Духовно - нравственное воспитание детей дошкольников в детском саду средствами музыкального фольклора
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора»
В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль эстетического и нравственного воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей, начиная с детского сада.Такие ученые и педагоги как Г.С. Виноградов, В.Е. Гусев, М.Ю. Новицкая в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Широкое использование педагогами современных методов, технологий, игр и игровых упражнений позволяет добиться положительного результата в музыкальном воспитании дошкольников, развивает их музыкальный и творческий потенциал.
Такая форма работы и есть живое погружение в культуру, в самом широком смысле этого слова. У детей воспитывается живой интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для эмоционального и социального развития.
В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребёнок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании.
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека.
Свою работу по музыкальному воспитанию необходимо строить на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах и т. д.
Заклички - учат детей общаться с явлениями природы от которых зависят результаты земледельческого труда.
Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм.
Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте.
Обряды - передают глубинную народную мудрость.
Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге - у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.
Фольклор волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции к жизненным явлениям, рождает ассоциации.
Ритмичные звучания фольклоравызывает у него радость, подъем. Грустная музыка заставляет ребенка грустить. Услышав музыку, ребенок чувствует настроение мелодии перерастающей в душевное состояние ребенка.
Основной целью фольклорных занятий с детьми дошкольного возраста является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задач несколько, это и образовательные, воспитательные, развивающие.
• Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками(рождество, масленица, пасха и другие).
• Формировать исполнительские навыки в областипения, движения.
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей в театральных постановках традиционных праздников.
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей (побасёнки, скороговорки, потешки и другое)
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основными формами работы с детьмиявляются тематические занятия, занятия интегрированного типа, игры, развлечения, праздники.
Необходимо использовать на музыкальных фольклорных занятиях наглядные, словесные и практические приемы.
Вести занятия в форме беседы, слушания русских народных сказок, песен.
Обыгрывать по ролям песни, побасёнки, частушки,дразнилки.Проводить фольклорные игры с закличками.Проводить театрализованные постановки с участием детей русских народных сказок, обрядов (в том числе с привлечением родителей).
Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шёл к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку.
Фольклорные занятия с детьми дошкольного возраста можно поделить на несколько разделов:
1. Детский музыкальный фольклор.
2. Народная песня.
3. Народная хореография.
4. Игра на детских народных музыкальных инструментах.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок.
1. Знакомство с фольклором, детский музыкальный фольклор
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:
баю-бай, баю - бай.
В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками в младших группах.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт.
В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус.нар. песни «Я на горку шла»)
1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
(Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошке.)
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
(Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь,
ребёнок гладит ладонь взрослого.)
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленям, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста можно использовать такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки):
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки (ножки, носик, глазки)
Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод варьирования. На примере как работать над русской народной песней «Зайчик ты, зайчик». На занятие необходимо принести зайчика, объяснить детям, что живет он в лесу и всякий его может обидеть.Дать погладить мягкую шерстку зайчика, дети гладят и жалеют его. Дети показывают как прыгает зайчик.
На следующем занятии, когда опять приходит в гости зайчик, предложить послушать песенку про него. Спеть песню «Зайчик ты, зайчик». На третьем занятии спросить у детей: «Кто хочет быть зайчиком? У меня есть заячьи ушки!». Надеть детям по очереди ушки и спеть вместе с детьми песню «Зайчик ты,зайчик» (дети вначале только подпевают). На четвёртом занятии предложить поиграть в игру «Лиса и зайцы».
Игрушку «Лису» держит в руках воспитатель.
Детям надеть заячьи ушки.
« Вышли зайки на лужок, роют лапкой корешок»
Дети двигаются как зайцы свободно по залу.
Садятся на корточки и имитируют, как ищет зайка корешок.
«Вот бежит лисичка, рыжая сестричка».
Воспитательница двигается с игрушкой лисой в сторону детей.
Звучит быстрая музыка и дети « зайчики» врассыпную убегают от «лисы».
Такие варианты работы помогают закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.
2. Народная песня.
В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям с повторяющими словами и имитацией звуков (ку-ка-ре-ку, ква-ква, чик-чирик). Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока», «Лягушечка». По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа.
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации.
В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички).
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации («Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько») С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.
Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:
I) Лирические(«Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку», «Уж, как я ль свою коровушку люблю», «А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу».)
II) Шутливо-комические(«Комара женить мы будем», «Дома ли кума воробей?», «Во кузнице», «Шел козел по лесу».)
III) Строевые(«Солдатушки, браво ребятушки», «Из-за леса из-за гор».)
Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе можно проводить совместные занятия с взрослыми и детьми других групп.
3. Народная хореография.
В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленям, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки.
Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до средней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.
В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася».
Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу
Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.
В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.
В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах. И это надо всячески поощрять в детях.
3. Народные игры.
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.
В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.
В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.
4.Игра на детских народных музыкальных инструментах.
В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).
В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.
В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатию детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок.
Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д. Музыкально – игровые приёмы, используемые в пении, учат детей выразительному пению, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами целесообразно строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у воспитателя в руках, например, кошка, то сначала обязательно надо прочитать стихотворение о ней, затем дети могут спеть о ней песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке), а в конце занятия она может поиграть с детьми в прятки, догонялки. То же самое можно сделать с куклой, мишкой, зайкой и т.д.
Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха. Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Огромное значение для развития интереса к музыкальному фольклору играют дидактические игры, которые можно использовать на каждом занятии, начиная с младшего возраста.
Например, на закрепление знаний детей о поступательном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру “Теремок”. Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи ступенями по этажам, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка:
Музыкальный руководитель (поет):
«Стоит в поле теремок, теремок, как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.»
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, поет вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.
Таким образом, основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка с взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театрализованные игры и другое.
Формы подведения итогов:
• Открытые занятия;
• Развлечения;
• Театрализованные представления, концерты;
• Календарные праздники.
Музыкальный фольклор, в свете проблемы духовно-нравственного воспитания и приобщения ребенка к традиционной народной культуре, рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как:
• традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения);
• устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста);
• синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал);
• вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец);
• коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве);
• функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).
Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре предполагает:
• организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бытийно-практическим компонентами);
• комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;
• сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.
Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение посредством игры, применение аудио- и видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по музыке в начальной школе Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ. Опыт работы Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы музыкального рПохожие статьи:
← Сценарий праздника "День Победы" в детском саду для детей старшего дошкольного возраста | Интересный сценарий выпускного в детском саду →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!