Беседы про осень в подготовительной группе
Беседы со старшими дошкольниками 5-7 лет на тему «Осень золотая». Картотека
Цели: - в интересной форме рассказать старшим дошкольникам об осени, осенних изменениях в природе, в животном мире;
- развитие любознательности и общего кругозора.
Беседа на тему «Встречаем щедрую осень»
После жаркого лета наступает прохладная осень. Солнышко все реже светит, закрывается тучами, часто бывает туман. Чаще дуют холодные ветры и льют дожди. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет. Трава желтеет, цветы вянут. Листья на деревьях и кустах меняют окраску и опадают. Краснеют гроздья рябины. Улетают птицы в дальние края. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы, ищут место для зимней спячки, линяют - «меняют шубы». Люди собирают щедрый урожай.Предложите детям подумать, о чем можно сказать «осенний»? (Дождь, день, огород, сад, лес.) «Осенняя»? (Вода, лужа, грязь, туча.) «Осеннее»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро.) Предложите сравнить осень с весной. Весна теплая, а осень - ...прохладная. Весной небо высокое, а осенью - ...низкое. Весной дождик веселый, а осенью - ...хмурый, унылый, грустный. Весной семена сажают, а осенью - .. .урожай собирают. Попросите придумать определения к слову «осень». Какая она? (Золотая, багряная, чудесная, печальная, прозрачная, ранняя, поздняя, дождливая, грустная, хмурая, унылая, урожайная, щедрая...)

Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, то что у нас получится? Слово «СОН». И верно ведь - в осенние месяцы природа готовится к зимнему сну. Разная бывает осень - веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень ее любим. Любим за урожай, за красоту, за щедрость, за редкие теплые дни. За то, что все живое осенью успевает мудро приготовиться к зиме.
Пламенеют гроздья рябинки,
Увядают цветы и травинки,
И сверкает у тонкой осинки
Нить последней в году паутинки. (Осенью)
Беседа на тему «Закружился листопад»
С приходом осени листья растений меняют окраску. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Период, когда с деревьев начинают опадать листья, называется листопадом. Не каждому человеку в жизни удается увидеть листопад. В жарких странах листопадной осени не бывает. Летают листочки, кружатся, танцуют. А ветер им осеннюю песенку поет. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Обратите внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточните, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Пусть дети походят по опавшей листве, «пошуршат» вволю, соберут букеты особенно красивых листьев. Рассмотрите с детьми листья разных деревьев. Обратите внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы - шершавая, у клена - гладкая и т. д.).
Помогите ребятам установить связь между листопадом и первыми заморозками. Опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание веток во время сильных ветров и снегопадов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева: укрывая землю сплошным ковром, они оберегают их тем самым от морозов. А еще, сгнивая, листья делают почву питательной. Ребята даже могут помочь этому процессу, собрав листву в кучу, перелопатив ее и обильно полив. Таким образом, дошкольники узнают, что листья нужно убирать только с дорожек, а под деревьями их лучше оставить.
Разноцветные листочки -
Словно радуги кусочки
На березках, на рябинках,
На кустах и на тропинках.
Беседа на тему «Плоды и семена»
В лесах и парках просторно и светло. Дуб-богатырь роняет литые желуди. Наливается соком рябина. Про нее народ говорит: «Осенью созреет одна ягодка, да и та горькая рябинка». Это совсем неверно. Посмотрите, сколько лесных даров приготовила осень. Это плоды боярышника, ягоды облепихи, румяные гроздья калины, полезный шиповник. За эти подарки скажут спасибо не только звери и птицы, но и люди. Многие деревья, кустарники и травы рассеивают свои семена в сентябре. Ветерок подует - семена, как пропеллеры, полетят. Дождик польет - поплывут семена-кораблики. А бывает, зацепятся семена-колючки за шерсть животных, за лапы птиц, за одежду, на подошвы налипнут. Вот хитрецы!На прогулке поищите с детьми различные семена и плоды: дуба (желуди), каштана, хвойных деревьев. Предложите изучить шишки ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена, определить, какая из двух шишек тяжелее. Покажите рябину, дайте попробовать ягоды. Предложите ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Расскажите, что эти ягоды любят снегири.

