Конспект урока-игры по литературному чтению для 1 класса на тему «Произведения С.Я. Маршака»
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Произведения С.Я. Маршака».
Автор: Крючкова Ирина Борисовна, учитель начальных классов.Место работы: МБУ «Лицей №57» г.о.Тольятти Самарской области.
Встреча с поэтом С.Я.Маршаком.
Материал можно использовать в первом классе на уроке литературного чтения или во внеурочной деятельности. Дети активно участвуют в различных конкурсах, которые связаны с произведениями С.Я.Маршака, знакомятся с некоторыми фактами из жизни поэта.Цель: знакомить младших школьников с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.
Задачи: развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях; развивать мышление, память, речь; учить работать в группе.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг Самуила Яковлевича Маршака, карточки с заданиями, предметы для конкурса «Потеряшки».
Ход урока
1. ВступлениеУчитель:
- Дорогие ребята! Я уверена, что все знают замечательного поэта нашей страны Самуила Яковлевича Маршака. Его стихи сопровождают вас с самого раннего детства. Сегодня посмотрим, как хорошо вы знакомы с творчеством С.Я.Маршака. Вы обязательно узнаете и новую информацию об этом поэте.
У нас будет 2 команды. Выберите название команды и капитанов.
2. Конкурс «Кто быстрее?»
Учитель:
- Сейчас вы узнаете или вспомните, в каком году родился С.Я.Маршак. Капитаны получат листочки, на которых написано четыре примера. Надо решить примеры, записать по порядку полученные ответы. Это и будет год рождения С.Маршака.
8 – 5 + 4 +10 – 16 =
12 – 3 – 7 + 4 + 2 =
3 + 8 + 7 – 4 – 6 =
4 – 4 + 3 – 1 + 5 =
(Ответ: 1887 год)
Учитель:
- Да, Самуил Яковлевич Маршак родился очень давно. В прошлом году было 130 лет со дня его рождения. А его стихотворения до сих пор любят и дети, и взрослые. Самуил Яковлевич писал не только стихи, а еще и пьесы, сказки, сочинял загадки, написал повесть о своем детстве. Самуил Маршак был одним из лучших поэтов-переводчиков. Благодаря ему мы познакомились с замечательными произведениями Вильяма Шекспира, Роберта Бернса, Редьярда Киплинга, Джанни Родари и других авторов. А Джанни Родари очень нравились стихи Самуила Маршака, некоторые из них он перевел на итальянский язык.
3. Конкурс «Найди свою группу»
Учитель:
- В конкурсе участвуют 10 человек. Ребята получат карточки, на которых написано по одной строчке из двух стихотворений Самуила Маршака и заголовки. Надо найти свою группу, своё стихотворение, прочитать получившееся четверостишие и сказать, из какого стихотворения взят отрывок.
Ученики берут карточки, находят свою группу, свободно перемещаясь по классу, выстраиваются в нужном порядке и читают стихи:
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
Июль
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Учитель:
- У Самуила Маршака есть цикл стихов про каждый месяц, который называется «Круглый год». Самое большое стихотворение написано про декабрь. Наверное, потому что в декабре самый замечательный праздник. Какой?
Дети:
- Новый год!
4. Конкурс «Составь слово»
Учитель:
- Сейчас капитаны получат конверты, в которых находятся буквы. Из этих букв надо составить названия стихотворений Самуила Маршака. Маленькая подсказка: Самуил Маршак назвал цикл этих небольших стихов «Детки в клетке».
Дети получают буквы и составляют названия стихотворений:
ИГИПНВН («Пингвин»)
ДЛЕВБРЮ («Верблюд»)
ЗЬОАБНЕЯ(«Обезьяна»)
5.Конкурс «SMS-сообщения»
Учитель:
- Самуил Маршак родился в Воронеже. Потом он жил в Острогожске, в Петербурге, в Ялте, Краснодаре, учился в Англии. На наш урок я пригласила приехать героев стихотворений С.Маршака. Они прислали нам sms-сообщения. Сможете ли вы отгадать, кто их прислал и героями каких стихотворений они являются?
Капитаны читают SMS-сообщения:
а) Приеду к вам, как только разнесу все письма. («Почта» - почтальон)
б) Скоро приеду. Доиграю с сестренками и братишками в кошки-мышки и в путь! («Сказка об умном мышонке» - мышонок)
в) Благодарю за приглашение. Упаковываю вещи: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и бо-ольшую собачонку. Ждите! («Багаж» - дама)
г) Приеду с подарками: буфет, табурет, рама для портрета, лучинки для печки. («Мастер-ломастер» - мальчик)
д) Приехать не смогу... Исправляю единицы. («Про одного ученика и шесть единиц» - ученик)
е) Приехал в школу №75. Мне не рады. Сказали, что здесь литературный урок про С.Маршака не проводится... ( «Вот какой рассеянный» - человек рассеянный)
6. Конкурс «Потеряшки»
Учитель выносит коробку и говорит:
- В уголке «потеряшек» я нашла разные вещи. Давайте подумаем, из каких стихотворений С.Маршака потерялись эти предметы.
