Конспект занятия в старшей группе на тему «Почва»
Конспект ОД в старшей группе «Почва»
Цель: ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;Задачи:
— формировать знания о значении почвы в растительном и животном мире; углубить знания о составе почвы, о ее свойствах.
— формировать умственные действия;
— развивать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
— расширять словарный запас;
— формировать коммуникативные способности, воспитывать чувство сопереживания, стремление оказывать помощь.
Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы», схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим"; для опытов: образцы почвы (песчаной, глинистой, плодородной, чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки, салфетки; пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Вводный этап:
Слышится стук в дверь.
— Ребята, кто это к нам идет? Почтальон Печкин!
- Здравствуй, почтальон Печкин!
- Приветствую, дети и взрослые! Меня к вам отправил дядя Фёдор с Простоквашино. Они с Матроскиным и с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось. Попробуете ему помочь?
- Как мы можем помочь ему. Давайте порассуждаем.
- Где растут овощи? (ответы детей).
- Что же такое земля?
- Как вы думаете дети? (выслушиваем ответы детей).
Всё верно, вы молодцы, слово "земля" трактуется по разному.
1. Земля - название нашей планеты;
2. Ходим мы по земле;
3. Ну а сегодня мы с вами будем говорить о земле, на которой все растет, о земле -матушке, нашей кормилице. Почва- так её называют. Это верхний плодородный слой земли. Она поит и кормит растения.
- Как вы думаете из чего состоит почва? (выслушиваем ответы детей)
- Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть - вода, воздух
- Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
- Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.
Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию и сядем за столы. (идут)
Исследователи не работают в одиночку, они советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Договорились?
Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики.
Практический этап:
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите их.Дошкольники рассматривают внешний вид почвы и дают описание.
Все наши умозаключения мы будем отмечать на схеме.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).
Какого цвета почва? Давайте отметим на схеме цвет почвы.
Теперь понюхаем почву. Она пахнет? (ответы детей)
Оказывается, если почва чистая, незагрязненная, то она не имеет запаха. Давайте тоже это отметим на схеме.
Мы с вами знаем, что для роста растений нужна почва. Как вы думаете, что еще нужно? Вода.
ОПЫТ 1:
Нам нужно проверить, есть ли в почве вода для роста растений.
Берем салфетку и помакаем об почву. Что случилось с салфеткой? Она намокла. Значит, в почве есть вода.
- Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вовнутрь и сохраняется в между частицами почвы.
Умозаключение: Салфетка намокла, значит в почве есть вода.
Ещё мы с вами знаем, что для роста растений необходим воздух.
ОПЫТ 2:
Нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Есть предположение, что находится он между комками и комочками почвы в свободных местах.
И чтобы это доказать – проведем эксперимент: возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.
-Какой вывод можно сделать исходя из результата опыта?
Умозаключение: в почве содержится воздух, который необходим для роста и развития растений.
ОПЫТ 3. Состав почвы
А теперь проверим, из чего состоит почва.
Для этого мы размешаем почву в стакане с водой. Что мы с вами видим?
Правильно. На дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это перегной. Все опавшие листья и ветки перегнивают, образуя перегной – питательный почвенный слой.
Умозаключение: Почва состоит из перегноя, песка, глины.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
- Скажите, пожалуйста, кто там может обитать?
- Дам вам небольшую подсказку. Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва - дом многим растениям и животным. Это крот, дождевой червь , муравьи, полевая мышь (полевка),медведка .
Они разрыхляют почву, участвуют в получении перегноя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Воспитатель: Ну вот мы и отдохнули.
- Давайте вспомним, в какой почве растения растут лучше всего? Почему?
Выслушиваем ответы детей.
Почва, в которой содержится много перегноя, называется чернозем.
- В черноземе содержится много полезных питательных веществ. В черноземе растения лучше всего растут и развиваются.
Итак, друзья, на какой же почве лучше выращивать овощи, чтобы получился хороший урожай? Что мы можем передать Дяде Федору?
Давайте вспомним, что интересного и полезного мы сегодня открыли для себя. (ответы детей)
- Печкин, нашу схемы мы аккуратно завернем и отправим с тобой дяде Фёдору. Ты уже старенький и можешь напутать всё. А по схеме ты быстро всё вспомнишь и расскажешь ему. До свидания!
Ну, а мы с вами, ребята, вернемся в наш любимый детский сад. А вечером обязательно поделимся своими новыми знаниями с нашими родителями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе детского сада. Приключения в Песочной стране Совместная деятельность инструктора по физической культуре и педагога – психолога в старшей группе д Занятие в старшей группе детского сада. Бездомные животные Конспект занятия по физкультуре в старшей группе школы раннего развитияПохожие статьи:
Конспект занятия «Лесная школа» в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи. Творческое рассказывание. Старшая группа
← Консультация для родителей «Эксперименты с детьми в домашних условиях» | Проект в старшей группе ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!