Интеллектуальная игра по физике, 9 класс
Сценарий игры «Крестики-нолики» по физике для 9 класса
Цели: образовательная: повторить и закрепить знания школьников, полученные на уроках физики; развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой ситуации, творческие способности, выдержку; воспитательная: формировать научное мировоззрение, воспитывать интерес к изучению физики.
Место проведения: кабинет физики.
Участники: игра проводится в три тура. В каждом туре участвуют две команды по три человека и группа знатоков. Всего для игры понадобятся четыре команды игроков по три человека в каждой. Участники команд назначаются заранее. В группу знатоков каждый тур входят 9 человек. Состав этой группы произвольный, его можно импровизационно менять каждый тур. Ведущий игры - учитель.
Правила игры: первые два тура - отборочные, в них определяются команды-победители, которые затем сражаются за победу в третьем туре.
Группа знатоков располагается на стульях в центре класса в три ряда по три человека. Каждый из них получает две карточки - по одной со знаками «X» и «О». Команды игроков располагаются справа и слева от знатоков. Команды выбирают свой знак отличия - «X» или «О». Ведущий задает вопросы игрокам каждой команды поочередно. Сначала ответ дает знаток, указанный игроком. Затем игрок говорит, согласен ли он с ответом знатока. При несогласии он должен выбрать свой вариант ответа из предложенных ведущим. Если ответ знатока совпадает с ответом игрока и является верным, знаток поднимает карточку, соответствующую знаку команды игрока. Если знаток ошибся, но игрок исправил его ошибку и дал правильный ответ, то знаток также поднимает карточку со знаком команды игрока. Если же ответ неверен, знаток поднимает карточку со знаком противников. Результат ответа - верный он в итоге или нет - оценивает ведущий.
Суть игры заключается в том, чтобы среди знатоков выстроить линию из знаков своей команды по принципу игры «Крестики-нолики». Кроме того, за каждый верный ответ команде начисляется один балл. Если же по окончании тура ни одной из команд не удалось выстроить прямую из своих знаков, то победитель определяется по подсчету общего количества очков.
Если тур закончился досрочно, то есть одной из команд игроков удалось выстроить прямую еще до того, как были использованы все вопросы, то с оставшимися вопросами можно провести игру со зрителями. За правильный ответ зритель получает карточку с желаемым знаком. По окончании игры награждается не только команда-победитель, но и лучший зритель.
Предварительная подготовка и оборудование: равное число карточек с изображением знаков «X» и «О»; по 9 карточек с каждым знаком для группы знатоков и по 9 таких же карточек-эмблем для участников; произвольное число карточек для поощрения верных ответов зрителей; для проведения жеребьевки жетон, на одной стороне которого необходимо нарисовать знак «крестик», а на другой - «нолик».
Ход игры
Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад наши бабушки и дедушки. Она называется «Крестики-нолики», и условия ее известны каждому. Вот на доске нарисована решетка для этой игры - девять ячеек. Задача игроков - составить три ячейки в один ряд, поочередно вписывая в них свои значки - крестики или нолики. Ряд может быть любым - по горизонтали, вертикали или диагонали. Просто, верно?
Но наша игра будет посложней. Для того чтобы игрок имел возможность вписать свой значок в клеточку, ему нужно правильно ответить на вопрос сегодняшней викторины. А кроме игрока думать над ответом будет его помощник - знаток, который в случае успеха поднимет карточку со значком соответствующей команды. Ну а если ответ ошибочный, повезет соперникам, так как знаток поднимет карточку с их значком.
Игра пройдет в три тура. Для сегодняшней встречи мы подготовили четыре команды по три игрока в каждой. Для удобства мы обозначили их порядковыми числами - первая команда, вторая, третья и четвертая. Вот в первом туре будут играть первая и вторая команды. Во втором - третья и четвертая. А в третьем туре встретятся победители двух первых туров и будет определен общий победитель всей игры. Не думайте, что в игре будут очень трудные вопросы. На каждый вопрос первого тура имеется три ответа - только выберите правильный. А кроме того, вам надо будет чуть-чуть сосредоточиться и вспомнить пройденные уроки - все правильные ответы вы наверняка знаете.
Внимание, игроки, я объясняю правила игры. Выслушав вопрос, вы выбираете знатока, который должен найти правильный ответ. А затем (в течение трех секунд) вы анализируете ответ знатока и говорите, согласны ли вы с ним. Если знаток дал правильный ответ и вы согласны, знаток поднимает карточку со знаком вашей команды. Если знаток ошибся, но вы с ним не согласны и дали свой, верный, ответ - то же самое. А вот если ответы знатока неверные и вы их не поправили, поднимается карточка со значком вашего противника. В процессе игры вы быстро поймете правила.
Начинаем первый тур! Прошу выйти игроков первой и второй команд. Давайте бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. Нам в этом поможет жетон для жребия. Видите, на одной его стороне нарисован крестик, на другой - нолик. Каким значком вверх ляжет жетон, то наименование получит команда справа от меня. Ну а оставшаяся команда получит и оставшееся имя.
Идет жеребьевка. Игроки прикалывают к своей одежде эмблемы.
Теперь нам понадобятся девять знатоков. Кто хочет стать знатоком первого тура?