Дети называют предметы, которые им показывает учитель, и отгадывают, из какого стихотворения эти вещи.
1. Простынка (стихотворение «Усатый-полосатый»).
2. Картина, корзина (стихотворение «Багаж» ).
3. Письмо (стихотворение «Почта»).
4. Шапка, сковорода (стихотворение «Вот какой рассеянный»).
5. Дневник (стихотворение «Про одного ученика и шесть единиц»).
6. Ножницы (стихотворение «Где тут Петя, где Сережа?»).
7. Молоток, пила (стихотворение «Мастер-ломастер»).
8. На листе нарисованы точка, вопросительный и восклицательный знаки (стихотворение «Знаки препинания»).
7. Конкурс «Физминутка»
Учитель:
- Сейчас капитаны получат карточки с текстом стихотворения С.Маршака «Мяч». Вам надо придумать движения, которые можно делать, читая это стихотворение. Через 2 минуты проведите физминутку с классом.
Дети готовятся, придумывают движения и показывают результат.
8. Конкурс «Найди ошибку»
Учитель:
- Сейчас вы услышите строки из стихов С.Маршака. Но там будут ошибки. Надо их назвать.
1). – Где обедал, воробей?
- В зоопарке у друзей. (У зверей)
2). Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, перину, корзину, картонку и маленькую собачонку. (Картину)
3). Открываем календарь –
Начинается февраль. (Январь)
4). Пароход за пароходом он выводит в океан.
И растёт он с каждым годом, этот славный мальчуган! (Великан)
9. Конкурс «Найди рифму»
Учитель:
- Звонкие строчки стихов Маршака произносятся легко и весело, потому что каждое слово так точно выбрано и поставлено в строку, как мельчайшие детали в самых сложных механизмах. Вам предстоит вспомнить и отгадать рифму – слова, которыми оканчиваются строчки из разных произведений Маршака. Если вспомните название произведения, будет замечательно.
Ученики читают отрывки из произведений С.Я.Маршака:
а) Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Остается – с моста в реку
Иль бежать в ... (библиотеку)!
Стихотворение «Книжка про книжки»
б) Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, -
Свет и богат и велик.
Наши советские дети
Так изучают ... (язык).
Стихотворение «Урок родного языка»
в) И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как ... (две сороки).
Стихотворение «Ежели вы вежливы»
г) Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На ... (каток).
Стихотворение «Кот и лодыри»
д) А кого унять не может
Младший брат – спокойный сон,
Старший брат в постель уложит –
Тихий, строгий ... (Угомон).
Стихотворение «Угомон»
е) Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему ... (четыре).
Стихотворение «Дважды два»
10. Конкурс «Выразительное чтение»
Учитель:
- В 1920 году Самуил Маршак вместе с другими литераторами, художниками, композиторами организовал один из первых в России театр для детей, который скоро вырос в целый «Детский городок» со своей школой, библиотекой, различными кружками. Самуил Яковлевич писал пьесы для этого театра. Сейчас вы тоже превратитесь в артистов. Вам будут даны 2 произведения. Познакомьтесь с ними, распределите роли и выразительно прочитайте зрителям.
Капитаны получают стихотворение «Волк и лиса» и отрывок из стихотворения «Весёлый счёт» про ноль.Группы готовятся и показывают свои работы.
11. Подведение итогов.
Учитель:
- Наш урок заканчивается. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы! Хочется закончить урок стихотворением Самуила Маршака «Пожелания друзьям», которое он написал в 1958 году. Эти слова для вас, ребята!
(Учитель читает стихотворение.)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Данько «Загадочные буквы» Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сапгир «Про медведя». Школа Россия Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Обобщение по теме «Сказки»Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Участник №17 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 мая по 31 августа 2018 года
Автор: Ирина Борисовна Крючкова
Опубликовано: 2339 дней назад (9 июля 2018)
Просмотров: 5702
Рубрика: Конспекты уроков
|
+12↑ Голосов: 12 |
Комментарии (18)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
Здравствуйте, Ирина Борисовна! Спасибо за пример увлекательного и полезного урока! Он наверняка будет интересен для первоклассников, потому что наполнен играми, конкурсами, творчеством, стихами, общением, поиском, загадками и открытиями, всем тем, что является мотивирующим и важным в младшем школьном возрасте. В литературоведческий материал очень органично вплетаются математические задания, задания на логику, моменты театрализации. Отчётлива видна непринуждённая атмосфера урока: игры и конкурсы, общение в командах, свободное перемещение, физическая активность, эмоции. Уверена, что информация, полученная, а точнее открытая и прожитая детьми на уроке, запомнится детям максимально, потому что она зафиксируется у детей в виде ярких образов и эмоций, которые обеспечивают очень разнообразные задания. Отличный материал, Ирина Борисовна! Большое спасибо! |
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|