Конспект урока по физике, 7 класс. Равнодействующая сил
Конспект урока учителя физики, 7 класс
Предмет: физикаУровень образования: общеобразовательный 7 класс
Тема: "Равнодействующая сил"
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
• Ввести понятие равнодействующая сил; определение равнодействующей сил, приложенных к телу;
• Развитие представлений о взаимодействии тел, абстрактного мышления при изображении сил, умений осознанно применять изображение силы при решении задач, анализировать ситуации;
• Воспитание коммуникативных качеств личности, интереса к физике, культуры умственного труда.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I этап. Проблема– Добрый день, ребята! Приготовили все школьные принадлежности, необходимые к уроку. Посмотрите внимательно на экран. Иллюстрацию к какой детской сказки вы видите? Сегодня мы с вами на уроке попробуем дать физический смысл детской сказке. Действительно без мышкиной мускульной силы не вытащили бы репку? Чтобы решить эту задачу, нам необходимо изучить новое понятие.
II этап. Повторение изученного
Но для того, чтобы это сделать нам с вами необходимо вспомнить предыдущий материал по теме «Силы».
1. 3 человека выходят к доске и выполняют задание по карточкам.)
2. Один человек проводит практическую работу по определению коэффициента жесткости пружины.
Цель: вычислить коэффициент жесткости пружины
Оборудование: динамометр, измерительная лента или линейка, груз 1Н.
Ход работы:
1. Измерьте длину пружины динамометра ( L0)
2. Прикрепите к концу динамометра груз.
4. Измерьте новую длину резинки и значение силы F.
5. Определите удлинение резинки (L – L0).
7. Занесите полученные результаты в таблицу.
F, Н L0 , м L, м (L – L0), м
1 Н
2Н
8. Рассчитайте коэффициент упругости по формуле:
к = F / (L – L0)
к = ___________________________________
3. В это время весь класс выполняет задание в тетради: (компьютерная презентация)
Вопросы:
1) Закончите фразу: сила тяжести – это… вес тела – это… сила упругости – это…
2) Запишите формулы: силы тяжести, веса тела, силы упругости
3) Запишите единицы: силы тяжести, веса тела, силы упругости
4) Силу измеряют с помощью прибора, называемого…
III этап. Мотивация
– Чаще всего в реальной жизни на любое движущееся или покоящееся тело действует не одна сила, а несколько сил. Как в предыдущих заданиях и сказке про репку
Вопрос для обсуждения: «Как определить, в какую сторону будет двигаться тело, если на него действует несколько сил?»
IV этап. Изучение нового материла.
– Итак, тема нашего урока «Равнодействующая сила».
Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
– Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент и попробовать самим вывести формулы для расчета равнодействующей силы.
– Начнем нашу работу с фронтального эксперимента. У вас на столах лежат динамометры и наборы грузов по 1н (Р– 5). Выполняем эксперимент параллельно со мной
Порядок выполнения работы:
I. 1.Подвесьте на динамометр 1 груз.
2. Запишите в таблицу показания динамометра F1. ( Укажите направление)?
3. Надавите слегка на крючок динамометра пальцем и снова запишите показания F.
4. Вычислите силу F2., с которой рука действовала на крючок вниз. Результат в таблицу.
5. Измените значение силы F2. и запишите результаты.
6.Сделайте вывод о направлении сил и способе вычисления равнодействующей.
II.
1.Потяните крючок динамометра рукой слегка вверх и снова запишите показания динамометра (силы F).
2. Вычислите силу F2., с которой рука действовала на крючок динамометра вверх.
3. Измените значение силы F2. и запишите результаты.
4. Сделайте вывод о направлении сил и способе вычисления равнодействующей.
Запись формул в тетради
1. Если две силы, действующие на тело, направлены вдоль одной прямой в одну сторону.
Равнодействующая сила R по направлению совпадает с направлением сил F1 и F2, а её величина равна их сумме:
R = F1 + F2
2. Если две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой в противоположных направлениях, тогда величина равнодействующей силы R равна разности этих сил , и направлена по направлению большей силы
R = F1 - F2
V этап . Первичное закрепление
– Вернёмся к нашей сказке про репку. Введём следующие данные: Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? (Задание делаем устно – слайд на экране.)
Ответ. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.
Минута отдыха (упражнение для глаз)
VI этап. Работа учащихся с модулем.
1. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? (Устно)
2. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? (Устно)
3. Чему равна равнодействующая трех сил, приложенных к телу в точке А? (Устно)
4. На тело вдоль одной прямой действуют две силы 20 и 30 кН. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их равнодействующая равна 10 и 50 кН.
5. (Устно) На вопрос, чему может быть равна равнодействующая двух сил 2 и 5 Н, действующих на тело по одной прямой, некоторые учащиеся дали ответы: 10; 7; 5; 4; 2; 3; 8 Н. Из приведенных ответов укажите правильные.
6. На тело по одной прямой действуют силы 3; 4; 5 Н. Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1; 2; 3; 4; 6; 10; 12; 15 Н? (Нарисовать возможные случаи.)
7. Капля дождя в воздушной среде равномерно движется вниз. Какие силы в этом случае действуют на каплю? Изобразите эти силы графически.
8. Парашютист весом 800 Н спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха при равномерном движении парашютиста? Чему равна в этом случае равнодействующая сил, действующих на парашютиста?
9. Сокол благодаря восходящим потокам воздуха неподвижно парит в небе. Масса сокола 0,5 кг. Изобразите графически силы, действующие на сокола (масштаб: 0,5 см (1 клетка) — 1 Н). Чему равна равнодействующая этих сил? (g принять равным 10 м/с2)
Рефлексия
Вам необходимо в соответствующую клетку поставить знак «+» или «–».
– Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо сложить, то ставим знак «+».
– Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо вычесть, то ставим знак «–».
1. Два мальчика тянут канат в противоположные стороны. Рассчитать равнодействующую сил тяги мальчиков.
2. Спортсмен держит на вытянутой руке гирю. Равнодействующая силы тяжести спортсмена и гири…
3. Парашютист с раскрытым парашютом опускается на землю. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха…
4. Маленький мальчик сел к папе на колени. Равнодействующая силы тяжести мальчика и папы…
5. Камень бросили в воду и он опускается на дно озера. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления…
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики с презентацией по теме: Сила, 7 класс Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса ко Дню космонавтики Задания на закрепление знаний по физике, 7 класс. Физические тела. Физические явления Конспект урока физики, 7 класс. Атмосферное давлениеПохожие статьи:
КВН по физике 9 класс с ответами
← Конспект урока физики с презентацией по теме: Сила, 7 класс | Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса ко Дню космонавтики →
Автор: Петрова Светлана Юрьевна
Опубликовано: 3214 дней назад (3 февраля 2016)
Просмотров: 4819
Блог: разработки
Рубрика: конспекты уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!