Из опыта работы воспитателя ДОУ по развитию речи у дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т.д.
Считаем, что применение мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста очень актуально.(Слайд-актуальность применения мнемотехники в работе с дошкольниками)
• Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
• Применение мнемотехники , использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.
Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,
в течение трёх лет мы используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.(Слайд- что такое мнемотехника)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное–нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:
Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразовываем абстрактные символы в образы.
Этап №3 - пересказываем информацию(сказку, рассказ)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. (слайд-виды связного монологического высказывания)
Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, онивыступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.
В своей работе мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства , признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по составлению рассказа о зиме с помощью мнемотехники.( Показ слайдов с мнемодорожками)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Мы считаем, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Разучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблиц мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:
Выразительно читаем стихотворение.
Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.
Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.
Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.(слайд-мнемотаблица к стихотворению «Снеговик»)
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем на занятиях экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Применяем мы модельные схемы на различных занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. (слайд- требования к изготовлению моделей)
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей нам удалось достичь следующих результатов:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей детского сада. Мнемотехника Консультация для родителей дошкольников. Развитие речи у детей Мнемотехника для дошкольников Консультация для воспитателей в детском саду по развитию речи
Автор: Елена Дмитриевна Жардимова
Опубликовано: 2122 дня назад (30 января 2019)
Просмотров: 1993
Рубрика: Речевое развитие
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|