Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ
Методическая разработка из опыта работы «Развитие творческой активности у старших дошкольников в певческой деятельности». Презентация
Направление предоставляемого опыта: методическая разработка представляет собой авторский разработанный материал за три года исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческой активности в певческой деятельности. Материал можно использовать в работе музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного профессионального образования в дошкольных образовательных организациях, студентам ВУЗов дошкольного отделения.Актуальность: Одной из актуальных проблем в педагогической практике является формирование человека с активной жизненной позицией в современных условиях. Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. А основа всестороннего развития - это творческая активность, поэтому формирование творческой активности является одной из актуальных проблем подрастающего поколения.
Работая с детьми дошкольного возраста, в своей работе творческую активность, рассматриваю как качество, одновременно присущее самой маленькой личности, ее деятельности в детском саду. Создав благоприятную атмосферу для ребенка, у него возникнет любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, появится чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, возникнет ситуация успеха в творческой деятельности. Чем разнообразнее будет детская деятельность, тем успешнее будет разностороннее развитие личности ребенка, его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Актуальность развития творческой активности вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.
Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. А воспитание начинается с дошкольного возраста. Общество нуждается в активных творческих людях. Мы в свою очередь в детском саду должны способствовать развитию маленькой активной творческой личности. А так же создать необходимые условия для развития детского творчества, решить необходимые компетенции в работе с воспитателями и родителями по вопросам формирования творческой активности у детей дошкольного возраста. Данная тема является актуальной в настоящее время и потому, что с точки зрения психологических и физиологических особенностей детей, наиболее активно усваивают новый материал и уже делают первые шаги дети дошкольного возраста 5-7лет. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития творческой активности в песенной деятельности. Именно в этом возрасте ребята делают попытки к самостоятельной творческой деятельности, и эта деятельность просто необходима, чтобы воспитать человека разумного, мыслящего, творческого.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития разных видов активности детей. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
п.1.2 «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» ФГОС ДО.
п.3.25 «..направлен на организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».
С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. Так же одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Существует множество противоречий в практике педагогической работы:
- дети недостаточно получают разнообразных сведений о музыке;
- не проявляют желания выступать на сцене;
- испытывают трудности в импровизациях и сочинительстве;
-мало проявляют интереса к творческой деятельности;
-затрудняются в передаче характера голосом, недостаточно поют;
- в самостоятельной деятельности мало используют музыкально-дидактические пособия, имеющиеся в группе;
- редко разыгрывают знакомые сказки;
- не проявляют инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи;
Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - необходимой частью жизни? В своей работе с детьми дошкольного возраста я должна найти способы решения задач развития творческой активности у старших дошкольников в певческой деятельности.

Цель: развитие музыкально-творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности.
Задачи:
1. Содействовать творческой самостоятельности и активности в выразительном исполнении эмоционально-образного содержания песен различного характера;
2. Актуализировать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую музыкальное развитие дошкольников в певческой деятельности;
3. Обеспечить методическое организационное сопровождение методического материала, направленное на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности : (приемы и методы мотивации, рппс, педагоги и родители воспитанников) - (мастер-классы, консультации, практикумы, родительские собрания);
4. Обеспечить профессиональное взаимодействие и социальное партнерство по развитию творческой активности в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Методы и приемы варьируются на разных этапах работы.
Опыт работы:
Представляю систему работы по развитию творческой активности в певческой деятельности в 3 этапа.
Первый: поисково-аналитический
Цель:
- подбор диагностических методик по изучению динамики развития творческой активности старших дошкольников в певческой деятельности и использование в работе;
- разработка и апробация комплекта методической деятельности: музыкально-дидактических игр, наглядно-слуховых, словесных, проблемно-поисковых, игровых методов; методов развития творческого мышления и воображения, метода моделирования в певческой деятельности как средства в развитии творческой активности в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.


- подбор и создание медиатеки, фонотеки;
- подбор картотеки творческих заданий, упражнений, по развитию певческой техники, музыкального слуха, сопровождения песен жестами, мимикой, движениями;
- подбор картотеки сюжетных картинок по моделированию песен, музыкально-театрализованных игр, импровизации мини-песенок знакомых сказочных героев.
- планирование и разработка содержания работы с воспитанниками и их семьями, с педагогами по данному направлению;
Так же, на этом этапе было проведено первое диагностическое обследование детей.
Для изучения проявления фантазии и для выявления умения импровизировать я использовала «Методику творческого развития ребенка дошкольника». Авторы К.В.Тарасова и А.И.Буренина. Данная методика состоит из нескольких заданий. Все результаты стадий развития творческой активности в певческой деятельности были занесены в таблицы. Исходя показателей творческой активности детей, в группах выявлены следующие результаты:
В экспериментальной группе у 3 человек сформирована творческая активность(30%); на стадии формирования находятся 5 человек (50%); у 2 человек (20%) творческая активность не сформирована.
В контрольной группе у 2-х человек(15%)сформирована творческая активность, на стадии формирования находятся 5 человек(55%),у 3-х человек (30%) творческая активность не сформирована.
Результаты развития творческой активности дошкольников в певческой деятельности на начало эксперимента представлены форме диаграммы.
Дети мало поют, отсутствует желание сочинять. Затрудняются в сочинении мелодий, проговаривают текст речитативом. Не проявляют интереса к творческой деятельности. Анализ результатов обследования показал, что больше половины детей проявляют неустойчивый интерес к музыкальному творчеству. Дети не в полной мере используют возможности своего голоса в творческих заданиях, не уверены в своих возможностях.

