Опыт работы. Семейный клуб, как форма взаимодействия с родителями
Семейный клуб в детском садике
В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не занимаются его воспитанием. К социальным сиротам относят не только детей, от которых родители отказались, но и тех детей, которые проживают с родителями (законными представителями), но не получают обеспечения своих физических и психосоциальных потребностей. С обеспечением физических потребностей ребенка все очевидно: его надо кормить, одевать, обеспечивать ему сон и т. д. Однако, этого недостаточно для обеспечения полноценного роста и развития ребенка. «Дети – живые цветы жизни», - так поэтично выразил глубокую мысль А.М. Горький, а чтобы они распустились, расцвели, радовали нас, необходима согласованность действий всех, кто соприкасается с этими цветами – нашими детьми.
В дошкольном возрасте значимую роль в развитии личности ребенка играет взрослый. Эта зависимость обусловлена тесной эмоциональной привязанностью малыша к родителю (законному представителю). А.С.Макаренко говорил: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть. Свои убеждения младшему поколению». Но родители (законные представители) зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому одним из способов оказания по налаживанию семейных взаимоотношений и по профилактике социального сиротства являются занятия в диаде «родитель (законный представитель) – ребенок». При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Методами групповых форм работы с родителями (законными представителями) в рамках семейно-ориентированного подхода являются:
- Просветительская работа: выступления на родительских собраниях «Жестокое обращение с детьми», «Стили семейного воспитания», «Как любить ребенка», «Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка», «Поощрения и наказания в семье»; круглые столы по темам воспитания детей и профилактики жестокого обращения в семье; вечера вопросов и ответов по вопросам преодоления семейных кризисов; разработка буклетов и памяток, оформление стендов по теме психологического благополучия детей и родителей; привлечение родителей(законных представителей) к участию в родительских собраниях, спортивных праздниках и других мероприятиях, организуемых в ДОУ.
- Диагностическая работа: выявление особенностей внутрисемейных отношений: проективный тест «Рисунок семьи»; техника «Семейная скульптура»; метод «Семейное пространство»; метод «Незаконченный рассказ». Анкетирование и тестирование родителей, направленные на раннее выявление семейного неблагополучия.
- Консультативная работа: помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей, роль семьи в развитии личности ребенка, родительский авторитет.
- Коррекционно-развивающая работа: занятия с семьями и с семьями группы риска: тренинговые занятия; деловые игры; семейный клуб.
В 2017-м году в ДОУ проведено анкетирование, которое выявило следующее:
Результаты анкетирования
Удовлетворенность качеством детско-родительских отношений - 45%
Интерес родителей к психологическому благополучию детей - 37%
Воспитательская уверенность родителей - 52%
Поэтому одним из способов по налаживанию семейных взаимоотношений по профилактике социального сиротства был создан семейный клуб «Артландия».
Целью работы данного клуба: является оптимизация детско-родительских отношений через грамотно выстроенное общение и совместную деятельность с ребёнком.
Задачи семейного клуба «Артландия»: объединение усилий педагогического коллектива и родителей (законных представителей) в развитии ребенка как личности; гармонизация детско-родительских отношений; развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности; развитие творческих способностей и фантазии.
Групповая работа важна тем, что выявляет сходность вопросов, волнующих многих родителей (законных представителей), а также позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей. Занятия строятся на основе игровых упражнений, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений: установление эмоциональных связей, формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями (законными представителями) и ребенком, развитие креативных способностей детей и родителей (законных представителей) в совместной деятельности.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, и именно этим обусловлен выбор игровой подачи коррекционно-развивающего материала. Игра способствует воссозданию самых различных отношений и связей в системе «ребенок-родитель (законный представитель)».
Методы и приемы работы: психологические упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, релаксация.
Используемые методики, технологии для родителей (законных представителей): Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений); Опросник измерения родительских установок и реакций Е.Шеффера (методика РАRI); Тест-опросник родительского отношения.
Используемые методики, технологии для детей: Методика «Три дерева» Э.Клессман; Методика «Лесенка» В.Г.Щур; восьмицветовой тест Люшера (для детей 5-6 лет).
Мероприятия в семейном клубе «Артландия»: Вечер подарков к Международному дню 8 марта «Цветные песочные картинки»; тренинговое занятие «Волшебная мандала» …
Достигнутые цели работы по семейно-ориентированному подходу:
Критерии/год 2017 2018
Удовлетворенность качеством детско-родительских отношений 43% 68%
Интерес родителей к психологическому благополучию детей 37% 71%
Воспитательская уверенность родителей 53% 67%
Перспективы: дальнейшее изучение технологии раннего выявления семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства; поиск новых условий, форм и методов работы по профилактике социального сиротства; продолжение повышения педагогической компетентности у родителей воспитанников.
Скачать Семейный клуб в детском садике
Рекомендуем посмотреть:
Информационно-познавательная газета для родителей в детском саду Консультация для воспитателей по теме «Работа с родителями в ДОУ» План работы с родителями подготовительной группы на год Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду через игровую и досуговую леятельностьПохожие статьи:
Автор: Ирина Юрьевна Сорокоумова
Опубликовано: 2008 дней назад (5 мая 2019)
Просмотров: 1384
Рубрика: Статьи
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!