С плодами и семенами можно поиграть в игру «С чьей ветки детки?» - дети находят плоды от того или иного дерева. Предложите угадать на ощупь, что положили в ладошки - камешек, шишку, травинку или палочку. Дары леса пригодятся детям в самостоятельных играх. Из ягод рябины и шиповника получаются замечательные бусы и браслеты или угощение для кукол. Каштаны, шишки, желуди - отличный материал для счета, самых разных поделок.
Мокнет колодца сруб,
Кружится лист золотой,
Кряжистый бронзовый дуб
Желудь роняет литой.
Беседа на тему «Цветы запоздалые»
Желтеет и вянет трава. Но осенние клумбы еще радуют нас астрами, ноготками (календулой), космеями, настурциями. Последним теплым денькам бабьего лета цветы особенно рады. Кое-где еще цветут чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Полна прелести пижма: желтые ее соцветия с виду похожи на головки ромашек без лепестков, листочки - как у рябины. Когда седой иней прибьет травы, на лугах еще могут попадаться цветы запоздалые: то сиротинкой выглянет ромашка с обношенным венчиком лепестков, то упрямо выставится белая яснотка. И уж совсем не редкость вездесущий одуванчик.Обратите внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах. Помогите выделить основные части растений, предложите провести пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Закрепите понятия «высокий - низкий» (цветок), «короткий - длинный» (стебель). Объясните, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотые шары), их корни зимуют в почве. Спросите, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Перед заморозками можно увидеть еще не расцветшие растения: астры, гвоздики и другие. Предложите выкопать их и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря. Обратите внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отметьте, как нарушают красоту увядшие цветы, предложите собрать семена цветов.
Упражнение «У этого цветка четыре лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков?» Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь цветок» - составление цветка на песке из разноцветных пробочек.
Схожи с ясными звездами,
Близкими пахнут морозами,
Белые, желтые, красные -
Светят осенние... (астры).

Беседа на тему «Дожди и лужи»
Все чаще небо заволакивают темные тучи. В дождливые дни небо кажется серым и низким. Зачастили, заладили дожди-водолеи: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Как будто и не собирался, а хлынул же, да такой обложной и проливной - часами не унимается. «Вешний дождь растит, осенний гноит». Чем дальше осень, тем чаще дожди. Бывают они порой и не велики, но теперь уже не скажешь о дожде словами народной загадки: «И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать». Если уж «сядет», то заметен всюду; доверху налитые водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.В дождливую погоду проведите с детьми наблюдение из окна. Предложите послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи.

Помогите отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи. Предложите посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратите внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Поиграйте в игру «Лужи». Разложите на полу листочки бумаги - это будут лужи. Предложите ребенку перебраться на другой конец комнаты, не наступив на лужи. Иначе ножки могут намокнуть. Предложите с помощью колокольчика сыграть музыку дождя. Капли просят: «Тише, тише... На прогулку дождик вышел». Играйте то медленно, то быстро. «Дождик капает быстро» - играйте, подняв колокольчик над головой. «Дождик идет медленно» - ударяйте колокольчиком по ладошке
На ладошки - кап-кап,
На окошки - ляп-ляп,
По дорожкам - топ-топ,
По сапожкам - шлеп-шлеп. (Дождик)
Беседа на тему «Тихая охота»
Осенний лес благоухает острым и тонким грибным ароматом. Раскудрявились старые пни деревьев, посветлели. Издали не сразу и разберешь, что за невидаль такая. А подойдешь — ба! да это гурьба опят. Только успевай обирать. «Подошли опенки - лето кончилось»,- замечают старые люди. Вон мостятся грузди, в хвойниках растут ядреные, как молодая морковка, рыжики, в березняке - крепкие подберезовики. Попадаются еще розовые волнушки, с нежной опушкой по краям. Подосиновик в красной бархатной шапочке разворошил своей головенкой плотную листву. У узловатого корня прикрылся веточкой белый гриб-боровик - настоящая удача и радость грибника.
Если во время «тихой охоты» вам улыбнется удача, обратите внимание детей на найденные грибы. Рассмотрите строение гриба, объясните понятие «хрупкий». Растолкуйте, что собирать можно только знакомые грибы. Неизвестные грибы нужно сначала показать взрослым, только потом класть в лукошко. Для детей должно стать непреложным правилом, что нельзя пробовать на вкус ничего, что мы находим в лесу - грибы, ягоды, растения. Попросите подумать, как называются грибы рыжего цвета? (Рыжики.) Грибы, которые растут на пеньках? (Опенки.). Грибы с круглыми, волнистыми шляпками? (Волнушки.). Грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.). Грибы, название которых похоже на лесного зверя? (Лисички.). На домашнее животное? (Свинушки.). Грибы, которые, согласно их названию, можно есть сырыми? (Сыроежки.). Грибы, которыми морят мух; нехорошие или «поганые» грибы? (Мухоморы, поганки).

