Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Выступление на семинаре в ДОУ на тему «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности»

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности
Игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства. Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон дают ребенку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.

Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много из положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей. Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса. У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения.

В детском саду дети играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определенные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью.

Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определённый порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.
Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.

Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Конструктивная деятельность с дошкольниками способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах.

Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение образовательных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных, творческих познавательных способностей дошкольников.

Выстроенная модель педагогической системы по формированию познавательной активности у дошкольников охватывала множество взаимосвязанных элементов — это не только цели и задачи, но и методы, средства, организационные формы образовательной деятельности, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.

Установлено, что старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Работая с конструктором , дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования - конструирование в развитии конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.

Конструирование предметов из ЛЕГО -деталей – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Таким образом, всё вышесказанное указывает на необходимость и возможность внедрения конструирования в образовательном процессе детского сада, что позволяет создать благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию инженерного мышления, первоначальных технических навыков.

На наш взгляд, конструирование – эффективное средство всестороннего развития дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Отдавая приоритет в своей работе познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, считаю, что использование конструирования активизирует познавательную деятельность детей, положительно влияет на игровые мотивы обучения, повышает творческий потенциал, обеспечивает развитие различных психических качеств и процессов (мышление, воображение и др.).

В процессе конструирования наши дошкольники развивают математические способности. Старшие дошкольники пересчитывают детали, выделяют их форму, размеры и цвет; учатся ориентироваться не только на листе бумаги, где самостоятельно делают зарисовки будущих построек.

Занятия по конструированию помогают дошкольникам в ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы (в саду имеются наборы кубиков с сюжетными фигурками и постройками, которые помогают закреплять лексические темы, позволяют расширить кругозор детей, формировать целостную картину мира и т.д.)

Также конструирование развивает и коммуникативные навыки, расширяет словарный запас, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, совершенствуется умение обобщать и делать выводы: старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий.

В старшей группе мы особое внимание уделяем совместному конструированию. Дети учатся планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.

В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Изготовленные детьми сконструированные модели в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания сконструированных моделей, очень важны для общего развития.
В основе данного материала лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности дошкольников.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Рекомендуем посмотреть:

Образец. Самоанализ занятия в детском саду Сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО (из опыта работы) Обучение дошкольников рассказыванию Семинар для воспитателей в ДОУ. Конструирование
Правила техники безопасности с конструктором Лего | Конспект развлечения в подготовительной группе. Профессии
Опубликовано: 1296 дней назад (6 мая 2021)
Просмотров: 1992
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!