Конспект урока физики в 9 классе. Закон сохранения импульса
Конспект урока физики для школьников 9 класса на тему "Закон сохранения импульса"
Аннотация методической разработкиОбразовательная программа, используемая для преподавания данного предмета:
Авторская программа О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова
УМК: Физика. 9 класс: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2014.
Предмет физика
Класс: 9
Тема урока Закон сохранения импульса
Тип урока: Урок рефлексии-комбинированный урок
Время реализации урока: 45 минут
Цель урока: Дать представление о сущности закона сохранения импульса. Добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса.
Задачи урока:
• образовательные: формирование понятий “импульс тела”, замкнутая система тел; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях;
• развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики; способствовать развитию логического мышления, умения выдвигать гипотезы; развивать навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу; развивать коммуникативную культуру;
• воспитательные: вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Индивидуальная, парная
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
Компьютер, набор «Механика» из серии оборудования лаборатории L- микро, программное обеспечение для работы с набором, компьютерный измерительный блок.
Программное обеспечение Windows 7
Дидактическое обеспечение Раздаточный материал
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Взаимные приветствия Активизация внимания обучающихся.
-Ребята, ваш импульс приближается к нулю. Кто ответит почему?
А если импульс не меняется, значит он - дополните предложение
А если часто и при определенных условиях, что- то повторяется, то это – чем называется?
Запишите в тетрадях тему урока ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Демонстрация флеш-анимации Столкновение ледокола с льдиной
Напрашиваются слова Рене Декарта, который сказал, что импульс - «количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько же своего движения, сколько его сообщает»
Ребята формулируют цель и задачи
2. Повторение изученного материала
Учитель просит двух учащихся выполнить домашние задания на доске, а остальных учащихся воспользоваться выходом в интернет и выполнить тестовое задания. На выполнение 4 мин, время определяется автоматически.
3. Исследовательская работа.
Выполнить эксперимент «Неупругое соударение тел» с помощью программного обеспечения и набора МЕХАНИКА L-микро
Раздает ребятам листы с таблицами для записи данных.
Приложение 1.
Фиксирует время движения на мониторе компьютера и проецирует на экран.(см.скриншоты для вычислений групп)
Для тел равной массы делают несколько пар учащихся
Для тел разной массы(легкая налетает на тяжелую) делают также несколько пар учащихся
При каком условии выполняется закон сохранения импульса? Найдите этот ответ в учебнике.
При взаимодействии двух тел их общий импульс остается неизменным.
ИЛИ
Сумма импульсов двух тел до взаимодействия равна сумме импульсов тел после взаимодействия.
Записывают формулу закона.
4. Закрепление и систематизация знаний
С ребятами проговаривают алгоритм решения задач на закон сохранения импульса
1. Выполнить схематический рисунок до и после взаимодействия в соответствии с условие задачи, в выбранной системе координат. На рисунке показать взаимодействующие тела и их скорости.
2. Записать закон сохранения импульса в векторной форме в общем виде и для данной задачи;
3. перейти к скалярной записи ЗСИ, для этого записать полученное векторное выражение в проекциях на выбранные оси координат;
4. Выразить искомую физическую величину из последнего выражения.
По этому алгоритму решают задачу1. Два тела массой 0,1 кг и 200 г движутся навстречу друг другу со скоростями 10 м/с и 20 м/с соответственно. Чему равен модуль скоростей тел после абсолютно неупругого удара?
Учитель предлагает учащимся проверить освоение нового материала с помощью заданий по группам Приложение 2
5. Итог урока
Предлагает ответить на обобщающие вопросы по теме урока, задает домашнее задание исследования №350, №351 из Сборника вопросов и задач к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник-Дрова-2015
6. Рефлексия деятельности
Учитель задает детям различные вопросы, нацеленные на рефлексию
Приложение 1
Лист для 1-х пар
Здесь l=5 см
Лист для 2-ой пары
Здесь l=5 см
Приложение 2
Группа 1. Задача. Корабль, масса которого 20 т, движется с выключенным двигателем со скоростью 10 м/с. Сталкивается с неподвижной льдиной массой 5 тонн. Какая скорость будет у корабля после столкновения со льдиной (удар неупругий). (на обороте справка - Ударом (или столкновением) принято называть кратковременное взаимодействие тел, в результате которого их скорости испытывают значительные изменения. В механике часто используются две модели ударного взаимодействия – абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары.
Абсолютно неупругим ударом называют такое ударное взаимодействие, при котором тела соединяются (слипаются) друг с другом и движутся дальше как одно тело. При абсолютно неупругом ударе механическая энергия не сохраняется. Она частично или полностью переходит во внутреннюю энергию тел (нагревание).
Группа 2. Задача. Из ружья массой 5 кг вылетает пуля массой 5 г со скоростью 600 м/с. Найти скорость отдачи ружья.
Группа 3. Задача. На железнодорожной станции формируется состав. Тепловоз массой 20 т движется со скоростью 20 м/с навстречу катящемуся вагону со скоростью 2 м/с. С какой скоростью тепловоз будет толкать впереди себя вагон такой же массы? (удар неупругий). (на обороте листа – справка- Ударом (или столкновением) принято называть кратковременное взаимодействие тел, в результате которого их скорости испытывают значительные изменения.
В механике часто используются две модели ударного взаимодействия – абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары. Абсолютно неупругим ударом называют такое ударное взаимодействие, при котором тела соединяются (слипаются) друг с другом и движутся дальше как одно тело.
При абсолютно неупругом ударе механическая энергия не сохраняется. Она частично или полностью переходит во внутреннюю энергию тел (нагревание).)
Группа 4. Задача. Во время экспертизы ДТП установлено, что до столкновения с легковым автомобилем, масса которого 3 т, грузовик массой 15 т двигался со скоростью 15 м/с. В результате столкновения грузовик продолжил движение со скоростью 10 м/с, а легковой авто был отброшен горизонтально в противоположную сторону своему движению со скоростью 15 м/с. Определите с какой скоростью двигался легковой авто до ДТП.
Скачать Конспект урока физики в 9 классе. Закон сохранения импульса
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики с презентацией по теме: Сила, 7 класс Конспект урока по физике, 7 класс. Равнодействующая сил Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса ко Дню космонавтики Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе. СценарийПохожие статьи:
КВН по физике 9 класс с ответами
Участник №40 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!