Конспект занятия для детей старшей группы на тему "Перелётные птицы"
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Перелётные птицы"
Программное содержание:1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Материал: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:Скучная картина!
Чахлая рябина
Тучи без конца,
Мокнет под окном;
Дождик так и льется,
Смотрит деревушка
Лужи у крыльца,
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, люди собирают урожай).
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
Ребята, посмотрите к нам прилетели птицы, давайте узнаем, какие это птицы, что они хотят сказать. Птицы расскажите о себе.
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Послушайте, пожалуйста, как кукует кукушка. (аудиозапись). Вы наверное слышали голос этой птицы особенно когда бываете в лесу или в деревне.
Давайте послушаем вторую птицу
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
(включается аудиозапись)
Послушаем как поет ласточка. Ребята, вот так щебечет ласточка.
Что расскажет третья птица.
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. (Аист)
(аудиозапись)
Вот такой звук издает аист.
Ребята как вы думаете о чем же мы с вами мы будем говорить сегодня?
- О птицах
- Правильно, но чтобы узнать о них больше посмотрим на экран (Просмотр презентации)
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином в виде треугольника, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Физминутка (загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
(руки за спину)
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. Ребята я вам перечисляю птиц. Когда я называю перелетных птиц , мы летаем, а когда называю зимующих, мы приседаем на корточки
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто улетел». Давайте назовем всех птиц. Вы закроете глазки и одна птица улетит на юг, когда вы откроете то должны угадать какая птица улетела на юг.
Например: на юг улетел журавль.
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый). и др.
Ребята, теперь я вас приглашаю сесть за столы. У каждого из вас на столах разложены разрезные картинки птиц. Ваша задача собрать картинку и назвать птицу. Будьте внимательными, потом расскажете какую птицу собрали, перелетную она или зимующую.
Анализ занятия
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
← Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Посуда | Конспект занятия по познанию для детей старшей группы ДОУ на тему «Домашние животные» →
Автор: Татьяна Витальевна Попова
Опубликовано: 365 дней назад (22 ноября 2023)
Просмотров: 243
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!