На этом этапе работы использовались все методы работы, система вокальных упражнений, музыкальных игр, творческих заданий. Различные формы работы: с педагогами, родителями, социумом.
Целью этого этапа является:
- создание педагогических условий (подбор музыкального материала (аудио, видео), изготовление методических пособий, музыкально-дидактических игр, видов моделей (предметные, графические, сюжетные) как средства развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности;
- постановка проблемы, изучение литературы;

- наглядные;
- словесные;
- проблемно-поисковые;
- игровые;
- методы развития творческого мышления и воображения;
- метод моделирования, музыкально-дидактические игры;
- музыкально-дидактические пособия;
- разработанную систему вокальных упражнений, музыкальных игр, творческих заданий.

комплекс условий:
1. Обогащение предметно-пространственной среды.
2. Систему работы с детьми. Индивидуальную работу с детьми по развитию творческой активности.
3. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами, родителями, социумом.


Задание 1. Сочинение мелодии на заданный текст.
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения, чисто интонируя мелодию.
Так же проводилась индивидуальная работа с детьми по развитию музыкально-сенсорных способностей. Была создана предметно-развивающая среда: музыкально-дидактические игры, методические пособия, разработанная система музыкальных игр, творческих игр и заданий. У детей быстро появился интерес к творческой работе в певческой деятельности. Они стали активней включаться в работу.
На каждом музыкальном занятии, мною использовались задания с элементами песенного творчества. В начале занятия приветствие поет сам музыкальный руководитель - дети повторяют, а в конце занятия «До свидания» поет один ребенок, остальные повторяют. На каждом занятии «До свидания» поет новый ребенок.
Как и элементы песенного творчества в занятие включались игры с пением. Песенки к играм разучивались заранее, чтобы дети были активны, придумывали образные движения, предлагали свои варианты игр, выразительно исполняли инсценирование песен по ролям, и в образе героев; у них проявилось желание выполнять роли в игре. Использовались Творческие задания и упражнения различных авторов игровых методик: Т.Э.Тютюнниковой, Т.А.Боровик, Э.П.Костиной, А.Евдотьевой, игры-драматизации по известным песенкам «Федорино горе», «Теремок» и др.
В презентации к методической разработке представлены методы и приемы, используемые мною в певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, созданные методические пособия к разным методикам, используемых для развития основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, творческого мышления, воображения, фантазии.
Методы:
Наглядные и наглядно-слуховые: показ картин, иллюстраций, пособий

образец рассказа о музыкальном произведении, беседа, пояснение
Проблемно -поисковые: создание дополнительно проблемно-поисковых ситуаций .


- музыкально-дидактические игры: «Кто скорее уложит куклу спать», «Узнай песенку по двум звукам», «Веселые гармошки», «Труба» (на развитие звуковысотного слуха)
«Угадай на чем играю» , «Узнай звучание своего аккордеона» (на развитие тембрового слуха), «Петушок , курочки, цыпленок», «ритмическое лото»1-й вариант , «Три медведя», «Музыкальные молоточки»(игры ,развивающие ритмическое чувство);
«Удивительный светофор» (на различение музыкальных жанров)
Инсценирование песен»: «Бабушка, испеки оладушки», «Песенка о рыбаке», «Два веселых гуся» и др.

Вокальное сольфеджио на определение гласной: Упражнение «Баба-яга».
Певческие упражнения «Лесенка», «Домик на горе»,«Друзья», вокальные игры: «Мы веселые ребята, пой со мной» методика Картушиной М.Ю);
Метод ладового воспитания музыкального слуха «ручные знаки»
Приемы: Игры: «Прятки», «Догонялки», Попевки: «Два кота», «Андрей-воробей», «Лесенка», адаптированная игровая методика Э.П. Костиной (программа «Камертон»), по рекомендации Г.Струве.

