Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Нравственного воспитания учащихся начальной школы

Опыт работы учителя начальной школы. Нравственного воспитания младших школьников.
"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"
Ф. Рузвельт


Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми.
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Если спросить у родителей: "Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?" - скорее всего мы услышим: "Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость…".
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Именно уровень культуры людей, проживающих в данном обществе, определяет, насколько комфортно и безопасно в нем жить.
Проблема нравственного развития детей младшего школьного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе: в современном мире становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек. Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом у родителей. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Например: популярность «гражданского» брака, разводов, абортов, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, признание однополых браков, жестокость и агрессия - все льется сплошным потоком с экранов телевизоров и мониторов, через СМИ и даже через современное искусство. Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода. А по-сути, это хаос, информационная помойка, в котором не за что зацепиться, не на что опереться.
Поэтому растет тревога родителей по мере взросления детей: "Как бы он не пошел по наклонной дорожке". Но кто из детей слушает сейчас этих "предков"? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста.
Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет ребенок был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. Но без разумного управления этим процессом, он может делать ошибочные выводы. Например: я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, даже не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и не просто сегодня, а сегодня дома, в семье.
Дом для ребёнка – школа. Школа- подготовка к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям..., но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны не только учителя, но и родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему... Например: сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.
Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший.
Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям совместно с воспитателями и учителями воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 1 классе. Давайте жить дружно Воспитание поликультуры у школьников Воспитание нравственности у младших школьников через сказки Программа по нравственному воспитанию младших школьников

Похожие статьи:

Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику

Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»

Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская

Правила вежливости для детей

Внеклассное мероприятие о правилах личной гигиены, 1 класс

Веселые старты в зимнее время в начальной школе
Опубликовано: 2304 дня назад (2 августа 2018)
Просмотров: 1696
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!