Конспект занятия с психологом в детском саду в старшей группе
Открытое занятие с психологом в старшей группе детского сада из серии «В мире сказки» тема: «Врунишки»
Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, но может применятся и для детей младшего школьного возраста. может быть полезен для психологов, работающих в детских садах и начальных классах, педагогам детских садов и родителям (проигрывание ситуаций без психологического образования не проводим, ограничиваемся беседой по содержанию сказки).Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Содействие социально-коммуникативному развитию детей в детском саду, через развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Создать условия для доверительного общения взрослого и детей.
2. Способствовать развитию познавательной активности детей – развитие слухового и зрительного внимания, воображения.
3. Развитие навыков вербального и невербального общения детей друг с другом и взрослыми.
4. Развитие навыков эмпатического восприятия – я обманываю, меня обманывают.
5. Учить детей осознавать свои чувства и эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
6. Помочь осознать, что прибегать к вранью не самый лучший вариант решения проблем.
Методы и приемы:
Организационные – ритуалы приветствия и прощания; мотивационные – психологическая разминка; практические – рассказывание сказки, работа с вопросами к сказке, проигрывание сюжета; рефлексивные – игра с мячом «Сегодня я узнал…».
Материалы и оборудование: небольшой мяч для игры, карточки с изображениями животных в которых могут превратиться имена, текст сказки (но лучше, чтобы педагог знал её наизусть, не читал, а рассказывал, это даёт больший психотерапевтический эффект).
Ход занятия:
Ведущий (психолог) встречает детей, предлагает им разуться и сесть в круг на ковре, после того, как все расселись и заняли удобную позу, обращает внимание детей на то, что сегодня у нас гости, которые хотят послушать сказку. Затем, начинается занятие. Важно, взрослый (ведущий) сидит в кругу вместе с детьми, на полу – такая позиция делает его равным участником процесса, взрослый тем самым уходит от позиции доминирования, создавая ситуацию доверия. Наблюдатели сидят так, чтобы не попадать в поле зрения детей.1. Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть»
Дети сидят в кругу держась за руки и с улыбкой по цепочке передают друг другу (начиная со взрослого) слова «Имя ребёнка, я так рад тебя видеть». Например: «Коля, я так рада тебя видеть», Коля передаёт дальше, допустим Маше – «Маша, я так рад тебя видеть». И так, пока фраза не вернется к ведущему.
Ведущий показывает пример, следит, чтобы фраза звучала доброжелательно, напоминает про улыбку.
2. Разминка «Имя превращается»
Ведущий: Ребята, какие же вы все дружелюбные и вежливые. Я тоже очень рада видеть вас всех на занятии. Вы сейчас, когда обращались друг к другу, называли своих друзей по имени. А давайте немного пошалим, и представим, что наши мена попали в волшебную страну и превратились… превратились... Ну, допустим, в различных животных.
Задание предлагается для выполнения сначала детям, если они затрудняются его выполнить, то психолог показывает пример: «Моё имя Светлана, оно напоминает мне, что-то теплое светлое, пушистое, и превращается в пушистую кошечку». (Можно заранее приготовить большое количество карточек с изображениями различных животных, чтобы сделать упражнение более наглядным, помочь тем, кто затрудняется).
3. Основная часть
Ведущий: Какие у нас получились интересные превращения. Бывают имена похожи на животных по звучанию, бывают фамилии. Я знаю одну сказку, про девочку Асю Лисичкину, правда, её фамилия напоминает какое то животное? Какое? (Ответы детей) Да, ребята, именно с Лисички и начались у Аси неприятности. Хотите, расскажу? (Ответы детей)
Рассказывание (возможен вариант чтения) сказки «Сказка про обман, Асю и рисование» Ириса Ревю
«Ася Лисичкина обманывать приучилась. И детей и взрослых. Долго её обманы наружу не вылезали. Но сколь верёвочка не вейся… Обман всё равно вскроется.
Жила-была Ася Лисичкина. Ася хорошо рисовала. От души, красиво. А ещё Ася хорошо умела обманывать. И детей и родителей.
С каких пор Ася приучилась обманывать? С тех пор, как познакомилась с Лисой в детском саду. Однажды Ася играла с игрушками и вдруг одна игрушка ожила и направилась прямо к ней.
