Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Неделя добрых дел в детском саду. Отчет воспитателя

Обобщенный опыт работы "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
Одним из ярких красочных традиций в нашем детском саду является «Неделя добрых дел». Образовательное событие «Неделя добрых дел» состоит из пяти образовательных ситуаций. Вся событийная деятельность в течение недели ориентирована на добрые поступки, интересные и доступные детям дошкольного возраста. Но в процессе события встретятся ситуации, благодаря которым будут решаться и другие образовательные задачи.
Ожидаемые образовательные результаты:
- развитие познавательных способностей (решение открытых задач, решение проблемных ситуаций, творческое решение открытых задач);
- развитие регуляторных способностей (действие в воображаемой ситуации, принятие роли, действие в соответствии с правилами, предписанными ролью);
- развитие коммуникативных способностей (понимание другого, умение учитывать интересы другого, работа в малых группах, в парах).
Особенность событийного планирования в том, что в его основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагоги задают сами себе.
Неделя добрых дел - ежегодная традиция детского сада. Необходимо было продумать, как же сделать это событие для детей именно эмоционально насыщенным, радостным, в ходе подготовки к которому они имели бы возможность тоже включиться, предложить и реализовать свои творческие идеи и увлекательно прожить это событие, ведь мы всегда должны помнить –деятельность для ребенка должна иметь смысл.
Этот проблемный вопрос стал началом нового образовательного события.

Эмоциональный взрыв: На утреннем круге с детьми обсуждали предстоящую неделю – Неделю добрых дел. Перед детьми встал вопрос: "Какие добрые дела они смогут совершить?"
В ходе обсуждения появились и другие вопросы:
- Что такое "доброта", "добрые поступки"?
- Как узнать, кому нужна наша помощь?
- Как отразить на стенгазете добрые дела? Что это будут - рисунки, фотографии?
Совместно с педагогом дети бурно обсуждали эти вопросы, предлагали свои идеи. Обобщив ответы, пришли к выводу, что каждый человек должен иметь доброе сердце, уметь говорить добрые слова, жалеть тех, кто попал в беду. Чаще всего, говоря о доброте, дети вспоминали своих мам. Рассказывали о том, как они помогают дома мамам. Но кому же нужна помощь в детском саду?

Ситуация 1: Выйдя на прогулку, дети увидели заснеженные дорожки. После беседы с педагогом, детям пришла идея взять лопаты и почистить снег с площадки самим. Вот оно - первое доброе дело! Дети с большим удовольствием чистили снег. В конце работы дворник поблагодарил детей за оказанную помощь. Обсудив с детьми первое доброе дело, пришли к выводу, что одному дворнику пришлось бы убирать снег долго, и он бы очень сильно устал. Вместе мы это сделали быстро и дружно, и все довольны! Ещё успели сделать несколько фотографий для своей стенгазеты.

Ситуация 2: На следующий день дети вышли на прогулку и заметили, что на площадке разбросан мусор (предварительно имитированный педагогом). Откуда взялся мусор и куда его убрать? Дети предположили, что кто-то бросил мусор и его принесло ветром. Собирая мусор, педагог рассказал детям о том, какой вред приносит мусор природе. Детям приходит идея помочь природе. Охрана природы - это доброе дело. Но как это сделать? Обсуждая этот вопрос, появились и другие вопросы:
- Для чего нужны отдельные контейнеры для сбора мусора.
- Зачем люди разделяют мусор?
У детей появилась возможность выяснить способы и правила раздельного сбора мусора, вторичной переработки мусора. Решили поучаствовать в акции "Крышечки добра". В приемной группы появилась коробка для сбора пластиковых крышек. Ещё решили собрать макулатуру. Всю неделю дети с родителями приносили крышки и макулатуру. В итоге удалось собрать несколько больших пакетов крышек. Макулатуры собрали 100 кг., тем самым спасли одно дерево! Под впечатлением образовательной ситуации о проблеме отходов дети придумали и создали с помощью педагога агитирующий плакат по значимости раздельного сбора мусора. Примечательно, что рисунок вызвал большой интерес у родителей.