- игры с голосовым аппаратом(глисандо, свист, цоканье языком, вдохи, выдохи, возгласы.. Игры с фонемами(ш ,к ,ф, у, шур-шур, дили-дон и т.д. Исполнение попевок звукообразными слогами: «поем как машины, как кошки, лягушки» игровая методика Т.А.Боровик

размышления над тем, как передать тот или иной образ. Выполнение образных имитационных движений «Усталый медведь», «Быстрый ежик», «Мышка-норушка», «Хитрая лисичка»;
-упражнение «Угадай, что я показываю», игра в «Театр» (исполнение песни «Белая песенка»)
3 подгруппы детей: (1-я поют;
2-я музицируют;
3-я танцуют


Упражнение «Придумай песню для выбранной эмоции»

Речевые игры на координацию речи с движением: «Едет-едет паровоз», «Дом», «Снежинки». Речевая игра «Вопросы и ответы»
с куклами Мажор, Минор на различение лада в музыке.
Музицирование с пением
Методика Т.А.Тютюнниковой
Метод «Рисование голосом»
Игровая теория музыки для детей 4-6 лет «Ти -ти-ТА и ди -ли-ДОН»
Т. А. Боровик.
Приемы:
Свободное скольжение голосом по нарисованным линиям
Вокальное скольжение голосом на определение гласной


моделирование песен: куплетная форма песни (сюжетные модели);
- структура формы песни: вступление, куплеты, проигрыш (предметные модели): автор программы «Камертон» Костина Э.П.


Третий этап: заключительный
На этом этапе работы была включена в музыкальную деятельность детей, (на конец исследования) вторая диагностика творческого развития ребенка дошкольного возраста. После реализации основного этапа, я получила следующий результат по стадии сформирования у детей творческой активности в певческой деятельности:
В экспериментальной группе: сформирована творческая активность у детей старшего дошкольного возраста на 38%;
60% детей находятся на стадии формирования;
всего 10% детей из группы творческая активность находится на точке роста..
В контрольной группе
Сформирована творческая активность у 30% детей;
60% детей находятся на стадии формирования;
2% детей находятся на точке роста творческой активности.
Опыт педагогической деятельности показывает:
количественные характеристики, отраженные в диаграмме свидетельствуют о том, что в результате создания педагогических условий, применения комплекса методов и приемов, созданной системы упражнений, творческих заданий, форм работы, произошли значительные изменения у детей в развитии творческой активности в певческой деятельности.
Анализ результативности моего опыта:
По итогам моей работы можно сказать, что в результате проведенной последовательной работы у детей повысился интерес к певческой деятельности. Дети стали активны в творчестве, самостоятельны, инициативны.
Разработанная система работы с детьми старшего дошкольного возраста оказывает положительное влияние на развитие творческой активности в певческой деятельности.

- мастер-классы для педагогов;
- методическая копилка на образовательных сайтах;
- педагогический блог;
- СМИ;
- выступление на РМО и педсоветах в ДОУ.
Результаты моего педагогического опыта:
Свой педагогический опыт обобщила и представила в разных электронных педагогических журналах, сборниках.
Развитие творческой активности у старших дошкольников в певческой деятельности. Презентация
Источники:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2021) (действующая редакция 2021)Российское законодательство. Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ.) Последнее обновление 5.02.2021г. Приказ Минобрнауки РФ (от17.10.2013г.№1155). «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31)
- Устав МДОУ д/с «Рябинка». Утверждён постановлением Администрации Ковернинского муниципального района (постановление № 866 от 16 декабря 2015гОсновная Образовательная Программа ДО «От рождения до школы» Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-М- Синтез-2018
- Образовательная программа МДОУ д/с «Рябинка» р.п Ковернино;
- Солдатова О. В. Развитие творческой активности старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений до школьного образования / О. В. Солдатова. Мозырь: Белый ветер,2014,153с.;
- Авдотьева А.А. «Учимся петь и танцевать играя» г. Калуга,2007;
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.;
- Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания: кандидат педагогических наук:13.00.01/Л.Г. Веселова; Петрозаводск 2006Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Издательство «Перспектива», серия «Психология» 2020;
- Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Под ред. С. Ф. Егорова . М.Издательский центр «Академия», 2001;
- Зотова О.Н. Развитие творческой активности у детей в старшем дошкольном возрасте.//ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,2008;
- Картушина М.А. «Вокально-хоровая работа в детском саду»,Москва,изд.«Скрипторий»2003»,2010;
- Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры», Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»2010;
- Редактор Л.В. Яркина. Сборник научных статей «Педагогические проблемы музыкального образования». Статья «Импровизация как средство музыкального воспитания и обучения» г. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет,2012-93-97с.
- Боровик Т.А. Игровая теория музыки для детей 4-6лет «Ти - ти-ТА и Ди - ли-ДОН» -Город: издательство 2008,-с.88+5л.вкл.
- Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры»,часть1,2..Издательство М.: Гном-Пресс 2000;
- Н.А.Ветлугина.,О.П.Радынова «Диагностика музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Рекомендуем посмотреть:




← Сценарий музыкального спортивного развлечения по ПДД для детей старшей группы (5-6 лет) | Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности →
![]() |
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|