Идет отбор знатоков. Каждый получает по две карточки - по одной со знаками «крестик» и «нолик». Знатоки усаживаются на стулья в центре класса.
Вот наши знатоки будут изображать ячейки-решетки для игры в «крестики-нолики». Посмотрим, какая команда первой выстроит линию из трех своих значков.
Теперь бросим жребий, для того чтобы определить, какой команде я задаю первый вопрос и тут же читаю на него три варианта ответа. Напомню еще раз: игрок, который отвечает, сначала выбирает себе помощника из знатоков, выслушивает его ответ и говорит, согласен он с ним или нет.
Прошу зрителей вести себя корректно и не подсказывать участникам игры. Во-первых, среди подсказок могут оказаться неверные, во-вторых, мы будем также проводить конкурс среди зрителей, и вы получите возможность сами проявить свои знания, а в-третьих, я думаю, что почти каждый из вас сможет сегодня испытать Свои силы в качестве игроков или знатоков.
Игроки, вы готовы вступить в игру? А знатоки готовы им помогать? Итак, мы начинаем заполнение нашей игровой решетки крестиками и ноликами.
Вопросы первого тура:
1. Как называется единица индукции магнитного поля в системе СИ? (Тл (тесла).)
2. По какой формуле можно вычислить модуль силы Ампера? (F = IBl sinа)
3. По какой формуле можно вычислить модуль индукции магнитного поля В под действием силы F на проводник с током I, длиной l, расположенный перпендикулярно к полю.
4. По какой формуле можно вычислить модуль индукции магнитного поля В длинного прямолинейного проводника с током I, который находится в вакууме.
5. При движении постоянного магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр, в цепи возникает электрический ток. Как называется это явление? (Электромагнитная индукция.)
6. По какой формуле можно вычислить ЭДС индукции в проводнике, который двигается со скоростью и в магнитном поле?
7. По какой формуле можно вычислить ЭДС самоиндукции.
8. По какой формуле можно вычислить плотность энергии магнитного поля.
Ведущий. Первый тур завершен, и мы определили первого победителя игры. Пусть игроки пока отдохнут - им еще предстоит сразиться в финале конкурса. Мы благодарим и знатоков, они тоже могут занять свои места среди зрителей. А теперь приглашаем проверить свою эрудицию участников третьей и четвертой команд.
Игроки занимают свои места. Проводится церемония жеребьевки названий команд, выбор знатоков и жеребьевка права первого хода.
Вопросы второго тура:
1. Что такое магнитное поле? (Магнитное поле - силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды и на тела, обладающие магнитным моментом, независимо от состояния их движения.)
2. Между чем возникает магнитное взаимодействие? (Между движущимися зарядами.)
3. Чем создается магнитное поле? (Порождается движущимися зарядами.)
4. Каким будет значение силы Ампера, если угол между вектором индукции и направлением тока равен 90°? (Максимальным.)
5. По какому правилу находят направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле? Сформулируйте это правило. (Правило левой руки: если ладонь левой руки расположить так, чтобы перпендикулярная к проводнику составляющая В вектора магнитной индукции входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца указывали бы направление тока, то отогнутый на 90° большой палец укажет направление силы
6. Назовите основные части электродвигателя. (Статор и ротор.)
7. Какая сила действует на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля? (Сила Лоренца.)
8. Как направлена сила Лоренца? (Сила Лоренца направлена перпендикулярно вектору скорости заряженной частицы.)
Ведущий. Мы определили второго участника финальной игры. Наступает решительный момент - итоговая встреча. Сейчас я вызываю победителей первых двух туров.
Идет традиционная церемония розыгрыша названий, смена команды знатоков, жеребьевка первого хода.
Вопросы третьего тура:
1. Что называется линией магнитной индукции? (Линиями индукции (или линиями вектора В) называют линии, касательные к которым направлены так же, как и вектор В в данной точке поля.)
2. Сформулируйте закон Ома для полной цепи. (Сила тока в замкнутой цепи прямо пропорционально ЭДС источника тока и обратно пропорциональна сумме внешнего и внутреннего сопротивления.)
3. Сила Лоренца совершает работу или нет? Ответ обоснуйте. (Сила Лоренца перпендикулярна скорости заряженной частицы, поэтому работу она не совершает.)
4. Как движется частица, влетая в однородное магнитное поле под углом? (По спирали.)
5. Перечислите основные свойства магнитного поля. (Порождается движущимися зарядами; обнаруживается по действию на движущиеся заряды.)
6. Что принимается за направление вектора магнитной индукции? (За направление вектора магнитной индукции принимается направление от южного полюса к северному магнитной стрелки, свободно устанавливающейся в магнитном поле.)
7. Какое правило применяется при определении вектора магнитной индукции для прямого проводника с током? Сформулируйте это правило. (Правило буравчика: если направление движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения рукояти буравчика будет совпадать с направлением вектора магнитной индукции.)
8. Какое поле называется вихревым? (Вихревое поле - поле, силовые линии которого являются замкнутыми.)
В заключение игры ведущий подводит итоги встречи. Идет награждение команды-победительницы и лучших зрителей.
Игру целесообразнее всего проводить в конце изученного раздела. По желанию педагог может произвести замену вопросов, которые показались ему слишком усложненными или, наоборот, чересчур элементарными.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!