Консультация для родителей. Развитие мышления и памяти у старших дошкольников
Развитие мышления и памяти у старших дошкольников. Упражнения
Желательно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был не только зрелым в физиологическом и социальном плане, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития, поскольку учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированное™ определенных понятий.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, а также в развитии психических процессов — мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения. Ребенок имеет запас знаний о своей семье, быте, об окружающем мире и умеет ими пользоваться; умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве информации знания ребенка зачастую разрозненны и поверхностны. Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Необходимо научить ребенка:
— воспринимать информацию и задавать по ней вопросы;
— принимать цель наблюдения и осуществлять его;
— систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
Для интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Порой родители много рассказывают ребенку об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. А ведь важно не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием. Развитие памяти и мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.
Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него — это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя «душить» указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка — надо «выращивать» ее, поощряя смелость в предположениях.
Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.
Упражнение «Операция „Анализ"». Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку (дерево: ствол, ветки, листья, корни). Ребенку легче это делать, когда перед ним реальный предмет, например стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.
Противоположной является операция синтеза, когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.
Упражнение «Операция „Синтез"». Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т. д.). Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и другие.
Упражнение «Сходство и различие». Предложите ребенку указать сходство и различие слов (понятий), составляющих следующие пары: книга — тетрадь, день — ночь, лошадь — корова, дерево — куст, телефон — радио, помидор — огурец, самолет — ракета, стол — стул.
Упражнение «Поиск противоположного объекта». Взрослый называет какой-либо предмет (например, сахар), а ребенок — как можно больше других, противоположных данному: по функции (съедобное — несъедобное, полезное — вредное и т. п.), по признаку (размеру, форме, состоянию) и т. п.
Упражнение «Поиск аналогов». Взрослый называет какое-нибудь слово, например портфель, а ребенок придумывает как можно больше «аналогов», то есть других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.).
Упражнение «Аналогии по признакам». Выпишите в столбик признаки заданного предмета, (например, портфель) и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и т. п.).
Упражнение «Составь предложение из трех слов». Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать «аналоги» слов).
Упражнение «Назови одним словом». Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб называем деревьями. Предложите ребенку назвать одним словом:
стол, стул, шкаф — это..;
собака, кошка, корова — это..;
чашка, блюдце, тарелка — это..;
василек, ромашка, тюльпан — это...
Неумение обобщать — слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку — цвету, форме (ложка и шарик похожи: они из пластилина). В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.
Упражнение «Определения». Ребенку предлагается дать определение предмета, ответив на вопрос «Что такое?», например:
— Что такое стул?
— Это на четырех ножках.
— Значит, наша кошка — это стул?
— Нет, стул деревянный.
— Значит, стол — это стул?
(И т.д.)
Упражнение «Определение понятия». Взрослый называет понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Затем предлагает ребенку перечислить признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Например: «Голубь — это птица? Как вы догадались?» При этом необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенных признаков, без которых нет нужного обобщения.
Если у ребенка возникают затруднения в формулировании мыслей, стоит прибегнуть к серии логических вопросов, которые могут помочь определить понятие по набору признаков:
— Голубь летает. Это птица.
— Бабочка тоже летает. Это птица?
— Нет, голуби откладывают яйца.
— Крокодил тоже откладывает яйца. Крокодил — это птица?
— Нет, голубь — это птица: он летает, откладывает яйца, у него есть перья, клюв и т. п.
Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу ответит. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: «Что это такое?»
Упражнение «Нахождение возможных причин». Сформулируйте какую-либо ситуацию, например: «Мальчик упал и расшиб колено». Предложите ребенку назвать как можно больше возможных причин падения: мальчик споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и т. п.
Особенности памяти ребенка (логической, смысловой) можно выявить, предложив ему ряд заданий.
Подбираются 10 пар слов, например: луч — солнце, железо — сталь, елка — ветки, год — месяц и т. п. Взрослый читает пары с интервалом в 2 секунды. Через 10 секунд перерыва читает только первые слова пары, а ребенок вспоминает и называет второе слово. Норма — не менее 60% «восстановленных» пар.
Вариант. Предлагаются пары слов, логически не связанных между собой, например: кнопка — книга, лампа — стена, дрова — краска.
Методика А. Р. Лурия позволяет выявить уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку предлагают запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова). Для запоминания дают 10 слов (словосочетаний), например: машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова.
Память можно развивать с помощью специальных приемов, в частности обучить ребенка делать простые рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре: мама рассказывает короткую историю, а ребенок рисует простую, схематизированную картинку для запоминания. В то время как ребенок рисует картинку, ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть рассказа. Показывают, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3—4 часа или на другой день. Ребенку дают его рисунок, и он «читает» по картинкам рассказанные ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней ребенок уже не рисует, а просто обсуждает с мамой, что можно было нарисовать, чтобы запомнить историю. Так ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.
Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. Заучивать с ребенком стихотворение следует только после подробного содержательного анализа сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы, обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т. д.
Похожие статьи:
Задания на проверку готовности к 1 классу в школе
Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет
Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Доклад
Упражнения на подготовку к школе для дошкольников. Задания
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!