Груздятся грузди друг на дружку,
Им чем тесней - тем веселей,
И дружно просятся в кадушку -
Ведь в мире нет грибов вкусней.
Беседа на тему «Ёжик-шуршунчик»
Вокруг яблоньки бродит ежик. Фыркает, шуршит, выискивая в пожелтевшей траве падалицу. Найдя, плюхается сверху и, перекатываясь с боку на бок, накалывает на спину и тащит домой. Отнесет - и назад. Налитое соком яблоко вдруг срывается с черенка и насаживается ежику прямо на колючки - вот тебе, ежик, гостинец от яблоньки. От неожиданности еж моментально сворачивается клубком и настороженно выжидает. Потом потихоньку разворачивается, смешно поводя подвижным черным носом, приподнимается на лапках и быстро-быстро бежит прятать неожиданную добычу.Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? (Ежик и медведь.) Им зимой кормиться нечем. Ягод, грибов, зеленых растений нет. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Три месяца - это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Где спрячется ежик? (В норе.) Натаскает в ямку листьев, устроит рыхлую постельку, зароется в нее, свернется и заснет на зиму. Где всю зиму спит медведь? (В берлоге.) Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю. Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Многие звери и птицы могут найти пищу зимой - это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.
Катится под елками
Колобок с иголками,
От лисиц, ворон и сов
Защищаться он готов. (Ежик)