— Я – Лиса, ты – Лисичкина, давай дружить, — предложила рыжехвостая. – И обманывать будем вместе. Всем известно, что Лиса – это первая обманщица среди зверей.
Ася согласилась. С тех пор девочку как будто подменили.
— Что ты, Ася кушала сегодня в детском саду? – спрашивали её родители.
— Нам давали творожную запеканку, плов с курицей и оранжевый суп. Я всё съела, — хвасталась Ася.
А на деле оказывалось, что Ася прикоснулась к еде только чуть-чуть.
Обманывала Ася и детей. Напридумает, насочиняет с три короба, и сама запутается в своём вранье.
К Асе перестали относиться серьёзно.
И вот однажды Ася обманула свою подружку Катю. Она сказала ей, что прочитала интересную книжку про обезьянку Жаконю. Катя не знала, что Ася сказала неправду, и поначалу поверила подруге.
В тот день Алла Васильевна сказала детям, что после сна они будут читать интересную книгу. Это и оказалась книга про Жаконю. Катя захлопала в ладошки и сказала Алле Васильевне и всем детям, что Ася эту книгу уже прочитала. Алла Васильевна спросила у Аси, какие ещё животные живут в этой книжке. Ася покраснела и сказала, что она обманула Катю, и книгу на самом деле не читала.
Ася убежала в комнату с игрушками. Подружка-Лиса двинулась ей навстречу.
— Не расстраивайся, Ася, — сказала Лиса. – Обманывать – это так весело. Я горжусь тобой!
Только Асе было совсем невесело. Теперь все дети поняли, что она – обманщица. А ведь Ася в душе была совсем другой. К тому же, она была художницей, а настоящий художник должен быть правдив. Ася рисовала солнце, маму, детей. А получается, что она простая обманщица?
Ася решила больше не обманывать. Отучиться в один миг от вранья – это было Асе не по силам. Но она рассудила так:
— Прежде чем открыть рот, надо подумать, что сказать. Сначала ведь человек думает, и только потом говорит!
Ася была умная девочка!
А с Катей Ася дружить не перестала. Ася учила Катю рисовать. А Катя учила Асю не врать!»
После рассказывания начинается обсуждение сказки. Примерные вопросы по содержанию:
• Кого обманывала Ася Лисичкина?
• Какой вид искусства нравился Асе?
• Какие животные упоминаются в сказке?
• Какое животное поддерживало Асю в обмане?
• Почему Ася пришла к выводу, что обманывать плохо?
В ходе обсуждения ведущий предлагает вспомнить самые запомнившиеся моменты из сказки и изобразить их. После проигрывания обязательно следует обсуждение:
Что ты чувствовал, когда был (имя изображаемого персонажа)?
Что чувствовали другие дети? и т.д.
После этого, ведущий обязательно «выводит» ребенка из роли, проговаривая «Ты не (имя персонажа) ты (имя ребенка), это была игра». Количество проигрываний может быть от 1 до 3-х, в зависимости от затраченного времени и желания участников.
4. Подведение итогов занятия – игра с мячом «Сегодня я узнал»
Ведущий предлагает снова всем усесться на ковре в круг, кидает мяч в хаотичном порядке каждому ребенку и предлагает закончить фразу «Сегодня я узнал…» или «Сегодня я научился…»
5. Завершение занятия «Круг единства»
Участники занятия встают в круг. Ведущий благодарит участников за занятие и берет за руку стоящего слева от него участника. Тот, в свою очередь благодарит группу и берет за руку следующего участника. В итоге круг должен сомкнуться на ведущем. Когда круг сомкнется, все участники вытягивают руки вперед, говорят «Раз, два, три, никогда не ври», отпускают руки друг на друга и произносят «До новых встреч».
Список использованной литературы:
1. Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 9-11.
2. Николаева Е. И. Психология детской лжи// Портал психологических изданий: 2010, № 3 (24)
3. Ревю И. Сказка про обман, Асю и рисование
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект психологического занятия в старшей группе ДОУ. В мире эмоций Конспект психологического занятия по рисованию на песке для детей с ОВЗ. Старшая группаПохожие статьи:
Конспект занятия по эмоциональному развитию в старшей группе
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Участник №25 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!