Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе «Эх, гуляй народ! Ярмарка идёт!»
Описание. Материал представляет собой методическую разработку сценария фольклорного праздника в начальной школе. Публикация будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, организаторам школьных мероприятий, воспитателям дошкольных учреждений.
Автор. Фуфаева Оксана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ «Аннинский Лицей», п.г.т. Анна, Аннинский район, Воронежская область.
Цель мероприятия: приобщить детей к высокой моральной культуре своего народа.
Задачи:
Познакомить детей с детским фольклором через систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора в игровой форме (потешки, приговорки, считалки, песенки, частушки, прибаутки, игры); обогащать знания о природе.
Развивать память, речь, мышление, воображение с помощью незатейливых по содержанию и простых по форме малых форм народного поэтического творчества (речевые, смысловые и звуковые богатства речи), а также интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.
Воспитывать художественный вкус; обучать навыкам поведения через установление с детьми эмоционального контакта, эмоционального общения с помощью интересного содержания, богатства фантазии, ярких художественных образов; формировать нравственные привычки.
Состав участников мероприятия: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся не ограничено.
Продолжительность мероприятия: 1 академический час (45 минут).
Специфика мероприятия: познавательно - развлекательное.
Форма организации: праздник.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: музыкальная аппаратура.
Предварительная подготовка учащихся к мероприятию: русские народные костюмы у каждого участника, 6 костюмов для скоморохов.
Структура мероприятия
Все дети одеты в русские народные костюмы. Зал убран в деревенском стиле: на заднем плане по центру – ворота, слева изгородь-плетень, справа – русская печка (метла, кочерга). На переднем плане слева - стол с вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, самовар с сушками, вышитые полотенца.
Звучит «Ярмарочный звон». Входят в зал все участники праздника. Инсценируют ярмарочную суету под музыку «Ярмарка»


Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому — правду, кому — песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость (из зала): Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде! (Усаживаются возле печки)

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах,
Щёлкают орешки да говорят потешки.

Хозяин: Эй, собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки,
Вас сегодня ожидают русские потешки.

Выходят два ученика танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон сцены) и разыгрывают диалог, сопровождая его игровыми движениями.

— Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
— Далеко.
— Что делала?
— Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
— А кто же им рад? Еще что ж дать?
— Этому - пряник, этому — калачик,
Этому — сальца, этому - яйца.
— А где же их посадить? А куда их проводить?
— Тут — пень, тут — колода,
Тут — болото, тут — холодная вода.

Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).

Выходит еще один ученик танцевальными шагами под музыку «Потешки», инсценирует потешку.


— А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елочку укачал,
Я с елочки упал,
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.

Уходит танцевальными шагами под музыку «Потешки».

Выходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон) девочка с половником в руке и мальчик с деревянной миской, инсценируют потешку.

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что пили-ели?
— Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.(При этих словах делает легкий шуточный удар половником в лоб)

Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).


Скоморох 1: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Скоморох 2: Ну что ж, говори свою скороговорку.
Нам ее повторить, что комара словить!

Вместе (скоморохи 1 и 2): Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.
(Произносят скороговорки, а зрители в зале повторяют за ними)

У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.


Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).

Хозяин – хозяйка (вместе): Языки мы наломали, да немного приустали.
Русь богата пирогами - поиграйте вместе с нами.

Игра «пирог» (проводит учитель)

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Пирог». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две колонны по 6 человек. Считалкой выберем водящего – он будет пирогом.

(Скоморох выбирает водящего считалкой)

Скоморох 3: Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
Игру первым начинает!

Учитель: Пирог садится между шеренгами. Мы говорим такие слова:
Да какой он высоконький,
Да какой он широконький,
Да какой он мяконький,
Режь его, да ешь!


(Во время пения, при словах «высоконький» - поднимают руки вверх, «широконький»- разводят в стороны, «мяконький» - гладят по животу).

Учитель: Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги по порядку. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду (встают последними), а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 4: А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Игра «петушиный бой»

Учитель: Предлагаем поиграть в «Петушиный бой». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две шеренги. По очереди из каждой шеренги выходят по 1 человеку в круг. Руки ставим за спину, поднимаем одну ногу. Побеждает тот, кто вытолкнет соперника из круга или вынудит его встать на две ноги. Начинаем по моей команде.

Хозяйка: На Руси всегда ведётся,
И обычай есть такой,

Хозяин: Что без песни без казачьей,
Не проходит праздник никакой.

Исполнение казачьей песни.

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 5: Ото всех дверей, ото всех ворот.
Выходи скорей, торопись народ!

Скоморох 6: Как у наших у ворот, собрался честной народ,
Петь, плясать, да в игры играть!

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).


Инсценировка песни «Как у наших, у ворот»
1.Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.
2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.
3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.
5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,
Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи»

Скоморох 5: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».\

Исполнение музыкального произведения на дудочке.

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 6: Это кто в углу сидит невесел?
Кто угрюмо нос повесил?
Встаньте с нами танцевать,
Будем «Вареньку» плясать!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Исполнение танца «Варенька».

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 3: Эх, частушка - веселушка!
Сколько в ней задора и юмора,
Но есть и правда.

Скоморох 4: Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны). А в это время на сцену выходят участники для исполнения частушек.

Частушки

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась.
А гармошка заиграла
Я не удержалась.

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.

Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила -
Накухарничала!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку –
Я как вкопанный стою.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Кабы, кабы да кабы,
На носу росли б грибы,
Сами бы варились,
Да и в рот катились.

Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 1: Рады вашему веселью,
Делу – время, играм – час.
Кто здесь ловкий и умелый?
Посмотреть хочу на вас!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

«Перетягивание каната»

Учитель: А сейчас игра «Перетягивание каната». Ну-ка, померьтесь своей силушкой! Приглашаем по 2 человека от класса. Делимся на 2 команды по 6 человек. Построимся в шеренгу. Побеждает команда, перетянувшая канат на свою сторону.

Хозяин: Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша!

Хозяйка: В хороводе закружимся,
И весельем зарядимся.

Учитель: Приглашаем в хоровод по 2 человека от каждого класса!
Водят хоровод под музыку «Во поле берёза стояла» повторяя движения за специально подготовленными детьми (5 человек).

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».

Скоморох 6: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое — золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты поди, запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь): В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко я продам.
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Все куда-то подевалось.
Дед: Ну, что мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба: И Шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Вместе: Заходите без стесненья!

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 1: Эй, друзья, скорее в круг,
Смело, без опаски.

Скоморох 2: Нам сегодня лучший друг,
Тот, кто любит пляски.

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).

Исполнение танца «Порушка-Параня».

Хозяйка: Вот и повеселились мы от души, а теперь, как говорится, делу время - потехе час, пора расходиться по домам. Заглядывайте к нам еще на завалинку - гостям мы всегда рады! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Фольклорный праздник для начальных классов. Сценарий Экологический театрализованный праздник для 1 - 4 класса. Сценарий Литературный праздник для 2-3 класса. Сценарий Сценарий выпускного бала в начальной школе

Похожие статьи:

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Крылатые слова. Примеры с объяснением

Сценарий внеклассного игрового мероприятия совместно с родителями, 2 класс

Итоговое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Как организовать летний отдых детей. Консультация для родителей школьников
Опубликовано: 2177 дней назад (8 декабря 2018)
Просмотров: 10354
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Валентина Валерьевна Саясова # 9 декабря 2018 в 14:58 0
Оксана Сергеевна, прекрасный праздник и очень поучительная сказка!