Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности
Методическая разработка из опыта работы «Творческое развитие старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности»
«Театр-это волшебный мир.Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»
Б. М.Теплов
.

Основной идеей работы является приобщение детей к искусству, посредством музыкально-театрализованной деятельности, способностью проявлять музыкальное творчество. Для создания единого образовательного процесса незаменимой является проектная деятельность.
Использование инновационных технологий: оздоровительных театральных, а так же технологии «синтез искусств».

Актуальность: Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Поэтому, так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, ли Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе музыкально-театрализованных игр, происходит всестороннее развитие детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаётся творческая атмосфера, которая завораживает ребёнка, помогает раскрыться его уникальным возможностям и способностям на сцене. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству…» (В. А. Сухомлинский)
Цель: Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать моторику рук, чувство ритма в сочетании с музыкой;
2. Развивать и закреплять умение координировать слово с движением;
3. Формировать коммуникативные навыки;
4. Развивать выразительности речи, мимики, пантомимики;
5. Совершенствовать артистические навыки детей.
Принципы:
- принцип развития творческого обучения: развитие, творчество, игра;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- принцип доступности;
- систематичности и последовательности;
- игровой принцип.


Формы организации музыкальной деятельности:

нетрадиционные театрализованные занятия: сказка-игра, занятие-концерт, занятие-путешествие ;
2. музыкальные гостиные, литературные вечера;
3 .театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
4. самостоятельная театрально-художественная деятельность;
5. театрализованные игры в нерегламентированной деятельности группы;
6. театрализованные игры-спектакли;
7. театрализованные мини-сценки в процессе НОД
Методы работы:

-метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики введения диалога);


Новизна и своеобразие в том, что я использую музыкально-театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр-драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми.
Инновационная идея заключается и в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнёрами в своей работе.
Театрализованная деятельность оказывает разностороннее развитие детей дошкольного возраста.
Игра - как вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребёнку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание, обучаются координации речи с движениями.
Работа с музыкальными сказками, включенными в музыкально-образовательную деятельность ДОУ так же дает положительный эффект в воспитании положительных эмоций у ребенка.
2019г.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста над миниатюрами театральной сказки»Теремок».





«Теремок на новый лад».



Считаю, что очень важную роль в проведении музыкальных занятий, организации театральной деятельности в НОД, играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведению музыкально-театрализованных мероприятий, играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов.

Наш коллектив придаёт большое значение работе с родителями.
Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Для реализации самостоятельной деятельности, в каждой группе ДОУ имеются игровые зоны «Театр». Они оснащены персонажами для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров. Так же есть костюмированная зона, предназначенная для разыгрывания театральных мини-сценок, небольшого сюжета сказок-драматизаций, диалогов сказочных персонажей; дидактический столик для занятий дидактическими играми и игрушками.
Анализ результативности:
Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на положительную динамику:
- улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);
- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
повысилась эмоциональная отзывчивость;
дети стали больше проявлять активность и инициативность на занятиях;
- развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта….);
дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
- появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи);
- появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец, придумывать свои неповторимые пластические движения;
- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
До начала работы детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было: 27% .
С низким уровнем -33%, со средним- 40 %.
Промежуточный анализ диагностики показал: детей с высоким уровнем развития: 35 %, со средним уровнем 43%.Детей на низком уровне развития 22%. После завершения работы результат улучшился. Детей с высоким уровнем стало - 71%, со средним-20%, а с низким уровнем стало -9%. Предполагаемая причина низкого уровня – отсутствие детей по болезни, период пандемии.
Вывод:
с учётом анализа собственного опыта работы, я пришла к выводу, что выстроенная система развития музыкальных способностей детей оказалась наиболее оптимальной и эффективной. На протяжении трех лет воспитанники показали свои умения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличаются ярким, уверенным артистическим исполнением. Я как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности, вижу в их глазах искру радости, желание творить, радость детской жизни, получаю удовольствие от процесса совместной деятельности.

- сообщения для педагогов на педсовете;
- беседы для родителей в ДОУ на родительских собраниях
- методическая копилка на образовательном портале «социальная сеть работников образования», сайте «педразвитие»;
- СМИ;
- публикация материалов в сборнике «Педагогический альманах»
Результаты моего педагогического опыта: свой педагогический опыт обобщила и представила в различных конкурсах, мастер-классах для музыкальных руководителей РМО.
Это подтверждает позитивные результаты работы не только в моей работе, но и всех тех педагогов, которые используют такой опыт работы у себя в дошкольных образовательных организациях.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. СанПиН.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
4. Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Издательство «Мозаика-синтез», Москва 2010
5. Н.И.Льговская «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста». Айрис Пресс, Москва 2007
6. Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова «Семейный театр в детском саду» (совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Издательство «Мозаика-синтез», Москва 2008
7. Л.А.Горохова, Т.Н.Макарова «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ». Творческий центр, Москва 2005
8. О.В.Гончарова «Театральная палитра». Программа художественно-эстетического воспитания. Творческий центр, Москва 2010
9. М.Б.Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду». Издательство «Мозаика-Синтез», Москва 2009
10. И.В.Бодраченко «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста». Айрис Пресс, Москва 2006
11. «Справочник музыкального руководителя», №5/2017г., стр. 10-22. О.Помелова, И.Магасумова «Знакомим ребенка с миром эмоций; №4/2017г., стр.31-33. О.П.Радынова «Музыкальная игра-сказка: как и чему учить»
Рекомендуем посмотреть:




← Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ | Новогодний сценарий для старшей группы детского сада интересный →
![]() |
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!