Игровое занятие по развитию речи у детей подготовительной группы ДОУ
Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитателем работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.
Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.
Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.
В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи дошкольников, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Одной из форм развития речи является игровой тренинг, включающий в себя различные словесные игры с «волшебными» предметами и без них.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Цветик-семицветик»
За каждым его лепестком таится новое задание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
1-й лепесток игра. Игра – знакомство «Передай колпачок»
- Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку участники мастер-класса передают колпачок друг другу.)
- Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
2-й лепесток - игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
3-й лепесток - игра «На что может быть похож»
На экране будут появляться картинки, а дети называют аналогичный предмет.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
4-й лепесток игра - «Бывает или не бывает»
Дети поочерёдно придумывают разные предложения. Остальные участники игры хором утверждают: бывает это или не бывает.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
5-й лепесток - Физминутка «Цветки»
Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой)
Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны)
Ветерок чуть дышит, (подуть на руки)
Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,(по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)
Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)
Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
6-й лепесток - игра «Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
7-й лепесток - игра «Волшебная кисточка»
Один из ребят или воспитатель делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три – замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.
Постепенно усложняя, неоднократно повторяя игры, меняя задания в играх на обратные, побуждая ребенка самого загадывать, придумывать задания для своих сверстников, задавать вопросы и отвечать на них – мы обогащаем опыт ребёнка, развиваем его мышление.. А это влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Такие тренинги побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых детей.
Рекомендуем посмотреть:
Речевое развитие дошкольников Мастер-класс для педагогов ДОУ. Инновационные формы взаимодействия с семьей Конспект ДО по речевому художественно - эстетическому развитию в средней группе детского сада Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста. НасекомыеПохожие статьи:
Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Автор: Елена Дмитриевна Жардимова
Опубликовано: 2122 дня назад (30 января 2019)
Просмотров: 1019
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
||
|