Беседа на тему «Зайчик-листопадничек»
Поглядим на зайца, он ведь за обновки принялся. Его еще называют листопадничком. Что за прозвище такое? У мамы-зайчихи осенью появляются малыши. Убежит мамочка корм искать, а серенький зайчонок притаится под кустиком, спрячется в опавших листьях - и ждет, когда же мама прибежит и покормит его. Подрастает зверек быстро и белеть начинает - снегу под стать. Сначала белеет хвост, потом - задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней - уши, но не до самых кончиков: они остаются черными. Только снегу-то и нет, а в белой одежке не разбежишься - заметен отовсюду. Немало натерпится страху, пока дождется первопутка. Видно, об этих его злоключениях и говорится в народной пословице: «Заяц сед - навидался он бед». К зиме зайчишка вырастет, научится самостоятельно корм добывать, шубка у него станет белой и теплой. И он сможет сам свободно по лесу бегать.
Попросите детей подумать, кого боится заяц, от кого прячется? От лисы и волка. Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Как заяц спасается? (Быстро убегает, запутывает следы.) Что помогает зайцу так быстро бегать? (Длинные и сильные задние лапы.)
Расскажите, что белеют на зиму и маленькие хищники - горностай и ласка. Им белый наряд нужен, чтобы незаметно подкрадываться к добыче. Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. В пушистую яркорыжую шубку наряжается лиса. Это не значит, что звери снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных называется линькой.
Зайка серенький лежит
И под листьями дрожит.
Будет скоро уж готова
Зайке белая обнова.
Беседа на тему «Хлопотунья белка»
Хлопотунья белка - в поисках крепких грибов и полновесных орехов. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а желуди да орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Зимует она не только в дуплах деревьев. Нередко поздней осенью и зимой в раздетых кронах лиственниц можно увидеть шары беличьих гнезд. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек, и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Попросите детей подумать, почему цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов прячется (например, от хищной птицы - ястреба). Расскажите, что белочки заготавливают грибы впрок не только для еды, а еще для того, чтобы зимой ими лечиться. Лисички, боровики и даже мухомор обладают лечебными свойствами, помогают животным вылечиться от болезней. Например, маслята улучшают зрение, которое в конце зимы у животных резко слабеет.
А кто еще делает запасы на зиму? Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы тоже вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена. Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей. Крот прокусывает голову своей жертве, и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми. Поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм. Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди.
Белка прыгает и скачет,
В тайниках добычу прячет.
Ведь зима шутить не любит
И ленивых быстро губит.
Беседа на тему «Летят перелетные птицы»
Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, скворцы, иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы - утки, кулики, лебеди, гуси. «Гуси летят - зимушку на хвосте тащат». Журавли летят клином, веревкой - гуси, кучками - скворцы. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Напомните детям, что есть зимующие птицы и перелетные. Объясните связь между падением температуры и отлетом пернатых в теплые края: похолодание - увядание растений - исчезновение насекомых - отлет птиц. Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну. А какие птицы остаются на зиму? Обратите внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Расскажите, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложите детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют угощенье. Закрепите названия частей тела птиц.
Сыграйте в «Перелет птиц». Дети-«птицы» собираются на одной стороне площадки. По сигналу «Полетели!» «птицы» «разлетаются» по всей площадке. По сигналу «Буря!» - «летят» к «деревьям».
Пожелтели леса, поредели,
Птичьи гнезда совсем опустели,
И курлычут вдали журавли,
Клинья тают за краем земли.
Беседа на тему «На водоемах»
В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман. Водные растения опускаются на дно, лягушки прячутся в ил до весны, а раки - под корягами. А как же в царстве рыб? Рыбы, как и птицы, собираются в стаи. Но их путь лежит не на юг, а в глубину водоема. Зиму рыбы проводят в глубоких подводных ямах. Лещи, лини, плотва становятся медлительными, полусонными. Прибылые сомы ищут выход в озера, старые залегают в омуты. Сазаны и ерши залегают в ямы под крутояром и держатся там возле самого дна. Первыми собираются на зимовку обитатели спокойных прудов, озер и рек. В быстрых водах те же рыбы успокаиваются позже.
По возможности понаблюдайте с детьми, какой прозрачной стала вода в пруду. По ее поверхности плывут листья, опавшие с деревьев. Предложите подумать, куда улетают водоплавающие птицы и почему. Что случится с птицами, если они не успеют улететь? А почему водные растения опускаются на дно? (Чтобы не замерзнуть.) А почему они могут замерзнуть на поверхности? (Солнце светит не так жарко, вода плохо прогревается, растениям не хватает солнечного тепла.) А почему лягушки прячутся в ил? (Чтобы их не съели хищные рыбы.) А кто кроме лягушек еще живет в пруду? (Разные рыбы, жучки, улитки.) Скоро наступит зима, и вода застынет - превратится в лед. Но в лед превратится только поверхность пруда, а на самой глубине вода не замерзнет, и именно это поможет водным обитателям перезимовать и не погибнуть.
На земле все меньше тепла,
Как слезинка вода светла,
В омуте сом засыпает -
И во сне о весне мечтает.
Беседа на тему «Труд людей осенью»
Осень - пора созревания плодов и сбора урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами. Выкапывают картофель, морковь, свеклу. 
Убраны в закрома лук и чеснок, кабачки и помидоры. Капуста и тыквы на грядках дольше всех лежат-полеживают, до самых холодов. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму. Но осень - не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
Понаблюдайте с детьми за осенними заботами взрослых. Дети могут помочь собрать мусор с огорода, цветника, отвезти на маленьких тачках сухие ветки, листья, прутья, камешки в определенное место. В городских парках и скверах в это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью. Попросите детей подумать, для чего это делается? (Чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.) Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Предложите поиграть в игру «Вершки и корешки»: «Ребята, если овощ растет в земле, руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке - руки поднимаем вверх». Ведущий называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки: свекла, капуста, морковь, кабачок, огурец, перец, тыква, картофель, баклажан, редис, горох. Обсудите значение пословиц и поговорок:
Весна красна цветами, а осень - пирогами.
Весна цветами красна, осень - снопами.
Весна красна, да голодна, осень - дождлива, да сытна.
Осень - запасиха, зима - прибериха.
Рекомендуем посмотреть:



Похожие статьи:
![]() |
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 80 дней назад (21 января 2025)
Просмотров: 538
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Конспекты занятий в ДОУ
|
+52↑ Голосов: 52 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!