Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду по ФГОС

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду
Педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Актуальность:
Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Новизна состоит в том, что данная технология формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую, через интеграцию образовательных областей. Технология направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Поисково-познавательная деятельность проводится в форме совместной деятельности один раз в неделю: с детьми младшей групп 3-4 лет, с детьми средней группы, старшей группе, подготовительной. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится 2 раза в год (сентябрь и май).

Цель технологии:
Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ:
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность.
- продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
- развивать мышление, память.
- формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов.
- уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы.
- помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и -показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Принципы технологии:
Принцип научности:
• предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
• соответствие содержания работы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
• возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
• основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса в поисково-исследовательской деятельности;
• предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развивая поисково-исследовательскую деятельность дошкольников;
• предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
• формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
• обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и готовности к дальнейшему ее развитию;
• обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт.
• создает условия для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
• предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей , самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
• предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
• обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
• предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
• предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме, независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и приемы применяемые в технологии:
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
• наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
• словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
• практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей–игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ.

Инновационные методы:
• Использование элементов ТРИЗ.
• Использование приемов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
• Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:
— быть интересной ребенку;
— быть доступной для изучения;
— должна принести реальную пользу участникам исследования;
— быть оригинальной;
— в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
— чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.

Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.

Структура детского исследования (по А.И. Савенкову)

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выработка гипотез и предложений;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных;
- Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
- Защита.

Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.
Исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Этапы исследовательской деятельности:
— младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
— средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
— старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Рекомендации по организации исследовательской деятельности:

- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений у детей (по А.И. Савенкову):
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Структурировать полученный в ходе исследований материал;
- Делать выводы и умозаключения;
- Доказывать и защищать свои идеи.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- особенностями изучаемого явления,
- наличием свободного времени,
- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим нужно оформить центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Рекомендуем посмотреть:

Опыты и эксперименты для детей от 2-3 лет Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима
Педагогическая технология "Клубный час". Н. П. Гришаева | Памятка для родителей "Осторожно пиротехника!"
Опубликовано: 1587 дней назад (29 июня 2020)
Просмотров: 10878
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Светлана Константиновна Бычкова # 1 июля 2020 в 12:38 +1
Голос!