Ситуация 3: На третий день в группу утром прилетела синичка. Она рассказала детям, что с ней произошла очень неприятная история. В поисках корма она отстала от своих друзей, и теперь не может их найти. Вся образовательная деятельность была направлена на помощь синичке. Сначала дети провели экскурсию по группе, показали свои игрушки, рассказали о жизни в детском саду, показали спальню, раздевалку. Синичка задавала уточняющие вопросы о названии предметов, их назначении, давала ошибочные предположения с тем, чтобы у детей была возможность не согласиться, поспорить, поправить собеседника.
Угостили синичку завтраком, после которого синичка предположила, что было бы здорово приготовить угощения и для друзей, которые в поисках её вот-вот прилетят к детскому саду. У ребят возникла инициатива сделать на своем участке кормушку для птиц. На аппликации были спроектированы кормушки-домики. Но из чего сделать реальную кормушку? Ответы детей были разнообразны. Кто-то предложил сделать кормушку из палочек, кто-то из картона, кто-то из пластика. Рассмотрев все достоинства и недостатки предложенных вариантов, решили сделать кормушку из бросового материала, а точнее из пластиковой бутылки. Работа закипела. Детская фантазия и небольшая помощь педагога позволили создать это важное творение. Дети с гордостью показывали свою кормушку и взрослым, и ребятам других групп. Синичка поблагодарила детей за помощь, что приютили её, накормили, открыли новую Птичкину столовую. Теперь ей и её друзьям не страшен голод.

Ситуация 4: Четвертый день был полностью посвящен ремонту книг. Утром дети обнаружили в книжном уголке новую книгу. Но, к сожалению, прочитать её оказалось невозможным, потому что она порвана. Края книги загнулись, обложка отрывается. Уже не напоминая о неделе добра, дети самостоятельно пришли к выводу, что сегодня они будут лечить книгу. Это и будет добрым делом. Для того, чтобы лечить больную книжку, нужно знать, что у неё болит. Познакомились с тем, как устроена книга. Что требуется для лечения книги? С помощью чего мы её можем вылечить? Обсуждая эти вопросы, пришла идея открыть «Книжкину больницу». Дети с педагогом обговорили, кто работает в больнице, какие инструменты нужны докторам, где всё это хранится. Искали в группе всё необходимое для лечения книги (нарезали полоски бумаги, приготовили клей, скотч, ножницы). Совместно выбрали подходящую коробку, в которой будет всё лежать. Затем встал вопрос о том, кто будет лечить книгу. Желающих оказалось много. И тут пришла идея отремонтировать и другие книги. Дети перебрали все книги с книжного уголка, искали, какие нуждаются в ремонте. Когда книги были отобраны, педагог порекомендовал использовать алгоритм ремонта книги: подобрать бумагу по цвету обложки, отрезать от нее полоску нужной длины и т.д. Закончив работу, организовали небольшую выставку отремонтированных книг. Все детские работы - живое свидетельство пользы данной работы.

Ситуация 5: На пятый день утром с детьми обсуждали, какие добрые дела мы успели сделать за эти дни. Детям было интересно также узнать, что сделали дети других групп. И тут педагог сообщает детям, что малыши не участвуют в этом событии. Тогда, с помощью косвенных подсказок педагога, появляется идея сделать доброе дело малышам. Что же это может быть? Что полезного мы им можем сделать? Что мы уже умеем делать сами, но не умеют малыши? После совместного обсуждения решили показать малышам сказку. Для начала обсудили, какая эта будет сказка. Вспомнили и пересказали сказку "Теремок", обсудили, о чём она и чему она нас учит. Затем выбирали героев, определяли характер героев, манеру двигаться, говорить. Подобрали маски персонажей в театральном уголке. Поработали над выразительностью речи героев. После небольшой репетиции сказки приступили к видеосъёмке.
Вечером того же дня дети с педагогом приступили к выполнению стенгазеты. Изначально было задумано, что на листе будет изображен круг, состоящий из пяти частей (по дням недель). При создании круга у детей появилась идея украсить его разноцветными ладошками. Как только круг был готов, одна из девочек вдруг воскликнула: "Карусель какая-то получилась!" Так и решили назвать свою работу - Карусель добрых дел. Наклеивая фотографии, вновь переживали эмоции о проделанных поступках.
И вот, наконец, дети всех групп разместили свои работы на выставке. В результате дети и взрослые обменивались впечатлениями о прошедшей "Неделе добрых дел", узнали сколько всего доброго все вместе успели сделать и какими они разными у нас оказались. Все зарядились позитивной энергией и хорошим настроением.
Подводя некоторый итог "взрослого" понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения события - это нечто значимое и оставляющее след в душе ребенка.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.

Рекомендуем посмотреть:

Познание окружающего мира в детском саду Положение о временной творческой группе педагогов по теме: Конструирование - это интересно ОБЖ в детском саду Организация режимных моментов на основе литературно - художественных произведений
Проект по экологии в старшей группе детского сада | Консультация для родителей «Эксперименты с детьми в домашних условиях»
Опубликовано: 315 дней назад (12 февраля 2024)
Просмотров: 561
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!