Опыт работы воспитателя детского сада. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Из опыта работы по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности, и я считаю, что экологическое воспитание необходимо начинать именно в дошкольном детстве, прививать детям любовь к природе с самого раннего возраста .
Малыши восторгаются при виде цветка , бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Я хочу научить их беречь и охранять природу , всё живое, окружающее нас.
Поэтому главным и основным направлением в работе я выбрала именно экологическое воспитание.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Формирование первоначальных элементарных умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка.
2. Воспитание гуманного, эмоционального, положительного ,бережного отношения к миру природы. Развитие чувства эмпатии ( сочувствия, сопереживания) к объектам природы.
3. Формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь, предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к природе .
4. Помочь детям осознать, что человек – особа разумная, все же только часть природы.
Работу по воспитанию экологической культуры начинаю с детьми раннего возраста .
На основе развития положительных эмоций учу детей наблюдать за сезонными явлениями и объектами природы, слушать звуки, подражать им.
Организуем элементарные опыты и игры с водой , где дети наблюдают как она льётся, течет, может быть холодной, тёплой, горячей и т.д.
При этом я использую много потешек, стихов.
Знаем, знаем да-да-да.
Где ты прячешься вода!
Выходи , водица
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку
Лейся, лейся, лейся
Посмелей
Умывайся веселей!
Привлекаю внимание детей к цветущим растениям , вызывая желание смотреть на них и любоваться их красотой.
Показываю как их надо поливать, используя при этом различные игровые приемы и персонажи: матрёшку, птичку, бумажную бабочку, куклу Катю и Ваню ., игры : ” Где спряталась игрушка?”, “Цветочный магазин” и другие. Обращаю внимание детей на особенности овощей и фруктов . Помогаю усвоить материал о них с помощью дидактических игр : “Чудесный мешочек “ ,“Узнай на вкус”, “Загадай я отгадаю” и другие. Провожу интересные занятия по знакомству с ними, используя кукол Деда и Бабы , различных животных , инсценировок и театрализаций , муляжей овощей и фруктов . Учу малышей устанавливать причинно- следственные связи. Дети подрастают и у них формируется устойчивое внимание и интерес к живой и неживой природе . Дети очень любознательны и организация элементарной поисковой деятельности помогает мне ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира .
В младшей и средней группе мы проводим такие опыты, как : какие предметы тонут, а какие нет, из чего прочнее запруды -песка,глины, камней, кто играет листочками, кто нагрел предметы и т. д.
В старшей и подготовительной группе выясняем, какого цвета снег, куда течет вода, кто посеял одуванчик и другие. Большую работу стараюсь проводить по знакомству детей с птицами . Для того, чтобы дети усвоили элементарные представления о птицах проводим ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни.
Широко применяю художественную литературу: произведения К .Д. Ушинского , В. Бианки , М. Пришвина загадки, стихи о пернатых друзьях.
Знакомлю детей с особенностями жизни животных в разные сезоны года, их внешним видом и умением приспосабливаться к окружающей среде . Для закрепления этих знаний использую дидактические игры:” Летают, бегают, прыгают”, “Чей домик”, “У кого какая мама”, “Ты чей малыш” и т. д.
Одна из традиционных форм работы с детьми по экологии КВН. Кроме воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней воспитывает быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Интересным и привлекательным занятием является изготовление поделок из природного материала. Поэтому, работая в старшей и подготовительной группе, я организую кружок “Лесные друзья”, который очень любят дети. Поделки из шишек , кореньев, скорлупы орехов, аппликации из засушенных листьев , семян , являются прекрасными источниками развития творческих способностей.
Работу по экологическому воспитанию стараюсь вести в тесном контакте с родителями. Совместно проводятся экологические праздники, КВН , викторины, родительские собрания на темы: “Воспитание бережного отношения к природе”, “Научимся любить все живое”, “Обогащение детей знаниями в процессе труда в природе” и т. д.
Я уверена, что вместе с родителями, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы сумеем воспитать в детях такие качества как доброта , терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойными за природу и молодое поколение.
Тема экологического воспитания очень обширна , мною она ещё не до конца проработана и поэтому я беру ее снова и снова.
И на протяжении многих лет , до выпуска детей в школу , я буду формировать у них экологическую культуру, воспитывать любовь к природе и гуманное отношение к ней.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание" Экологический проект в детском саду Конспект НОД по экологии для старшей группыПохожие статьи:
Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы
← Сценарий спортивного развлечения в детском саду с родителями. Старшая группа | Конспект занятие в детском саду "Зимующие птицы". Средняя группа →
Автор: Татьяна Вадимовна Зеленова
Опубликовано: 2559 дней назад (21 декабря 2017)
Просмотров: 4048
Рубрика: информационная статья
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|