощью к психологу. Не позволяйте ребенку сидеть дома в одиночестве, не допускайте, чтобы он страдал от социального отвержения. Существует немало эффективных способов завести друзей и поддерживать с ними хорошие отношения. Постарайтесь, чтобы эти способы не остались для вашего ребенка тайной за семью печатями.

Похожие статьи:

Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Доклад

Консультация для родителей. Развитие мышления и памяти у старших дошкольников

Признаки готовности ребенка к школе

Консультация для родителей «Скоро в школу» для подготовительной группы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!